Мастер-класс "Дом, который построим мы" : Внеклассная работа

Цель: приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, углубление представлений о традициях и обычаях нашего края.

Задачи:

  • Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению знаний о культуре русского народа.
  • Построить общий дом в русско-национальном стиле.
  • Развивать творческие способности.
  • Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
  • Развивать коммуникативные навыки. (Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям)

Психолого - педагогические задачи:

  1. Повышение уровня учебной мотивации.
  2. Развитие творческого мышления.
  3. Активизация высших психических функций (ВПФ).
  4. Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.

Предметные области, затронутые на этом уроке: литература, музыка, театр, ИЗО, технология

Участвуют: учителя начальных классов Тарского района, учитель начальных классов, учитель музыки и технологии

Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся, учитель, учитель музыки.

Оборудование: бревнышки, дома со словами: чистота, здоровье, находчивость, познание, взаимопонимание, радость, дружба, трудолюбие, взаимопомощь, дружба, мудрость, слайд - фильм, конверты с "рожицами" с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные, семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др. Материал для работы "Мастер класс",соленое тесто - слепить, досочки раскрасить, фартук - украсить, скатерть - украсить аппликацией из ткани, половичок - сплести косички и сшить, чтобы получился маленький половичок - кружок, вазочка - украсить природным материалом.

В классе оформлен уголок в русском стиле "Хозяюшка". Памятка "Улыбнись себе и другим".

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: Психологически настроить на работу на уроке. Сконцентрировать внимание детей.

1) Чтение стихотворения учителем

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в работе помогать.

2) Знакомство друг с другом.

Встаньте в круг. Давайте познакомимся друг с другом. Назовите имена и ласковое слово на первую букву своего имени, похвалите себя. (Начать с себя)

3) Снятие негативного состояния.

Весь негатив, который присутствует у каждого из нас, с негативом с которым столкнулись при приезде к нам, сгоним в центр круга (прямо с движениями рук, дуть) откроем дверь и весь негатив выгоним на улицу. Улыбнулись друг другу, какие мы все с вами хорошие, добрые, умные, красивые.

2. Постановка учебной задачи и цели занятия.

Цель: Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению знаний о культуре русского народа. Вывести вместе с детьми учебную задачу урока. Поддерживать стремление и желание детей к овладению новыми знаниями

1) Читает учитель

Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, почему именно его я решила прочитать для вас.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом! (Слайды домов красивых)

- Сегодня мы собрались с вами, как самые старшие, мудрые, опытные ученики начальной школы.

Мы встретились для не совсем обычного дела: нам придется "усыновить" домовенка и построить ему дом, в котором ему будет тепло, спокойно и уютно.

2) Беседа с детьми

Кто такой домовенок? Где он обычно живет? Почему он стремится жить рядом с людьми?

3) Обобщение учителя

Домовой, по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме.

Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает вас, но бывает, что наказывает нерадивых хозяев. Вот и у нас в школе есть свой домовой, молоденький. А зовут его Кузька, Кузьма. Но в последнее время загрустил Кузя. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. А Кузе нравится дом в русском стиле, чтобы окна светлые, ставенки расписные, узорчатые. А в доме чистота, уют, красивые вышитые, выбитые наволочки, салфетки, скатерти, занавески, рушники. А мебель и предметы для кухни, сделанные деревенскими мастерами, чтобы были резные, расписные.

- Построим мы ему такой дом? (появляется домовенок Кузя - педагог, выбранный из числа гостей)

3. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения поставленных задач.

Цель: Расширять кругозор учащихся, учить слушать товарищей, развивать речь, память, мышление, формировать навык выразительного чтения. Учить осуществлять проверку учебной деятельности. Оказывать взаимопомощь. Воспитывать чувство радости общения друг с другом.

Разговор учителя и домовенка:

- Пойдешь Кузя к нашим ребятам жить в новый дом?

Домовой:

- Ну, нет. Я их вообще плохо знаю. На переменах бегают, кричат, а иногда и подзатыльники дают.

А вдруг и этот дом будет такой же? Я должен посмотреть, проверить, какой это будет дом,

что в нем будет, а потом и подумаю. Испытай их, а я познакомлюсь поближе.

Учитель:- Ну что? Покажем себя?

Задание 1.

- Мы будем строить дом. Дом, который строит строитель, держится на фундаменте. А что такое

фундамент? Обобщение.(Опора, основа дома и какой фундамент будет, такой и будет дом).

- А что самое главное должно быть в семье, чтобы в ней был всегда мир, покой, счастье, понимание.

На чем же тогда держится фундамент нашей семьи и наш дом? Кто обобщит?

Вывод учителя: Мудрость

С первым заданием мы справились хорошо. У нашего дома появился фундамент.

- Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, обращалось внимание на множество примет при выборе места под избу, при закладке дома, при подъеме сруба, при установке потолочной балки, крыши и т. д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце.

Беседа.

- Какой угол в доме назывался красным?

- Какое деревце можно было поставить в красный угол?

- Для чего ставили деревце? (Рябину, елку, березку, дуб, - чтобы был здоров хозяин и все семейство.)

А под углы дома было принято класть деньги и зерно.

- Для чего? (Для богатства)

Шерсть для чего? (для тепла) Ладан для чего? (для святости)

И, безусловно, было много присловий, поговорок, касающихся дома.

Учитель обобщает сказанное и приводит свои поговорки.

Всего дороже честь сытая да изба крытая.

Своя хатка - родная матка.

Изба жильем пахнет.

А теперь быстро, слажено начнем складывать сруб нашего будущего дома. Какие умения, навыки, знания, качества нам пригодятся?

На бревнышках напечатаны слова: Дружба, трудолюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, радость, находчивость, познание, чистота, здоровье, любовь, смекалка. По одному берут бревно и поясняют значение слова. Дом готов.

1) Разговор домовенка Кузи и учителя.

Учитель: Ну что, Кузьма, нравится тебе наш дом?

Кузя: Нравится, нравится! Ну, в нем чего-то не хватает.

Учитель: А я сейчас поставлю крышу и окошко. Нравится?

Кузя: Очень нравится. В это окошко я буду смотреть, и наблюдать за вами.

(появился весь дом на слайде)

Учитель: В новом доме люди должны жить здоровыми. Здоровье ценилось больше всего. В здоровом теле, здоровый дух. Нынешние ученые доказали, что хороводы очень полезны для здоровья. Хотите поправить ваше пошатнувшееся здоровье, или просто получить заряд доброй энергии - становитесь в круг. А какие пели песни в старину на Руси, когда водили хоровод? Конечно же, русские народные. Знаете ли вы такую песню? (Хоровод "Во поле береза стояла:")

Домовенок. А я хочу сейчас вас проверить. А что обязательно должно быть в доме.

Стренцы - бренцы,
Ножи, веретенцы!
Ложки, плошки!
Сковородки, лукошки!
Топор, гребешок!
Припасай денег мешок!
А сейчас вы не зевайте,
Мои загадки отгадайте.

2) Загадки (слайд):

1. У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Без водички моется (Кошка)

2. Мать толста,
Дочь красна,
Сын - сокол
Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

3. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)

4. -Черныш-загарыш!
Куда поехал?
- Молчи, кручено-верчено,
Там же будешь (Чугун и горшок.)

5. В брюхе - баня,
В носу решето,
На голове - пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)

6. Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковшик)

7. По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок - не ворохнётся. (Веник)

8. Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце)

Домовенок:

Это я, ваш домовой,
Подружились вы со мной.
Мастерицы есть у вас?
Вяжут вещи - просто класс.
А о доме, об уюте
Вы подумать не хотите?
Может, кто-то мне подскажет,
Кто из вас салфетки вяжет,
Скатерти, фартуки и шторы?
Есть такие в вашей школе?

4. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: Настроить на выполнение практической работы. Воспитывать чувство радости общения друг с другом. Развивать фантазию у детей, умение творить, создавать свои шедевры. Воспитывать самостоятельность, познавательную деятельность . Умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.

1). Рассказ учителя.

Русский народ славился не только метким и острым словцом, но и своим мастерством.

В жизни нас окружает много необходимых и нужных нам вещей. Но некоторые из них должны ещё и радовать нас, приносить удовольствии. Пользуясь ими, мы наслаждаемся их красотой, необычностью. Они интересны и необыкновенны. А какие чудеса творили русские мастера из бересты - березовой коры! С давних времен люди делали из нее самые разные вещи: посуду, короба, лукошки, хлебницы, солонки, даже маленькие сундучки.

А самыми известными были туески - круглые коробочки с крышкой и ручкой. Их брали с собой в дорогу - они были очень легкие и прочные, потому что береста почти не гниет.

2). Работа с выставкой. Уголок в русском стиле "Хозяюшка".

Семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др.А делают их талантливые и добрые люди. И мы сейчас с вами покажем свои таланты и мастерство.

3). Мастер класс "Рукам работа - душе праздник!".

Чтобы стол выглядел красиво нужна праздничная скатерть.

Чтобы хозяйка выглядела красиво, мы ей украсим фартук.

Расписать разделочную доску.

Каждой хозяйке нравится, когда ей дарят цветы. А для них нужна вазочка. Украсим вазочку.

Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Ваша задача из соленого теста вылепить куличи.

Любой дом в старину украшали чудо-половики - плод старательной и кропотливой работы наших бабушек. Свяжем половичок для домовенка.

По ходу выполнения звучит песня.

5. Подведение итогов урока с применением рефлексии.

Цель: Выявить и проанализировать результаты проделанной работы. Узнать отношение детей к проведённому занятию, каков психологический климат в классе, какое настроение у учащихся.

1). Разговор учителя с домовенком Кузей.

Сегодня мы не соревновались, не соперничали, а вместе делали общее, нужное дело.

Мы строили дом, в котором будем жить все вместе. Дом, в котором, как вы сказали в самом начале, будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.

Домовенок Кузя: Вот молодцы! Порадовали вы ребята меня. В таком доме я буду жить с удовольствием. Буду вам помогать. Буду вас оберегать. Буду покровителем вашего дома.

Учитель: А чтобы нам весело, дружно было жить в этом доме, мы справим новоселье А наши гости тоже оставят свои впечатления от праздника. Прикрепите, кому у нас понравилось, на поляну у дома цветы. Смотрите, как у нас стало красиво.

2). Рефлексия.

- А на крыше нашего дома мы поместим общую фотографию. В этих конвертах лежат "рожицы".

Если вам было на нашем занятии: то выберите такую рожицу. Подпишите имя и фамилию. Это будет наша общая фотография, наклейте рожицы на крышу.

3). Обобщение по занятию. Учитель.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной .Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Наш класс - тоже семья. У нас свои традиции сложились. Чаепитие - одна из наших традиций. И сегодня мы ее не будем нарушать.

Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция - гостеприимство. Дорогие гости, приглашаем вас к нашему столу.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он усталость прогоняет,
И недуги исцеляет.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Комплексное занятие в подготовительной группе по теме "Кто главный в лесу?" :: Комплексное занятие для детей второй младшей группы на тему "Чудо-дерево", посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского :: Здоровьесберегающая деятельность воспитателя :: Методическая разработка "Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственности" :: Конспект комплексного занятия по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Тема: "Путешествие зайчат в лес" :: Скрюченный домишко ( Crooked House ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Merdes / Стол письменный Домино СД-45С ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD