Внеклассное занятие "Посиделки в русской избе у печки" : Внеклассная работа

Цель: приобщение учащихся к культурному наследию русского народа.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к традициям и обычаям наших предков.
  • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь).
  • Воспитывать уважение и бережное отношение к духовному и культурному наследию своего народа.
  • Контролировать произношение звуков с, ч, пополнять словарный запас.

Словарь: жилища – дома, избы; селились – жили; посиделки; плели лапти; шутки-прибаутки; бревно – бревна; гостеприимство

Виды деятельности:

  • Игровая;
  • Коллективно-творческая.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. Положительный настрой учащихся.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы и цели занятия.
  4. Основная часть.
  5. Загадка.
  6. Фонетическая зарядка.
  7. Просмотр видеоролика, как топится печка.
  8. Определение слова посиделки.
  9. Шутки-прибаутки.
  10. Собери пословицы.
  11. Итог. Рефлексия.

Оборудование: видеоролик, словарь на доске, листы бумаги в форме печки для рефлексии;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Положительный настрой учащихся

В: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии. Давайте поздороваемся с вами, как здоровались в старые времена. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Д: Здравствуйте, гости добрые! Низкий поклон Вам!
В: Так люди здоровались в старые времена.

Введение в тему

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе – хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала. (Приложение 1, слайд 2)

В: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?
Д: О чем-то старом, прошлом времени. О старине…

Сообщение темы и цели занятия

В: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далеким прошлым, жилищем, бытом, занятием наших предков. Мы узнаем о том, где и как люди жили в старину, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.
Прочитайте тему занятия.
Д: Тема занятия «Посиделки в русской избе у печки».

Основная часть

В:

Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют. (слайд 3)

В: Как вы думаете, почему Русь называется деревянной?
Д: Люди жили рядом с лесом…
В: Давным-давно на Руси люди селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. (слайд 4)
Длинные, холодные зимы, вынуждали строить себе жилища из толстых бревен. (слайд 5)
А, как называлось такое жилище? (Изба)
Кто из вас знает, из какого дерева строили на Руси избу?
Д: Сосна, ель, кедр, лиственница. (слайд 6)
В: В избе все было сделано из дерева своими руками: пол, потолок, стены, мебель, посуда, поэтому понапрасну ни дерево, ни ветки не рубили, не бросали – все шло в дело. (слайд 7)
В: Что было главной и необходимой в избе?
Прочитайте загадку и отгадайте ее.

Загадка

Лето придет – не глядят на нее,
Зима настанет – обнимают ее. (Печка). (слайд 8)

Фонетическая зарядка

В: Будем говорить звуки с, ч. Будьте внимательны, произносите эти звуки четко и ясно.

РУС – КА – ЙА
РУС – КАЯ
  / с
РУССКАЯ
Ч – КА
Ч – КА
ПЕЧ – КА
   /
ПЕЧКА
   / с         /
РУССКАЯ ПЕЧКА     (слайд 9)

 

В: Для чего людям нужна печка?
Д: Чтобы в избе было тепло. На печке готовили еду...
В: Самое большое место в избе занимает русская печь. Русская печь – это чудо. Благодаря печке люди в старину грелись, лечились, готовили еду, выпекали хлеб, сушили ягоды, грибы. Русской печке около четырех тысяч лет. (слайд 10)

Видеоролик «Горение в русской печи» со звуком (слайд 11)

(Дети протягивают руки вперед, как будто греются от тепла печи).

В: Стало ли вам теплей от русской печки?
Д: Нам стало тепло…..
В: Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Д: «Гуси лебеди». Печка прячет Машу с братцем от гусей-лебедей.
«По щучьему велению». Печка везет Емелю к царю.
«Волк и семеро козлят». Козленок спрятался в печку от волка.
Во всех сказках печь – добрая волшебница. Печь помогает героям сказок, спасает от опасности. (слайд 12)
В: Темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, устраивали посиделки. (слайд 13)

Определение слова посиделки

Посиделки, что же это такое?
В.В.Даль в своём толковом словаре дает посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушки) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для рассказней, забав, песен». (слайд 14)
Посиделки – событие, когда люди собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений.
Время проводили за любимым занятием. Пряли пряжу, вязали одежду, половики. Плели лапти, корзины. Вышивали полотно, скатерти, полотенца. (слайд 15)
Плели лапти, корзины. Вытачивали из дерева ложки, миски, игрушки. (слайд16)
А затем отлаживали на время свои дела и начинали веселиться: пели, плясали, затевали игры, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки – смешные короткие рассказы или истории. (слайд 17)
Давайте разобьемся на пары и попробуем разыграть шутки-прибаутки.

Шутки-прибаутки (инсценировки)

1. – Я медведя поймал.
– Веди его сюда!
– Не идет!
– Так, сам иди!
– Он меня не пускает.

2. – Сынок, сходи за водицей.
– Живот болит!
– Сынок, иди кушать.
– Бегу, бегу, только ложку возьму.

3. – Ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А, вкусный был?
– Очень вкусный.

4. – Федул – чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
– Зашить нужно
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра
– Один ворот остался. (слайд 18)

Пословицы

В: А, сейчас мы с вами прочитаем пословицы о гостеприимстве хозяина.
Перед вами перепутанные пословицы, вам нужно составить их правильно.
На карточках написаны слова пословицы. Задача – собрать пословицу, объяснить смысл.
Гость доволен – и хозяин рад.
Много гостей – много и новостей.
Что ни есть в печи, все на стол мечи! (слайд 19)
Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же гостеприимными.

Итог. Рефлексия

В: Занятие подходит к концу. О чем мы с вами говорили на занятии?
Д: О печке, о посиделках, как люди жили в старину…
В: А теперь возьмите шаблоны в виде печки и напишите «Посиделки у печки – это … (листочки прикрепляют на доску). (слайд 20)
Д: Посиделки у печки – встреча гостей по вечерам, тепло, любимые
занятия: вышивание, плетение, вязание, отдых, забавы, шутки, игры…
В: Молодцы, ребята!

Читать еще:


Новые материалы:

Пресс-конференция "Правда и ложь об алкоголе" :: Уроки-конференции как форма актуализации и развития познавательного интереса к предмету "Химия" :: Химический урок-игра "Путешествие в страну Атомолию" :: Информационные технологии на уроках химии "Химические свойства карбоновых кислот" :: Особенности строения d-элементов и их влияние на окружающую среду и здоровье человека :: Прочь ( Get Out ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Avanti / Стул С-221 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD