Классный час "Когда тыл становится фронтом. Начало оборонительного периода Сталинградской битвы" : Внеклассная работа

Цели: Показать значение Сталинградской битвы в исходе Великой Отечественной войны. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа. Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, проигрыватель

В ходе мероприятия используются песни о Великой отечественной войне, инструментальная музыка.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Город-герой Волгоград.....

Это имя навечно вписано в славную героическую летопись нашего государства, всемирной истории. Здесь каждая улица и каждый дом овеяны дыханием беспримерного подвига.

1 ученик:

Пройдут года, потом десятилетья,
Но будет помнить вечно наш народ
Тот день, святую дату эту
2 февраля и 43-й год.

2 ученик:

Этот день будет вечно сверкать
Лучезарным своим огнем.
Этот день озарит века,
Много песен споют о нем.
Славу древнюю Фермопил,
Когда в схватке ломались мечи,
Этот день своим бликом затмил
Словно солнце огонь свечи.
В этот день шел последний бой,
И солдаты прошли сквозь горнило.
Все, что знала история войн
Битва Волжская заслонила.

Ведущий 2: “Сталинград! Сталинградская битва!” Осенью 1942 года эти слова не сходили с людских уст не только в Советском Союзе, но и далеко за его рубежами. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей. Здесь решалась судьба не только советского государства, но всего человечества. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? На этот вопрос должны были ответить сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.

Ведущий 1: Весной 1942 года германское командование оправившись после поражения под Москвой, решило предпринять широкое наступление на восточном фронте. Гитлер и его генералы надеялись легко и быстро добиться основных целей этого наступления. С этого времени и началась величайшая битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей.

Ведущий 2: 12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт. 17 июля 1942 года считается днем начала Сталинградской битвы. В этот день передовые части немецко-фашистских войск вошли в излучину Дона. Противник был хорошо вооружен.В соединениях 6-й армии вермахта насчитывалось 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и минометов, 500 танков. С воздуха армия поддерживалась 1200самолетами. Только что созданный Сталинградский фронт мог противопоставить неприятелю 160 тысяч человек, 2200 орудий и минометов, до 40 танков и всего 450 самолетов. Кровопролитные бои шли практически круглосуточно, советские войска отступали.

3 ученик.

Я говорю с тобой из Сталинграда,
Страна моя, печальная страна...
Над Сталинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы.
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю:нас, граждан Сталинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети им патроны подадут.
Мы будем драться с беззаветной силой.
Мы одолеем бешенных зверей.
Мы победим,
Клянусь тебе, Россия!

4 ученик: 6 августа 1942 года старший лейтенант Михаил Баранов вступил в бой с группой “мессершмиттов”.он подбил один самолет и продолжил бой с двумя другими. В это время он заметил шестерку немецких бомбардировщиков и решил им помешать. Баранов с ходу атаковал.Один самлет он сжег, а другие повернули назад. Вскоре Баранов заметил еще одну группу “мессершмиттов”.Ложными атаками, он подбил один самолет. Когда у Михаила Баранова кончились боеприпасы, он пошел на таран и плоскостью своего самолета отрубил хвост одному из немецких самолетов.Закрутившись, немецкая машина рухнула вниз.Михаил успел выпрыгнуть из своего самолета с парашютом и спасся.12 августа 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.Михаилу тогда шел 21-й год.

5 ученик: 18 августа 1942 года в бою у станицы Клетской Петр Гутченко и Александр Покальчук закрыли своими телами амбразуру вражеского дзота, предвосхитив подвиг Александра Матросова ( он совершил его позже-23 февраля 1943 года).

Ведущий 1: Самым тяжелым для сталинградцев было 23 августа 1942 года. В 3 часа дня объявляется воздушная тревога. И сразу над центральной частью города появляются сотни тяжелых гитлеровских бомбардировщиков. Одна волна сменяет другую. До сих пор историки и военные ведут спор о числе погибших горожан. А ведь кроме них в Сталинграде были тысячи людей, бежавших из западных и южных регионов страны. Командование фронта не могло выставить против врага что-то серьезное.В бой вступили истребительные батальоны, ополченцы заводов Тракторного, “Баррикады”, “Красный Октябрь”.В истории битвы за Сталинград наряду с подвигами воинов Красной Армии навсегда останутся имена рабочих-ополченцев, насмерть стоявших и погибших у стен родного города.

6 ученик: С 13 сентября развернулись уличные бои, не прекращавшиеся ни днем, ни ночью более двух месяцев. При вражеской бомбежке были повреждены баки Нефтесиндиката. Потоки горящей нефти потекли к окопам, к берегу Волги. Горела земля, горела Волга....Это был ад на земле.

7 ученик:

“За каждый дом!”
Но не было домов –
Обугленные страшные останки.
“За каждый метр!”
Но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки.
И оставались метры до воды.
И Волга холодела от беды...
“За каждый дом!”
И шквалами свинца
Врага встречали черных стен провалы.
“За каждый метр!”
До капли...до конца...
И танкам их броня не помогала.
Полз по воде горящий нефти смрад,
И каждый камень звался Сталинград!

Звучит фонограмма бомбардировки.

8 ученик:

Здесь на улицах и скверах
громыхает бой.
Кровь горячая смешалась
С волжскою водой.
Почернел в пыли пожаров
город молодой.
Никогда еще опасность
Не была грозней.
И решает судьбы мира
Битва этих дней.
Люди веруют в победу
Веры нет сильней.

9 ученик:

Мелет мельница стальная,
Жернова гремят,
Но бойцы несокрушимо
Под огнем стоят.
Все народы защищает
красный Сталинград!

10 ученик:

И палач, поправший Запад
В страхе говорит:
“Кровь течет, проходит время,
Все кругом горит.
Разве это бьются люди?
Сердце их гранит”.

11 ученик:

Жизнь фашистам отвечает:
“Здесь народ иной:
Здесь не просто защищают
город свой родной.
Здесь родится утро мира
Сгинет мрак ночной.
Виден нам непобедимый
Новый свет идей.
Не удастся уничтожить
Вам таких людей.
Мы за будущее бьемся
Родины своей!”

Звучит траурная музыка. Презентация с картинами боев за Сталинград.

12 ученик:

Сталинград!...Сталинграда не было....
Но он был...Разрушенный он стоял...
Каждый камень гранатой и пулей бил.
Каждый сугроб стрелял.

Ведущий 2: Дом Павлова...58 дней и ночей пришлось оборонять полуразрушенный дом, который имел важное значение на этом участке обороны. Бригаду сержанта Павлова называли интернациональной. Среди защищавших дом были и русские, и украинцы, и грузины, таджики, татары. Но все они были единодушны в своей любви к Родине.

13 ученик:

А дом, он будет памятником.
Знамя огромное как гранит.
Немеркнущее каменное пламя
Его фасад суровый осенит...

14 ученик: Геройски сражался в знаменитом доме командир пулеметного расчета Илья Воронов. Отбивая атаки фашистов, он получил 25 ранений. Но даже истекая кровью, он посылал гранаты в гущу врагов.

15 ученик: Из дома Павлова вел огонь по фашистам один из лучших снайперов 13-й гвардейской дивизии сержант Анатолий Чехов, на боевом счету которого более 200 фашистов. Генерал Родимцев прямо на передовой вручил девятнадцатилетнему бойцу орден Красного Знамени.

16 ученик: В напряженные октябрьские дни 42-го года защитники Сталинграда поклялись:”За Волгой для нас земли нет”.В конце сентября наиболее ожесточенные бои развернулись в северной части города за заводы “Баррикады”, “Красный Октябрь”, Тракторный. В бою за поселок завода “Красный Октябрь” совершил свой подвиг Михаил Паникаха. На окоп, в котором находился боец, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с зажигательной смесью, Михаил пополз к в сторону танка. Фашисты открыли огонь. Пуля попала в одну из бутылок. Мгновенно жидкость разлилась по человеческому телу. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решетку моторного люка танка и разбил о нее вторую бутылку. Немецкий танк остановился. За этот подвиг Михаил был посмертно награжден орденом Отечественной войны, а впоследствии удостоен звания Героя Советского Союза.

17 ученик:

Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть стоял солдат.
Знал он, что нет дороги назад-
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, притаившись в канаве, с плеча
Танки гранатой разил.
Пулю за пулей, снаряд за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Ведущий 1:Мамаев Курган... 140 дней и ночей не утихала ожесточенная битва на Мамаевом Кургане. В сводках Совинформбюро курган назывался высотой 102.

Звучит фонограмма песни “На безымянной высоте”

18 ученик:

Высота...
Но все - таки сначала
Эти цифры, а потом слова.
Ведь в военных сводках означала
Очень много “Высота 102”.
Высота...
Всего-всего 100 метров
Или 200 маленьких шагов...
Где-то здесь, в ее безмолвных недрах
Столько успокоено врагов.
Все сомкнулось здесь, на белом свете,
И о том задумалась Москва
В генеральном штабе на планете
Означалась высота 102.

19 ученик:

Высота в смертельном урагане
Без приказа “Шагу нет назад”.
Только на Мамаевом кургане
Сталинградский выстоял солдат.
Заплатил он самой высшей мерой
За минуту...
Нет! За каждый миг!
На стене почти шинельно-серой
Узнаю того солдата лик.

20 ученик: Когда на кургане в момент боя прервалась связь, рядового 308-й стрелковой дивизии Матвея Путилова послали устранить неполадки. Во время восстановления поврежденного кабеля, минные осколки раздробили бойцу обе руки. Однако теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. Такой же подвиг совершил и Василий Титаев. Позже, во время очередной атаки на Мамаевом кургане, снова прервалась связь. Титаев восстановил ее ценой своей жизни. После боя его нашли мертвым с зажатыми в зубах концами провода.

21 ученик: В течение ста дней и ночей на Нижнем поселке завода “Баррикады” сражалась 138-я стрелковая дивизия полковника И.И.Людникова. Когда 11 ноября гитлеровским войскам удалось прорваться к Волге, дивизия оказалась отрезанной от главных сил армии. С трех сторон ее окружал враг, с четвертой была Волга.Этот участок фронта длиной в 700 метров и глубиной в 30 метров назовут “Островом Людникова”. К 14 ноября почти все боеприпасы, продовольствие и медикаменты будут израсходованы, но бойцы не сдавались.

22 ученик: В начале осени темп наступления противника начал снижаться, а во второй половине октября продвижение врага совсем прекратилось. К середине ноября враг потерял около 700 тысяч убитыми и ранеными, более 1000 танков, свыше 2000 орудий и минометов и более 1400 самолетов. Противник оказался в крайне невыгодном положении. Советское командование готовилось к контрнаступлению.

Звучит фонограмма песни “Последний бой”

Ведущий 2: Из воспоминаний маршала Рокоссовского:

“Утром 1 февраля огненная буря обрушилась на позиции врага. Нам с наблюдательного пункта было видно, как весь передний край его обороны потонул в разрывах снарядов и мин. По артиллерийским позициям в глубине обороны бомбовые удары наносила авиация. Канонада грохотала долго. Наконец она стихла. И тотчас во многих местах над еще дымившейся черной землей затрепетали белые флаги. Только утром 2 февраля остатки окруженной северной группировки стали сдаваться в массовом порядке, и опять это происходило помимо воли фашистского командования. Окруженная группировка противника прекратила свое существование. Великая битва на Волге закончилась”.

23 ученик:

Всмотритесь в цветы на бульваре -
Под ними мальчишки лежат.
Они Сталинград не отдали.
Поклонимся чести солдат.
И алое море тюльпанов
Как россыпь мальчишеских грез.
Взгляните в глаза ветеранов
В них горечь невысохших слез.
В них память, и гордость, и сила,
И радость победы видна.
Цветы,...а под ними могила,
В которой зарыта война.

Звучит инструментальная музыка.

Объявляется минута молчания.

Ведущий 1: Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало изгнания вражеских войск с нашей территории.

Читать еще:


Новые материалы:

Дифференциация букв "п-т" :: Занятие «Дружба Лунтика со словами-близнецами» (слова-омонимы) :: Тема урока в 8-м классе: "Решение квадратных уравнений" :: Интегрированный урок по теме: "Исследование тригонометрических функций. Применение табличного процессора Excel для построения графика функции" :: Постановка и отработка сонорного звука "Л" :: Анна Каренина. История Вронского, 2017 :: Столы/Кухонные столы/Столы с плиткой / TetChair / Стол обеденный с плиткой СТ 3045P (Прованс) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD