Логопедическая работа с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые речевые нарушения : Внеклассная работа

В нашей школе-интернате обучаются дети,  имеющие разнообразные речевые нарушения, том числе и  тяжёлые речевые нарушения.

Один из них  обучается пятый год. Ребёнок пришёл в школу с мамой, имея в речи только звукоподражательные  слова (бух, ам-ам, чу и т.д.), то есть наблюдалось нарушение речевого развития. Он  прятался за маму, не смотрел и не выражал желания в общении ни с педагогами, ни с детьми.  Общался только через маму. Ребёнку было 7 лет.

Уже при наблюдении за ребёнком было видно, что  наблюдается отсутствие мимической артикуляции, сглаженность носогубных складок, грубый низкий отрывистый (толчкообразный) звук голоса. Он умел хорошо штриховать,  выстригать, выполнял все просьбы мамы,  если это касалось двигательных инструкций. Но взгляда  ребёнка поймать не удавалось.
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия велась с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе, по этапно.

Социализацию ребёнка начали проводить  вместе с мамой. Мальчик и мама учились смотреть на себя в зеркало и повторять  движения  туловища, головы, рук, лица, губ, языка, а также правильно дышать. При дальнейшей работе с ним, определили наличие моторной алалии. А также наблюдались аутистические черты.

В первую очередь мы начали заниматься активизацией речевого патока и формированием внутренней речи: формировали мотив, коммуникативное намерение, внутреннюю программу высказывания, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование.

Ребенка учим различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету, для этого используются различные игры (Что больше?

Назови лишнее и т.д.). Ведется обучение выделению и называнию положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т. д.). Для преодоления несформированности зрительного восприятия и пространственного сличения, формирования временных и пространственных представлений используем игры с активным перемещением ребенка в пространстве, перестраивания и т.д. Ведется работа по различению деталей фигур и их целостного облика, развивается осмысление конструкций и способность конструировать. Операции анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам — цвет, величина, форма), установление причинно-следственных взаимоотношений создают необходимые предпосылки для формирования речи.
При коррекционной работе звуки появлялись часто спонтанно, под влиянием развития словаря, однако их использование в составе слова затруднено.
Используются различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливается словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: подбор предметов к действию (кто летает, бегает), называние частей целого (колесо, фара), подбор однокоренных слов (лес — лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшительно-ласкательных слов и т. д. Параллельно с усвоением словаря по темам (игрушки, овощи, семья и т. д.) вырабатывается умение употреблять определенную грамматическую форму слов (единственное и множественное число, падежные формы и др.).

При отраженном проговаривании ребенок употребляет несколько вариантов искажения одного и того же слова: «помыдора», «мыдора» — помидор; «кубыка» – кубик; «пубиска» — пуговица; «фраль», «вираль», «фараль» — февраль и т. д. Количество подобных искажений резко возрастает на занятии, ребенок очень быстро утомляется и теряет интерес к занятию.  Тогда мы переходим к занятиям другой формы, чаще это связано с мелкой моторикой, то есть то, что вызывает у него удовольствие.

При формировании грамматических навыков используются разные виды упражнений: репродукция словосочетаний, имитационные, подстановочные и трансформационные упражнения. Для автоматизации грамматических структур последовательно отрабатываются разные модели предложений: (Вова сидит); (Мальчик читает книгу); (Мама дала девочке книгу),  (Девочка рисует дом карандашом)  и т. д.

Постоянно имеется в виду основная задача работы — формирование процесса и средств общения у ребенка. Обращается внимание ребенка на изменение значения и звучания: погладь руку — погладь рукой, нарисуй карандаш — нарисуй карандашом и др.
Все этапы коррекционной работы и её основные задачи однозначно подходят для детей с разными видами  речевых нарушений.
 
Другой ребёнок, обучается 4 года. Ребёнок до пятилетнего возраста не разговаривал, а общался с сестрой (4 лет) знаками и звукоподражательными словами. Наши занятия мы начали с консультаций, так как дети ещё не посещали школу, в детском саду отсутствовал логопед. Ребёнок довольно быстро  освоил речь. Но она была с нарушениями. И речевые нарушения были вторичны, так как он имеет сложный диагноз.

По первичным наблюдениям был поставлен диагноз  недоразвитие речи 1 уровня, дизартрия.

В связи с тем, что  у него ведущей нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрогирования, обобщения. Обязательна  на занятиях разнообразная наглядность и применение игровой формы (быстро истощается внимание) и частая смена деятельности на занятии в сочетании с постоянным повторением одинаковых упражнений.

Коррекцию нарушений речи обязательно сочетаем с развитием мелкой и общей моторикой. Особенно трудно ему даётся работа пальцами рук, то есть плохо развита мелкая моторика. Каждое занятие направлено не только на коррекцию речи, но и на развитие  моторной неловкости и личности в целом.

С большим трудом ему даётся переход от наглядно-действенного мышления и  наглядно-образного к организации действия во внутреннем плане (определить на слух  звук, его местонахождение в слове, дифференциацию звуков по представлению).
        
За 4 года обучения, ребёнок обучился не только связной разговорной речи, но и письму и счёту в меру своих способностей. Дети стали общаться с ним на прогулках и не игнорируют его в играх и развлечениях.

На логопункте, составлена программа развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями  находящихся на домашнем обучении. На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функции их речи.  Соблюдаются общедидактические принципы  и коррекционной педагогики.

Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей. Дифференцированные методы приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.

Таким образом, проходит работа с детьми, имеющими различные, тяжелые речевые нарушения.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Части речи". 2-й класс :: Внеклассное мероприятие по теме "Посвящение в первоклассники" :: Выпускной бал в начальной школе :: Интегрированный урок обучение грамоте (чтение + письмо) по теме «Слоги и слова с [п] и буквой "П, п". Чтение и письмо предложений» :: Дикие и домашние животные :: Колесо чудес ( Wonder Wheel ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Столлайн / Стол обеденный Фламинго 09.02 венге ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как быстро и эффективно убрать второй подбородок отзывы

Массажные банки " Чудо- Банка" - отзыв Приветствую всех заглянувших в мой отзыв. Второй подбородок всегда портил мне настроение, с ним я "тетя-мотя" и думала что...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как убрать растяжки после похудения в домашних условиях

Растяжки на теле. Как убрать растяжки в домашних условиях Растяжки (стрии) – это рубцы, своеобразные микротравмы на коже, которые появляются в силу ряда причин....

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD