Программа "Добрые волшебники Урала" : Внеклассная работа

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его творческого становления является доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека.

Программа дополнительного образования обучающихся по художественно - прикладному творчеству “Добрые волшебники Урала” (в дальнейшем - Программа “Добрые волшебники Урала”) предназначена для обучающихся 1-3 курсов по специальностям 050144 “Дошкольное образование”, 050146 “Преподавание в начальных классах”, 050148 “Педагогика дополнительного образования” и других специальностей. Она предназначена для всех, кто увлекается различными видами декоративно – прикладного искусства, художественным трудом и владеет первоначальными знаниями, умениями, навыками обработки различных материалов, кому не безразлично развитие художественной культуры Урала.

В связи с тем, что в учебных программах “Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом” специальность 050144 “Дошкольное образование”, “Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству” специальность 050146 “Преподавание в начальных классах”, “Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство” специальность 050148 “Педагогика дополнительного образования” уделяется незначительное количество часов (или совсем не уделяется) на знакомство с декоративно–прикладным искусством Урала, на знакомство с творчеством П.П.Бажова и Д.Н.Мамина–Сибиряка, возникла идея создания программы. Программа дополнительного образования обучающихся по художественно-прикладному творчеству “Добрые волшебники Урала” - является авторской, она вводит обучающихся в удивительный мир творчества П.П.Бажова и Д.Н.Мамина–Сибиряка.

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития.

Могуч и прекрасен горный Урал, далеко расходится слава о щедрой его природе, славен Урал и делами живущих здесь людей. Программа “Добрые волшебники Урала” предназначена для знакомства с творчеством уральских писателей П.П.Бажова и Д.Н.Мамина–Сибиряка. Герои уральских сказов П.П.Бажова, трогательных рассказов и сказок Д.Н.Мамина–Сибиряка предстанут перед обучающимися и воплотятся в продуктивной деятельности. Именно через изготовление героев сказов и сказок, различных предметов из них будет происходить знакомство с творчеством уральских сказочников, их особенностью.

Молодому поколению, нашим детям, внукам, необходимо отстоять и приумножать ценности уральской культуры, сохранить ее самобытность, приобрести развитое национальное самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего края, будет знать, дорожить, гордиться его художественными сокровищами, постигая через них души людей, обживших эту землю и трудившихся на ней.

Программа “Добрые волшебники Урала” по своему содержанию является художественно – эстетической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации – одногодичной.

Программа разработана с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта и направлена на:

  • создание условий для развития личности обучающихся;
  • развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для творческой самореализации личности обучающихся, их интеграции в системе мировой и отечественной целостности процесса, психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающихся;
  • владение практическими умениями и навыками работы в различных видах художественной продуктивной деятельности.

Цель программы “Добрые волшебники Урала” - развитие творческого потенциала обучающихся, привитие интереса и любви к культуре, истории родного края, в необходимости сохранить и передать свои знания и приобретенные умения, навыки своим будущим воспитанникам и ученикам.

Задачи программы “Добрые волшебники Урала”:

- расширить знания обучающихся о декоративно – прикладном, художественном искусстве Урала, способствовать их систематизации;

- формировать у обучающихся устойчивый интерес и любовь к истории своего края, к творчеству своего народа;

- развивать у обучающихся художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственное представление, оформительскую культуру, изобразительные способности, эстетический вкус;

- расширять и совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся при обработке разных материалов;

- совершенствовать умения делать эскизы и зарисовки изделий, читать чертежи, схемы, умения и навыки общей культуры труда.

Так же как и программа образовательной области “Художественное творчество” - Федеральные Государственные Требования, “Искусство” - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, программа “Добрые волшебники Урала” способствует развитию личности обучающегося в развитии эстетического восприятия мира, художественно – творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых обучающийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Программа “Добрые волшебники Урала” включает в себя разделы:

  • Работа с бумагой.
  • Работа с тканью, нитками.
  • Работа с бисером.
  • Работа с пластилином, соленым тестом.
  • Работа с бросовым материалом.

Данная программа предусматривает продолжение знакомства с обработкой разных материалов, совершенствование технологий при обработке бумаги, картона, ткани, глины и др. материалов и в процессе продуктивной деятельности, изготовлении продукта, обучающиеся применяют полученные ранее знания на занятиях по изобразительному искусству, технологии (практикуму по художественной обработке материалов), на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному конструированию. На занятиях по программе “Добрые волшебники Урала” обучающиеся работают в разной технике: плоской и объемной аппликации, оригами, бумагопластике, конструировании, папье–маше, росписи, лепке и др., выполняют изделия из бумаги и картона, ткани и волокнистых материалов, пластилина, бросового и др. материалов.

Большое внимание уделяется формированию у обучающихся умения самостоятельно и творчески подходить к выбору изделия, приемов работы, подбору материалов, оформлению и отделке изделий.

Программа “Добрые волшебники Урала” рассчитана на 70 часов, занятия проводятся в течение 2-х семестров, они проводятся в свободное от занятий время, 1 раз в неделю по 2 часа:

  • 1 семестр - 32 часа;
  • 2 семестр - 38 часов.

Форма занятий может быть разной – это занятия, на которых предполагается знакомство с теорией изучаемой темы, практические занятия по выполнению продукта деятельности, занятия – встречи с мастерами, экскурсии в краеведческий музей, участие в конкурсах, проведение праздников, посиделок, посещение, организация и проведение выставок в колледже и за его пределами. Большая часть занятий проводится в практической форме (декоративная, практическая и самостоятельная работа, конструирование, формообразование), в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

В конце каждого семестра организуется выставка работ обучающихся, работы могут быть отобраны в постоянный выставочный фонд колледжа.

В программе “Добрые волшебники Урала” приводится примерная тематика занятий.

В процессе обучения обучающиеся продолжают знакомиться:

  • с предметом труда – используемым материалом;
  • с орудиями труда – используемыми инструментами;
  • с деятельностью человека в труде – умениями выполнять необходимые операции определенными инструментами, использовании продукта деятельности в дальнейшем (в быту, в оформлении учебного заведения, в качестве подарка, сувенира и др.).

Основу обучения составляют приобретенные знания, умения, навыки, качество, творчество, принципы организации процесса обучения опираются на:

  • целенаправленность;
  • системность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • самостоятельность.

Информационный материал, используемый на занятиях, небольшой по объему, т.к. основной материал обучающиеся получают на основных занятиях по предмету, он дается как перед конструированием, изготовлением изделий, поделок, игрушек, так и во время продуктивной деятельности. Готовый продукт (изделие, поделка, игрушка) обыгрывается, используется для создания сложных композиций на темы литературных произведений П.П.Бажова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, для сюжетно-образной игры, для оформления.

Выполнение творческих работ, композиций на темы сказов П.П.Бажова, сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка служат развитию воображения и фантазии у обучающихся, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Обучающиеся не только выполняют изделия, поделки, игрушки, композиции, также выполняют разбор и анализ продуктов деятельности, созданных обучающимися.

При выполнении работ, композиций перед обучающимися ставится задача определить назначение своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий обучающиеся работают по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, творчество.

Обучающиеся выполняют изделия индивидуально, в группе, коллективно. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Обучающимся может быть предложено домашнее задание в виде самостоятельной работы поискового характера по сбору, коллекционированию в альбомах изобразительного и другого материала, материала о творчестве П.П.Бажова, Д.Н.Мамина–Сибиряка, который может быть использован в дальнейшей работе с детьми, а также во время педагогической практики.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков обучающихся является анализ и оценка творческих работ, решение викторин, кроссвордов, представление работ на выставки разного уровня и др.

Оценку работ следует проводить по следующим критериям:

  • декоративность (композиция, форма, цветовое решение, использование изобразительных, декоративных элементов);
  • содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);
  • индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна).

Проведение праздников, знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами, выставка творческих работ, экскурсии в краеведческий музей проводятся в свободное от занятий время.

Для формирования художественно – творческой активности обучающиеся должны:

  • уметь в процессе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической деятельности обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно – образного языка декоративного искусства, художественного конструирования, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства, уметь связывать готовый продукт деятельности (изделие, поделку, игрушку, композицию) с произведениями уральских сказочников;
  • уметь выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей через произведения П.П.Бажова, Д.Н.Мамина–Сибиряка;
  • знать технологию обработки разных материалов, уметь применять разные материалы, техники в разработке разных продуктов деятельности, связанных с тематикой произведений уральских сказочников;
  • проявлять наблюдательность, фантазию, творчество в разработке художественных изделий, проектов при их изготовлении, связанных с тематикой произведений П.П.Бажова, Д.Н.Мамина–Сибиряка;
  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида;
  • применять полученные знания, умения и приобретенные навыки в практической деятельности, в работе с детьми во время педагогической практики, в повседневной жизни.

Общее количество часов по семестрам.

  • 1 семестр - 32 час. (теоретических – 4, практических – 28);
  • 2 семестр - 38 час. (теоретических – 5, практических – 33).

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование темы Кол-во часов В том числе
теорет. практ.
  Использование мотивов произведений уральских писателей в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства 70 9 61
1. Вводное. Знакомство с творчеством уральских писателей. 2 2 -
2. Знакомство с творчеством уральских писателей. 10 2 8
3. Знакомство с творчеством П.П.Бажова. 30 2 28
4. Знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка. 26 3 23
  Проведение праздников      
  Знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами.      
  Выставка творческих работ. 2 - 2
  Экскурсия в краеведческий музей.      

Учебно-тематический план 1 семестр

№ п/п Наименование темы Кол-во часов В том числе
теорет. практ.
  1 семестр      
  Использование мотивов произведений уральских писателей в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства 32 4 28
1. Вводное. Знакомство с творчеством уральских писателей. 2 2 -
  Работа с бумагой. 30 2 28
2. Техника - рисование.

Выполнение украшений.

2 - 2
3. Техника – нетрадиционное рисование.

Выполнение рисунков по мотивам уральских писателей.

2 -  

2

4. Техника - аппликации.

Выполнение аппликации (плоской, объемной)

Выполнение аппликации из бумаги, окрашенной “под мрамор”.

2

4

-

-

2

4

5. Техника - квиллинг.

Изготовление цветов.

Конструирование и изготовление украшений.

4

2

1

-

3

2

6. Техника - оригами.

Изготовление поделок, объемных аппликаций

2 - 2
7. Техника - вырезывание.

Выполнение композиций из бумаги, картона.

4 1 3
8. Техника - бумагопластика.

Конструирование поделок (цветов, сказочных героев) из бумаги, картона.

8 - 8
  Проведение праздников

Знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами.

Выставка творческих работ.

Экскурсия в краеведческий музей.

     

Учебно-тематический план 2 семестр

№ п/п Наименование темы Кол-во часов В том числе
Теорет. Практ.
  2 семестр      
  Использование мотивов произведений уральских писателей в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства 38 5 33
  Работа с бумагой. 6 1 5
1. Техника - папье–маше.

Изготовление объемных поделок, игрушек.

6 1 5
  Работа с тканью, нитками. 20 3 17
2. Техника - шитье.

Изготовление игрушек, панно из ткани, ниток, волокнистых материалов.

12 2  

10

3 Техника – вязание.

Изготовление поделок из ниток.

8 1 7
  Работа с бисером. 6 1 5
4 Техника – бисероплетение.

Изготовление объемных поделок из бисера.

6 1 5
  Работа с пластилином, соленым тестом. 4 - 4
5. Техника – лепка.

Изготовление объемных поделок из глины, пластилина, соленого теста.

4 - 4
  Проведение праздников

Знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами.

Выставка творческих работ.

Экскурсия в краеведческий музей.

 

 

2

 

 

-

 

 

 

2

   

Содержание программы.

Домашнее задание.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира "Растения-производители". 3-й класс :: Написание разделительного твердого и мягкого знаков в словах. 3-й класс :: Разработка урока окружающего мира по теме "Природное сообщество. Озеро" :: Урок в 1-м классе "Школьные правила" :: Педагогическая концепция "Здоровье ребенка – залог успешности обучения" :: МЭГ ( Meg ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-01-К ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD