Праздник «Моя любимая Казань». 4-й класс : Внеклассная работа

Цели:

Образовательная:

  • Познакомить детей с историей нашего города и края;
  • Сформировать представления об основных исторических памятниках, местах;
  • Познакомить детей с писателями и поэтами, чье имя связано с нашим городом;
  • Проводить работу по изучению улиц нашего города;

Развивающая:

  1. Развивать интерес к истории; литературе, архитектуре;
  2. Формировать умения самостоятельно добывать знания;
  3. Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывающая:

  • Воспитывать любовь и уважение к своей “большой” и “малой” Родине;
  • Бережное отношение к историческому прошлому нашего города;
  • Воспитывать культуру поведения

Эпиграф.

О, Казань,
Ты – как светильник,
На горе стоишь в ночи,
Словно свечи – минареты, колокольни, каланчи.
Г.Тукай

Предварительная работа: подготовка проектов и выступление групп, заучивание стихов, песен, создание презентаций каждой группой.

Оборудование: презентации, выставка рисунков, фотографии памятников, изображение поэтов и писателей.

Ход праздника

Ученик 1:

Хороша ты, Казань в предрассветную рань.
Ты, Казань, как сад весной, со всей страной
Цветёшь всегда ты, город, мой, любимая моя Казань.

Ведущий: - Какой человек мог написать эти стихи о Казани? (Тот, кто любит этот город и живёт в нём.)

- Мы тоже любим наш город и хотим больше узнать о нём

Послушайте стихотворение Сибгата Хакима “Мы с Волги, из Казани”.

Ученик 1:

Спросите нас: - откуда вы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас Волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
Спросите нас: - откуда вы?
- Мы родом из Казани,
Где пел Сайдаш,
Писал Такташ
О милом Татарстане.
Спросите нас: - Откуда вы?
- Мы вольные Волжане
Из края, где избыто зло,
Где солнце Родины светло
На веки вечные взошло
В свободном Татарстане.

Ученик 2:

Когда в высотном доме стою я на балконе,
Казань передо мною лежит, как на ладони.
Могу смотреть подолгу, нисколько не скучая,
На город и на Волгу, на краны у причалов.
Вот Кремль белоснежный, вот цирк и стадион,
А вечером, конечно, огни со всех сторон.

Дети исполняют песню муз. Е.Фадеева, сл.Ю.Астахова “Моя Казань”

Ведущий: Каждый город имеет свою колыбель, своё изначальное место. Таким местом для нынешней Казани является кремлёвский холм, на котором в Х веке заложена крепость, в 16 веке, во время взятия Казани Иваном Грозным, Керман, как тогда называли Кремль, был полностью разрушен. К концу 16 века стены Кремля были полностью отстроены, причём большая чпсть из камня. Отсюда начал расти город. Седой, как сказанье, стоит на высоком холме Кремль, опоясанный белым кольцом. Суровыми стражами выступают его дозорные башни.

Ученик 4: Рустем Кутуй

Запоёт стена как арфа
Белый звон стечёт с горы
Сотворили в полдень чудо
Музыканты, маляры!
Что бы Кремль стоял светло,
Как слеза в глазах,
Чтобы всякому приснилось
Белым сном Казань!

Ученик 5: – Стены Кремля выложены из белого камня, а сверху на стенах мы видим стрельни, через которые в старые времена воины наблюдали за неприятелем и отражали его нападение. По углам построены башни, их было 13. Башни эти назывались дозорными.

Ученик 6: - Всегда нарядна и величава главная кремлёвская башня – Спасская башня. – Она, как и стены белокаменная, с золотой звездой на шпиле, с электрическими часами и золочеными стрелками. Это самые точные часы. Их бой слышен далеко вокруг. А знаете ли вы, что раньше часы были механические и необычные, у них вращался циферблат, а не стрелки. В 1963 году был внедрён электронный механизм. Но главным новшеством стали фотоэффекты – сейчас при бое часов в ночное время звонницу освещает свет.

Показ иллюстрации башни Сююмбике.

Ведущий: - Архитектурная жемчужина Казани – башня Сююмбике. Послушайте стихотворение

Ученик 3:

Казанский Кремль выглядит нестарым.
Вот минарет - игла в его руке.
Тот минарет, конечно же, недаром
С древнейших пор зовут Сююмбике.
С него царица, помолившись слезно,
Смотрела в эту сторону и в ту,
Когда ж Казань сломил осадой Грозный,
Красавица шагнула в пустоту.
Сююмбике ... нет, путь ее неярок:
Испуга и покорности полна.
Царица хану крымскому в подарок
Была Иваном Грозным отдана.
Она ушла. Народ мечтал о чуде,
Храня культуру и родную речь.
Потом легенду выдумали люди,
Чтоб честь родного города, сберечь.

Ведущий: - Она названа в честь доброй и мудрой царицы Сююмбике, которая после смерти мужа построила над его могилой деревянную мечеть. Мечеть назвали ее именем. Позднее на этом месте была построена высокая башня из красного кирпича. Кстати, башня Сююмбике относится к падающим сооружениям мира, её шпиль отклонён от вертикали в северо-восточном направлении почти на 2 метра.

Ученик 4: - Пройдя немного в сторону от Кремля можно подойти к одной из самых красивейших построек города - Петропавловскому собору.( показ фотографии).Это тоже история. Построен собор в честь царя Петра I, который приезжал в Казань посмотреть, как идут дела на открытой судостроительной верфи.

- Что такое верфь? (место для строительства судов). Эта верфь поставляла для российского флота боевые корабли.

А собор был построен на средства богатого купца Михляева. Это здание уникальной красоты, украшенное резьбой по белому камню, изображающей виноградные лозы, травы, фрукты. Собор является жемчужиной в короне города. В недавнем прошлом в соборе размещался планетарий, теперь здание отдано церкви.

Ведущий: - В Казани много церквей, мечетей. Именно здесь уже многие сотни лет мирно живут люди различных этнических и религиозных групп.

Ученик 1:

Радостью Казань моя полна
И светла и зелена.
Город кажется весной
Белой чайкой над волной.
Чудны парки и сады
Всюду яркие цветы
В этом городе живёт
Дружный труженик - народ.

Дети исполняют танец “Шире круг”.

Ведущий: Сегодня мы узнаем, какие писатели и поэты посещали наш город.

- В нашем городе есть такие улицы, как Пушкина, Толстого, Тукая, может кто-то из них жил в нашем городе или приезжал к нам.

Этих знаменитых людей нет уже в живых, но мы помним о них, читаем их книги.

Ученик 6. Перед нами портрет Пушкина А.С. Сколько лет прожил этот великий поэт?(38)

А.С. Пушкин (1799-1837г.г.) посетил наш край в сентябре 1833 года. Он писал “Историю Пугачева” и решил осмотреть места сражений, побеседовать с теми, кто был свидетелем этой крестьянской войны, шедшей с 1773 по 1775 года. Во главе восставших стоял Емельян Пугачев, объявивший себя царем Петром III.

Прибыл Пушкин в Казань вечером 5 сентября, уехал 8 сентября утром. За это короткое время Александр Сергеевич успел очень много. 6 сентября он осмотрел город, 7 сентября ездил к месту, где был лагерь Пугачева, обошел кругом Кремль.

В Казани у писателя было много друзей, также здесь жили его родственники Мусины-Пушкины, Ганнибалы, Ниловы.

- А какие детские произведения Пушкина вы знаете?

- Где находится улица Пушкина? (рядом с площадью Свободы)

- Есть ли памятник этому человеку в нашем городе? (есть, он находится сбоку от театра имени Мусы Джалиля.) (показ фотографии)

Ученик 7: - Теперь подходим к другому стенду. Здесь видим фотографии русского писателя Льва Николаевича Толстого и некоторые его книги для детей.

Родился он в 1828 году в Ясной Поляне- имении его матери. Родителей он лишился рано. Опекунша отвезла детей в Казань. А у Толстого было два брата и сестра. Когда Толстой закончил домашнее образование, он стал студентом Казанского Университета восточного факультета (изучал турецкий, арабский языки). Но на их изучение у него не хватало времени, и через год Толстой перевелся на юридический факультет. Когда старшие братья Толстого окончили университет, он тоже решил уехать из Казани вместе с ними и в 1847 году он простился с Казанью. Таким образом, в великой жизни писателя Казани принадлежит почти 6 лет. После он был в Казани проездом на Кавказ (1851г.). А в 1852 году были опубликованы его произведения “ Детство”, “Отрочество”, “Юность”, где он отразил казанский период своей жизни.

У Толстого много книг для детей. - Какие вы знаете? (“Лев и собачка”, “Как гуси Рим спасли”, “Рассказы о животных” и др.)

- А где находится улица Толстого? Как до нее добраться?

- Бюст Толстого установлен в центре сквера, носящего его имя. (Бюст - когда фигура на постаменте расположена не во весь рост, а по грудь).

Ученик 8:  Это были русские поэт и писатель, а теперь посмотрим на фотографию, которая расскажет о нашем земляке, татарском поэте - Габдулле Тукае.

Великий татарский поэт Габдулла Тукай родился в деревне Кушлауч в Заказанье. Совсем маленьким он остался круглым сиротой. Его родственники жили очень бедно, и ребенок- сирота был для них обузой. Только в чтении Тукай находил отраду. Азбуку он изучил в деревне Кырлай. Здесь теперь находится музей Габдуллы Тукая. Уже девятилетним мальчиком он стал заниматься русским, арабским, персидским языками. Учился он в медресе - так называется школа, где обучают грамоте, там же начал читать произведения русских и восточных поэтов. В медресе Тукай написал свои первые произведения.

Казань, как крупнейший центр татарской культуры, притягивала Тукая. В 1907 году он приезжает в Казань. Здесь он заканчивает работу над поэмой “Шурале”.

Ученик 9: Основой поэмы явилась народная повесть- сказка о сметливом деревенском парне-дровосеке и о герое татарской мифологии- хозяине леса - Шурале.(нечто вроде лешего). Поэт прекрасными словами описал природу родной деревни Кырлай, лес, расположенный вблизи деревни, в котором, по народному поверью, жили мифические существа. (чтение отрывков из поэмы- описание природы, встречу с Шурале)

Прожил Тукай очень мало- 27 лет, всего 8 лет продолжалась его творческая деятельность, но этот путь поражает воображение.

С1905 до 1913 года –, года кончины поэта, им созданы 9 поэм, сотни стихотворений, большое число переводов произведений Пушкина, Лермонтова.

В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, наравне с Пушкиным для русской культуры.

Ученик 10:

Чуть про Казань разговор заведут,
Вспомню я место родное.
Озеро то, что Кабаном зовут,
Сразу встает предо мною.
Озеро это и город давно
С любовью народом воспеты.
Все там старинною славой полно,
Хранит вековые заветы.
Или строчки, посвященные Казани:
Казань, ты на горе стоишь светильником большим,
Как свечкам белым нет числа, нет числа всем башенкам твоим.
И шлешь ты яркие лучи по разным колеям,
И освещаешь ты пути к окрестным городам!

Ученик 8: А около театра имени Мусы Джалиля, с противоположной стороны от памятника Пушкину, находится памятник Тукаю ( показ фотографии). К 100 - летию со дня рождения поэта, в1986 году, в Казани открыт его музей. Ежегодно в Казани и на родине поэта в день его рождения проводятся Тукаевские праздники поэзии. Тукай, конечно же писал стихи и сказки для детей.

- Назовите детские произведения Тукая.(“Шурале”, “Водяная”, “Сказка о козе и баране”).

Ведущий: У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история . Слова М. Ломоносова “Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего”, ещё раз убеждают нас в том, что страна должна знать своих героев. Человек, не знающий историю своей малой родины, Родины, лишён опыта и поддержки своих предков.

Ученик 2: Мы гордимся нашим городом. В списке российских городов по численности населения Казань поднялась с 10-го на 6-е место. В 2005 было торжественно отпраздновано Тысячелетие Казани, к которому были сооружены Казанский метрополитен, мост Миллениум и прочие объекты, отреставрирован центр города. Казанский Кремль стал объектом-памятником ЮНЕСКО, город стало посещать около миллиона туристов в год. Казань провела Всемирную Летнюю Универсиаду 2013 г. , Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г., готовится к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г.

Ученик 3: Казань изменяется с каждым днём ( фотографии города в недалёком будущем )

Ученик 4:

Новой жизни огни зажигались в Казани,
Вырастали заводы и школьные здания.
О Казань, лучезарная наша столица!
Посчастливилось мне здесь расти и учиться.
И склоняю я голову в чувстве святом
Перед каждым твоим дорогим уголком (Мухамед Садри)

Дети поют песню муз. и сл. Шалашовой “С днём рождения Казань”.

Читать еще:


Новые материалы:

Профессиональный ринг для учащихся 9-го класса :: Математический бой :: "Веселись, детвора, в гости к нам пришла зима!" :: Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства :: Внеклассное занятие по русскому языку "Веселая грамматика" :: Побег из Рио ( Going to Brazil ), 2016 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мебель для кабинета/Домашние кабинеты / ВасКо / Гарнитур для кабинета Рино 17 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD