Внеклассная работа по МХК и ИЗО "Гордость Оренбуржья – скульптор Надежда Гавриловна Петина" : Внеклассная работа

Долее всех живут такие произведения искусства,
которые во всей полноте и во всей силе своей
передают то, что было самого истинного,
самого существенного и самого характеристического в жизни.
В.Г. Белинский

(Слайд 3) Учитель. Оренбург — город России на юге Урала, административный центр Оренбургской области.

У города Оренбурга славная история, включающая разнообразные этапы создания на рубеже Европы и Азии города-крепости и дальнейшего его укрепления как экономического, политического и культурного центра. Время безжалостно, оно уносит в забытье города и поселения, имена гордых полководцев и признанных красавиц, королей и нищих... И кто способен удержать неостановимое, где искать нетленный и верный отпечаток ушедших эпох?! Только художник в высоком значении этого слова способен запечатлеть время в лицах, звуках, формах!

(Слайд 4) Учитель. Творчество скульптора Петина Г. А.

Петин Гавриил Алексеевич (1909-1947) - не полна без его имени художественная история Оренбургского края. В 30-40-е годы он - самое яркое явление в коллективе оренбургских художников. Личность почти легендарная, человек, не получивший никакого образования, освоивший самые прозаические профессии (в 12 лет - ученик сапожника, потом бетонщик, штукатур-лепщик) - огромный, сильный, красивый, жизнерадостный. За кратчайший срок - 7 лет - он сумел подняться до члена Союза художников СССР. Как правило, талант скульптора созревает, оформляется в течение длительного времени. О Петине можно сказать, что он с рождения был наделен редким пластическим даром монументалиста. Он мыслил обобщенно, крупно, мощно, что совпадало с общим тонусом эпохи грандиозного предвоенного строительства и героико-трагического пафоса военных лет. Его портреты носят обобщенный тип: “Рабочий”, “Партизан”.

В 1947 году Г.А. Петин победил в конкурсе создания памятника В.П. Чкалову для города Чкалова (ныне город Оренбург). Но известие пришло уже после его смерти.

(Слайд 5) Учитель. Творчество скульптора Петиной Н. Г.

Проходят десятилетия... И дочь, подхватывает выпавший из отцовских рук молоток скульптора. Надежда Гавриловна изъявляет желание учиться скульптуре, тем самым отдавая долг памяти отца. Она блестяще окончила художественный институт имени И. Е. Репина в Ленинграде, вернулась в свой родной город. Большая творческая судьба, невероятное трудолюбе, трудоспособность, творческие успехи. Разнообразны творческие интересы Петиной: памятники в Оренбурге и районных центрах, галереи портретных изображений наших замечательных земляков, жанровая пластика и т. д. В отличие от отца, Петину прежде всего привлекает человеческая индивидуальность: особенности характера, настроения, душевного состояния.

(Слайд 6) Ученик. “Портрет Н.М. Ледяева” (1962) и “Портрет А.И. Овчинникова” (1973).

Достаточно сравнить две работы скульптора, два портрета. Творческая индивидуальность каждого персонажа реализуется в разных проявлениях характеров: мягкая, доброжелательная, поэтическая суть характера тончайшего пейзажиста Н.М. Ледяева определяется экспрессионистическо – подвижной, пластической манерой его портрета; энергичный характер, активный бурный темперамент другого художника подчеркивается определенностью, структурной отчетливостью обобщенных масс (портрет А.И. Овчинникова).

(Слайд 7) Ученик. Бюст Ивана Ивановича Неплюева, основателя Оренбурга, первого Оренбургского губернатора. Авторы: скульптор Н. Г. Петина, архитекторы П. Г. Кантаев и А. А. Янкин. Памятник (общая высота около 3 м) представляет собой бюст И. И. Неплюева на гранитном постаменте в виде колонны. Надпись на постаменте гласит: "Основатель Оренбурга И.И. Неплюев 1693-1773".

Памятник дополняет колоннада с двумя бронзовыми досками: на первой рассказано о важнейших событиях в жизни города, на второй - биография самого Неплюева.

Ученик великого преобразователя России Петра I, талантливейший государственный деятель, И. И. Неплюев был верным последователем своего учителя. 

Неплюев не только основал город Оренбург и стал первым оренбургским губернатором, но и "устроил" весь обширный и беспокойный край, дал ему направление развития. Преемники Неплюева на губернаторском посту сверяли свою деятельность с его великими замыслами.

(Слайд 8) Ученик. Памятник С. А. Кичигину - оренбургскому рабочему, активному участнику революций 1905 и 1917 годов.

После размежевания с меньшевиками Кичигин был избран членом первого большевистского партийного комитета, участвовал в работе первой губернской партийной конференции, делегат первого губернского съезда Советов. При дутовцах в 1918 году Кичигин вел подпольную работу в Оренбурге. В июле 1918 года был схвачен белогвардейцами и расстрелян.

Памятник Семену Афанасьевичу Кичигину открыт 8 апреля 1970 года на пересечении улиц Комсомольской и Кичигина. Бюст установлен на четырехгранном пьедестале. Автор памятника скульптор Н. Г. Петина отразила в нем суровость героики гражданской войны. Памятник построен на средства, заработанные учениками школы № 51 города Оренбурга.

(Слайд 9) Ученик. Памятник П. И. Рычкову у здания Оренбургского государственного университета.

Автор скульптуры - заслуженный художник России Н. Г. Петина.

Рычков Петр Иванович - первый член-корреспондент Петербургской Академии наук, член Вольного экономического общества с первого года его создания (1765), член Вольного Российского собрания при Московском университете (1773). Автор нескольких книг и многих десятков статей. 43 года его жизни и деятельности протекали в Оренбургском крае.

(Слайд 10) Ученик. Памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю

Автор скульптуры - уроженка города Оренбурга, заслуженный художник России скульптор Надежда Гавриловна Петина, архитектор - Станислав Евгеньевич Смирнов. Тема памятника тесно связана с историей нашего края, пребыванием А.С. Пушкина и В.И. Даля в Оренбуржье. Памятник изображает поэта и лексикографа во время прогулки по улице города. Пушкин и Даль увлечены беседой, их позы живы и одухотворены.

Бронзовые фигуры Пушкина и Даля заняли свое место в самом центре старого Оренбурга. Двухметровая скульптурная композиция из бронзы, запечатлевшая великих российских сынов золотого девятнадцатого века радует глаз жителей и гостей нашего города.

Этот памятник стал итогом долгой работы над пушкинской темой Надежды Петиной. Скульптор изучала подлинную посмертную маску поэта, которая хранится в музее города Оренбурга.

Александр Сергеевич Пушкин приезжал в Оренбург в сентябре 1833 года для сбора материала для "Капитанской дочки" и "Истории Пугачева". У военного губернатора Оренбурга В.А. Перовского он встретил В.И. Даля, служившего при губернаторе чиновником особых поручений, с которым они уже были знакомы на литературной ниве. Даль стал гидом поэта по Оренбургу, показывал ему места, связанные с осадой города войсками Емельяна Пугачева в 1773-74 гг. 18 сентября он показал ему Зауральную рощу и берег Урала, где пугачевцы сделали попытку штурма города, Георгиевскую церковь. 19 сентября они побывали в Бёрде, 20 числа вместе выехали из Оренбурга.

Там, где ныне находится памятник, стояла каменная двухпрестольная Петропавловская церковь, которую Даль и Пушкин посетили. Построенная в 1757-60 гг., она была разрушена в 30-е годы ХХ века, а на ее месте обустроен сквер им. Полины Осипенко.

Отливка композиции в бронзу производилась в Казани. Постамент для водружения скульптурного сооружения возведен из специальных блоков и плит из гранита, поставленных екатеринбуржцами. А еще один уральский город – Касли, исстари известный своим литьем, изготовил на своем заводе особые светильники, скамьи и урны.

(Слайд 11) Ученик. “Оренбургский пуховый платок. Песня” (1968 г.)

Надежда Гаврииловна Петина не могла обойти тему оренбургского пухового платка, остаться равнодушной к женщинам-мастерицам. Мастерство передается по наследству, закрепляется годами, десятилетиями работы, но мастерство мертво без чувства прекрасного, без творческого начала. Тема труда пуховниц в трактовке Петиной обретает поэтичность, музыкальность. Отсюда и название этой скульптурной композиции. В мягких, текучих линиях силуэтов трех девушек с платочками на плечах, певучести самой пластики, в замедленном ритме движений, жестов, мечтательности девушек – протяжная, как серебристая от ковыля степь, мелодия.

(Слайд 12) Ученик. “Оренбургские пуховницы”

1970 год – новая композиция “Оренбургские пуховницы”. Тема обретает жанровое звучание, психологически выразительны персонажи, но недостаточно продумана пространственная связь, излишне акцентирована фронтальность работы. Скульптор снова в поиске, отбрасываются многочисленные варианты, и, наконец, тема получает наиболее убедительное пластическое решение в произведении 1972 года “Оренбургские пуховницы”.

(Слайд 13) Ученик. “Оренбургские пуховницы”.

Н.Г. Петина находит так долго не дававшуюся возможность передать в скульптуре красоту самого платка – в виде выбитого на золотистом листе меди ажурного рельефа; эта диагональ в центре как бы подтверждается наклоненными к платку двумя женскими фигурами: стоящей и присевшей на колени, готовящейся пропустить платок сквозь обручальное кольцо. Пирамидальность композиции, строгость силуэтов и вместе с тем декоративная выразительность, разнообразие материалов (дерево, бронза, медь) создают ощущение торжественности и праздничности, приподнятости настроения”.

(Слайд 14) Ученик. “Художник Н. Ерышев” (1970) и “Художник Р. Яблоков” (1970) .

В мелкой пластике создает Надежда Петина превосходные портреты своих друзей-художников. Она умеет ухватить и передать самое яркое, характерное. В резкой, ясной линии фигуры Ерышева, в утверждающем жесте руки, - натура человека рационалистического, мыслящего, цельного, устойчивого в своих взглядах. В “Яблокове” - колеблющееся, с трудом удерживаемое равновесие неустойчиво сидящей фигуры с опущенными плечами, согнутой линией спины. Плывущая пластика объемов подчеркивает мягкий, безвольный – характер живописца. Единый стилевой аспект, в котором выдержаны эти работы, делает возможным объединение их в единой пространственной композиции, углубляющей мысленный диалог двух творческих личностей.

(Слайд 18) Учитель. Послесловие.

“Малая” пластика - как свободна, артистична Петина в этой сфере, какое разнообразие сюжетных ситуаций, тем, характеров. В ее работах оживают уличные сценки. Радуются солнышку дети, щебечут длинноногие, тоненькие девушки, поднимают драгоценный невесомый оренбургский платок гибкие руки знаменитых оренбургских мастериц... Петина оказалась достойной дочерью своего отца. В ней - источник самых больших и чистых радостей, счастья творчества. И в 75 лет рождаются в ее мастерской прекрасные портреты, их немного, но какая глубина постижения характеров, утверждение непреходящей ценности таких качеств, как порядочность, интеллект, талант. Ни тени творческой усталости, слабости духа. Она по-прежнему в работе, в поисках, обретениях, в пути...

(Слайд 19) Учитель. Андрей Щукин – выпускник Оренбургского президентского кадетского училища 2015 года.

Я живу в Оренбурге, люблю свой город, его красивые улицы, украшенные цветами, преобразившиеся парки, историческую часть города и новые здания. Но самую большую гордость у меня вызывает тот факт, что к украшению города прямое отношение имеют и члены моей семьи: мой прадед скульптор Гавриил Петин и моя бабушка Надежда Гавриловна Петина.

(Слайд 20) Учитель. О творчестве скульпторов Петиных написаны статьи, книги, изданы альбомы. Надежда Гавриловна Петина – заслуженный художник России, лауреат многих премий, дипломант и победитель различных конкурсов, у неё есть медали и ордена. Ей присвоено звание “Почётный гражданин г. Оренбурга”. Во многих местах страны хранятся творческие работы Надежды Петиной: в Третьяковской галерее, музеях Санкт-Петербурга, Казани, Новгорода, Перми, Красноярска, Кургана, Суздаля и многих других. Одна из ее скульптурных композиций, “Пушкин и Даль”, передана ею в дар Оренбургскому президентскому кадетскому училищу.

(Слайд 21) Учитель. Проверка усвоения материала.

(Слайд 22-25) Учитель. Вашему вниманию представляются скульптурные проекты учащихся, которые можно предложить как оформление парка, развлекательных учреждений. Предлагаем прокомментировать понравившуюся скульптуру.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Факультативный курс "Деревья" :: Создание сайта с помощью Google :: Растительный мир тундры :: Комплексное обследование глухих учащихся на момент поступления в школу :: Интегрированный урок технологии и информатики "Конструирование и управление исполнителем-манипулятором :: Губка Боб 3 ( SpongeBob SquarePants 3 ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Комплектующие/Комплектующие для детской/Комплектующие для растущих парт / Nanotec / Навесной пенал Nanotec ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD