Сценарий игры-викторины "Что за прелесть эти сказки…", посвященной дню рождения А.С.Пушкина : Внеклассная работа

Звучит фонограмма вальса Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести “Метель”.

Демонстрируется слайд “Кузнецкий мост” (слайд-комплект “Путешествие в пушкинскую Москву”).

Ведущая:

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! А.С.Пушкин

“Многовековая история столицы Государства Российского неотделима от имен русских царей и политических деятелей, ученых, художников, артистов, писателей.

В нашу жизнь прочно вошли понятия: Москва Ивана Грозного, Москва Ломоносова, Лермонтова, Толстого, Станиславского, Есенина, Булгакова. Однако, пожалуй, наиболее близкой и притягательной для нас является Москва пушкинская, как и все, что связано с самым дорогим и любимым для русского человека именем – именем Пушкина”. (Ю.М.Лужков)

Демонстрируется слайд “А.С.Пушкин”(слайд-комплект “Путешествие в пушкинскую Москву”).

Ведущая: Москва – родина поэта. Здесь он родился, здесь был крещен. Самый продолжительный из московских периодов жизни А.С.Пушкина – детство – прошло в старой Москве. До наших дней сохранилось множество памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством.

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед. А.С.Пушкин

Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова из оперы “Сказка о царе Салтане”

(Увертюра к первому действию).

На заднике сцены – проекция слайда “В.Максимов “Бабушкины сказки”.

Ведущая:

За окном темным-темно.
Звезды выпали на облачные межи.
Дети спят. Луна - в окно.
Глубоки их сны и свежи.

Сказки Пушкина послушав,
Лишь глазенками горя,
Снится им в лесу избушка
И тридцать три богатыря.

И невод с золотою рыбкой…
О, как беспечны сны детей,
На лицах их следы улыбки
От сказок тех далеких дней.

Те сказки мне давно поведал
Волшебник, чудо-чародей,
Переложивший в стих беседы
Старушки-нянюшки своей… М.Липкин

Демонстрируется слайд “И.-Е.Шатобрен. А.С.Пушкин”.

Ведущая: Как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна.

Демонстрируется слайд “Барельеф няни А.С.Пушкина”.

Ведущая: “Няня, сказку!” – требовал трехлетний Саша…

- Обожди, батюшка, будет тебе сказка. Вот братца спать уложим, останемся одни большие, будем сказки сказывать…”.

Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. Под присказки, припевки, прибаутки, которые сыпались, как камушки с перестуком, хотелось притоптывать, стучать ложкой по столу, повторяя их бойкий лад.

Тень-тень-потетень,
Среди города плетень…
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Сидит ворон на дубу…

Под протяжные песни он медленно покачивался, переступал с ноги на ногу или сидя – вместе с креслицем. Под эти песни он засыпал.

Постепенно стал он понимать отдельные слова, что-то представлять, видеть то, о чем пелось. Няня пела про востроносую лодку с гребцами - удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами… И он сам уплывал в сон…

А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно. Но, в конце концов, побеждали. Добрые – они оказывались все-таки сильнее. Он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений – уже во сне.

…Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…”.

Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
О них мы узнаем из сказок великого поэта.

Максим Горький писал: “Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну”.

А вы, помните ли эти сказки?

    • Три девицы под окном
      Пряли поздно вечерком… (“Сказка о царе Салтане…”)
    • Жил старик со своею старухой… (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
    • Жил-был поп… (“Сказка о попе и о работнике его Балде”)
    • Негде, в тридевятом царстве
      Тридесятом государстве,
      Жил-был славный царь Дадон… (“Сказка о золотом петушке”)
    • Царь с царицею простился,
      В путь-дорогу снарядился… (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)

Ведущая: Известно, что поэт искренно любил и увлекался народными сказками. Будучи сослан за свои вольнолюбивые стихи в деревню Михайловское, Пушкин коротал долгие зимние вечера, слушая сказки своей няни Арины Родионовны.

“Вечером слушаю сказки моей няни, - писал он друзьям, - и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно”.

Демонстрируется слайд “В.И.Обозная “Пушкин и няня”.

Ведущая:

Михайловское. Бури завыванье,
А Пушкин с няней в комнате сидит.
И старины народные преданья
Она ему неспешно говорит… К.Колесникова “Пушкин в Михайловском”

В письме к своему брату Л.С.Пушкину Александр Сергеевич сообщал, что по вечерам слушает сказки няни. И тут же восторженно восклицал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”.

Эта удивительная русская женщина, чье имя Арина Родионовна – известно любому школьнику, не была обучена грамоте. Ее руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была “старушка бедная” с богатой душой, первая муза поэта, “наперсница волшебной старины”.

“Она была для своего питомца, - писал Н.А.Добролюбов, - представительницей русской народности: она ему передавала волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, внушала ему народные чувства и воззрения”.

Увлечение сказками отразилось на творчестве Пушкина. Он стал блистательным мастером сказок. С одинаковым удовольствием их читают взрослые и дети.

Едва за книгой руку протяну
И пушкинские разверну страницы –
Забыто все, я у него в плену,
И тихая беседа наша длится…
Великий Пушкин не ушел с земли,
Он лишь во времени ином, вдали.
Он здравствует во времени ином,
Как твой старинный друг иногородний,
Он, Пушкин, там творит еще сегодня,
Вот только не порадует письмом…
Но книга это возместит сполна,
Она, как путь, связует времена. Д.Кугультинов

Чтецы:

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!

Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

В этих сказках непременно
Происходят чудеса:
На неведомых дорожках
Снова слышим голоса…

На волнах царевна Лебедь,
Светит месяц под косой,
В эти сказки будешь верить,
Даже если ты большой!

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!
Свои двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать! О.Ященко “Сказки Пушкина”

Проводится игра “Пословица недаром молвится”.

Детям раздаются пословицы и поговорки о сказках, написанные слогами на отдельных карточках. Они должны сложить пословицы и поговорки и назвать ту из них, которая звучит в конце пушкинской сказки.

  • Сказка складка – послушать сладко.
  • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Проводится игра “Собери сказку!”

Детям раздаются:

  • книги-сказки А.С.Пушкина,
  • иллюстрации к этим сказкам,
  • предметы из сказок: сеть рыбака, яблоко, зеркальце, веревка, мешок, веретено, орешки.

Задача детей – “Собрать сказки!”

Проводится викторина “Телеграммы” (автор Н.Денисова).

Ведущая:

Пока, ребята, мы играли,
Телеграммы нам прислали.
Кто прислал их? Не пойму!
Помогите мне, прошу!

  • “Едем, едем, скоро будем!
    Мы объехали весь свет;
    За морем житье не худо.
    Вам расскажем, как прибудем!”. (Корабельщики из “Сказки о царе Салтане”)
  • “Ох, друзья, меня не ждите.
    На меня прикрикнула старуха,
    На конюшню служить меня послала”. (Старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”)
  • “Жаль, что к вам не попаду.
    Служу попу славно,
    Усердно и очень исправно”. (Балда из “Сказки о попе и о работнике его Балде”)
  • “Я пирую у девицы,
    В шатре Шамаханской царицы
    Пробуду неделю.
    А к вам уж, потом!”. (Царь Дадон из “Сказки о золотом петушке”)
  • “Не пеняйте мне, друзья,
    Праздник правьте без меня.
    Я иду к пустому месту
    На прекрасную невесту
    Посмотреть еще хоть раз”. (Королевич Елисей из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”)

Звучит фонограмма пьесы П.И.Чайковского “Нянина сказка”.

Демонстрируется слайд “А.Парамонов “Пушкин и няня”.

Проводится викторина “Что за прелесть эти сказки!..”

  • Назовите все сказки А.С.Пушкина!

“Сказка о царе Салтане…”,

“Сказка о Золотом петушке”,

“Сказка о рыбаке и рыбке”,

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”,

“Сказка о попе и о работнике его Балде”,

“Жених”,

“Сказка о медведихе”.

  • Какое приданое получила злая Мачеха-царица?

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

  • Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

  • Я там был; мед, пиво пил –
    И усы лишь обмочил.
    Какие сказки поэт заканчивает такими словами?

“Сказка о царе Салтане…”,
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

  • Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”?

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…

  • Кто и в какой сказке пел песенку “Во саду ли, в огороде…”?

Белка из “Сказки о царе Салтане…”

  • Что кричал Золотой петушок, сидя на спице?

Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!

  • Героиня какой сказки А.С.Пушкина за короткий промежуток времени стала из крестьянки дворянкой, царицей и снова крестьянкой?

Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”

  • Какие соревнования устроил Балда с чертенком?

Кто вперед обежит вокруг моря.
Кто кинет дальше палку.
Кто поднимет кобылу и пронесет ее полверсты.

  • Какими словами обращался старик к Золотой рыбке?

Смилуйся, государыня рыбка!

  • В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство царя Салтана? В комара, муху, шмеля.
  • В каких сказках А.С.Пушкина появляется море?

В “Сказке о царе Салтане…”,

В “Сказке о рыбаке и рыбке”,

В “Сказке о попе и о работнике его Балде”.

Ведущая:

Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться:

Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда – вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года вы радость сказки! Е.Шульга “Если очень захотеть”

Звучит спокойная музыка.

Литература:

  • http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200201807
Читать еще:


Новые материалы:

"Сказки у свечи" :: Организация физической активности детей в условиях дошкольного учреждения с учетом национально-регионального компонента :: Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка, сохранение его физического и психологического здоровья посредством общения с природой :: Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела" :: Проект "Берегите воду". Старшая группа :: Вижу лишь тебя ( All I See Is You, США ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Интеди / Шкаф двухдверный Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD