Литературно-музыкальная композиция, посвященная битве под Москвой : Внеклассная работа

Действие происходит в одной из московских школ в далеком 1941-ом году. На сцене пять парт, на которых аккуратно разложены книги. В проеме окна – зарево.

Слайд 1. На фоне мелодии из песни "Журавли" звучит голос за кадром: «Как разглядеть за днями след нечеткий? Хочу приблизить к сердцу этот след…»

Слайд 2. Звучат птичьи голоса. На этом фоне выходит 1-ая ученица, читает стихотворение и садится за парту.

Вместе весна и лето
Нынче гостят в Москве.
Сколько рассеяно света
В тучах и в синеве!

Мирно Москва проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень...

Радуясь лету и миру,
Утро встречала Москва…

Звучит вальс. Презентация. Слайд 3. Танцуя, выходят ученик и 2-ая ученица, которая читает стихотворение на фоне вальса.

Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуке.
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
Бал выпускной закружил нас с тобою,
Вот и заря в проеме окна!
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война …

Слайд 4. Музыка обрывается, слышны взрывы. Ученик и ученица, а также остальные семь участников  садятся за парты.

Голос Левитана о начале войны.

Школьники за партами. Диалог.

3-я ученица:

– Война… Вся жизнь перевернулась… все поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим зловещим словом…

4-ая ученица:

– Сентябрь… В школе идут уроки… но на лицах даже самых маленьких учеников нет улыбок, на переменах не звучит смех…Враг неудержимо  приближается к Москве, хочет стереть город с лица земли: взорвать, затопить, превратить в огромное озеро, гигантский бассейн!

3-я ученица:

– Нет! Нет! Нет! Москва–сердце нашей Родины! На ее защиту встанет и стар и млад!  Слайд 5. Битву за Москву проиграть невозможно! Во главе Западного фронта, обороняющего Москву, стоит талантливый полководец – Георгий Константинович Жуков. Он и другие командиры принимают срочные меры по обороне нашего города.

1-ая ученица:

– Посмотрите, как изменился наш город… Слайд 6. "Заградительные рвы, словно обнажившиеся нервы, зазмеились около Москвы… "Женщины, старики, дети  роют окопы, мужчины возводят проволочные заграждения, устанавливают «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. Слайд 7. На подступах к Москве взорваны мосты, установлены мины.

5-ая ученица:

– На улицах выросли баррикады. До неузнаваемости  с воздуха замаскированы важнейшие исторические памятники  и объекты: Кремль, Большой Театр. Слайд 8. На Кремлевской стене нарисованы дома и деревья. Не блестят золотом купола Кремля: их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами.

2-ой ученик:

– На крышах домов, в парках, скверах стоят сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. Слайд 9. В ночное время низко спускаться к земле немецким летчикам  мешают аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала.   Слайд 10.

4-ая ученица:

– Воздушные бои разворачиваются прямо над Москвой. Бомбардировщики с ужасным ревом рвутся к  городу. Подобно черной туче, они закрывают собой полнеба. Страшно становится в такой момент…

Звук сирены воздушной тревоги.

– Ребята,  звучит сигнал воздушной тревоги. Все должны спуститься в метро. Слайд 11. Во время бомбежек в метрополитене  можно найти приют: здесь есть запасы питьевой воды, оборудованы медпункты, организованы библиотеки… 

6-ая ученица:

– Нет, наши летчики преградят путь вражеским самолетам. Бесстрашные, сильные в своем мастерстве, они совершают тараны, а таранит победитель! Запомните имя Виктора Талалихина – героя первого в истории авиации ночного тарана  под Москвой 8 августа  1941 года. Слайд 12.

7-ая ученица читает  стихотворение.

Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.
 
Без показной и пафосной бравады
В смертельный отправлялись вы вояж.
И самой дорогой тогда наградой
Была звезда на тёплый фюзеляж.

4-ая ученица:

– До свидания, ребята! Я ухожу на фронт... (Уходит со сцены.)

6-ая ученица:

– Ноябрь… На подступах к городу идут ожесточенные бои…Но вопреки всему  7 ноября на Красной площади прошел военный парад, который показал всему миру, что наш город… наша Москва …не сдается и боевой дух армии не сломлен. Слайд 13.

2-ой ученик читает стихотворение.

Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удивленно головой.
Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый,
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!
Кто может победить такой народ?..
Не забывайте сорок первый год!..

– До свидания, ребята! Я ухожу на фронт... (Уходит со сцены.)

8-ая ученица:

– Нет, наш народ победить нельзя! Презирая смерть, солдаты сражаются до последней капли крови, понимая, что на подмосковных полях решается судьба Отечества.

Слайд 14. Волоколамское шоссе… Бой под Дубосеково … 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова четыре часа отражают танковые атаки немцев.  От  разрывов вражеских снарядов в воздухе стоит завеса из снега, копоти и земли. В  разгар боя политрук Василий Клочков обращается к бойцам со словами, которые выразили   чувства и мысли всех защитников нашего города: "Велика Россия, а отступать некуда  –   позади Москва!”

3-я ученица читает стихотворение.

Кружилась в поле злая осень,
Шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь,
А за спиной была Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая, там и тут.
“Так защитим Москву, родные!” –
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров.
“Так за Москву, за нас, ребята!” –
Последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.

– До свидания, ребята! Я ухожу на фронт...(Уходит со сцены.)

1-ый ученик:

– С началом войны  и наши ровесники, вчерашние московские  школьники, босоногие мальчишки, поступили в Подольские военные училища.

Десятиклассники.
Огненный выпуск.
Фото в июне
на школьном дворе.
Челки, косички,
рубашки навыпуск.
Мир нараспашку...
и бой в октябре…

Слайд 15. Проучившись  всего три  месяца, курсанты, многие из которых еще ни разу не брились,  не влюблялись, первыми по приказу встали на защиту Москвы  и заслонили  собой город от врага.… Пять дней героически сражался передовой отряд Подольских военных училищ,  отходя с одного рубежа на другой. От бомбовых  ударов, артиллерийского и минометного огня  вся земля вокруг  встала дыбом, и, казалось,  ничто живое на ней не уцелеет…

8-ая ученица читает стихотворение.

На стуже залёг боец
Во свежей воронке-яме .
Приник он, совсем юнец,
К земле, словно к родной маме.
Задул сиверок, суля
Морозы ещё покрепче,
И слышно: сама земля,
Земля, а не кто-то
Шепчет
Взволнованные слова
Под сенью тревожной ночи:
– Сынок, позади Москва!
Ни шагу назад, сыночек!
В честь фюрера своего
Всё метят кровавой метой.
Чего захотели – ишь!
Господства над всей планетой.
Сынок, припади ко мне ,
Почуй прибавленье силы,
И недруги на войне
Не минут своей могилы .
Безумствует вражья спесь
И прёт на рожон, похоже
Свобода, сынок, и честь
Нам жизни самой дороже!
Сквозь дым и густой свинец
Земля словно ждёт ответа,
Рывком поднялся боец,
И недруг невзвидит света!

1-ый ученик и 8-ая ученица уходят со сцены:

– До свидания, ребята! Мы уходим на фронт...

Слайд 16. 7-ая ученица  без аккомпанемента исполняет песню Б. Окуджавы «Ах, война…».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Сцена прощания матери и  дочери, уходящей на войну.

Дочь (1-ая ученица). Мама, мамочка, я пришла попрощаться... получила разрешение...

Мать. Какое разрешение?

Дочь. Я ухожу добровольцем на фронт.

Мать. Кровиночка моя, ты на фронт? Не пущу, не пущу и все! Какой из тебя солдат – посмотри на себя в зеркало, ты же совсем ребенок!

Дочь. Мама, мамочка, как же так? Ты сама говорила, что мы – дети России, Москвы, мы в долгу перед ней. Неужели я могу остаться дома? Кто, если не я? Прости меня,  мама? (Уходит.)

Мать. Я буду ждать тебя, горюшко мое! Зорюшка моя!
 
Слайд 17. 2-ая ученица читает стихотворение и уходит со сцены.

Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
– Батарея-а-а!
(Ой, мамочка!..
Ой, родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
– Ой, мамочка!..
– Ой, страшно мне!..
– Ой, мама!.. –
И снова:
– Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.

6-ая ученица:

– Когда-то маленькая девочка в своей школьной тетради написала об Илье Муромце: «Если его одолевает злой  нахвальщик, то сама русская земля вливает в него силы». Могла ли она подумать, что и ей  в час испытаний земля-матушка даст могучую, недевичью силу?

7-ая ученица:

– Кто она – эта девочка?

6-ая ученица:

– Ученица 10 класса одной из школ города Москвы, разведчица, партизанка – Зоя Космодемьянская…Слайд 18.  Маленькая героиня , не знавшая, что такое предательство…Немцы пытали ее, но услышали из ее уст: «Это счастье – умереть за свой народ!»

5-ая ученица читает стихотворение и уходит со сцены.

Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал.. .
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал...

И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот...

7-ая ученица:

– Нет больше Зои… Нет будущей матери, у которой были бы свои дети, внуки, а..." теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человеческой..." Нет больше Виктора, Василия... Но Москва есть и будет! "И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась  твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!"

Слайд 19. 6-ая и 7-ая ученицы:

С головами поникшими
Над бойцами погибшими
Встанем мы. (Парами с обеих сторон выходят четыре ученика.)
Пред живыми и павшими
И Москву отстоявшими
Встанем  мы. (Парами с обеих сторон выходят еще четыре ученика.)
Им как будто бы мысленно
Тихо и искренне
Говорим:
«Скоро станем мы взрослыми,
Вам клянёмся мы вёснами,
Светом собственных глаз
И огнём над метелями,
Хлебом и колыбелями
Быть достойными вас! (Все вместе.)

Звучит песня в исполнении М.Бернеса "Журавли". Ученики парами уходят со сцены.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира. Игра "Мои права". 3–4-й классы :: ФГОС "Рабочая программа по физической культуре". 1-й класс :: Изучение пролога А.С. Пушкина "У Лукоморья…" к поэме "Руслан и Людмила" :: Сценарий праздника "День именинника" :: Тема урока: "Произведения о животных. В.В. Бианки "Еж-спаситель" :: Рай, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Столы/Для комнат/Компьютерные столы / Васко / Компьютерный стол Васко ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD