Внеклассное мероприятие "Слово о полку Игореве" : Внеклассная работа

Класс. 8-9

Формируемые компетенции.

  • Коммуникативная компетенция – овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе.
  • Языковедческая компетенция – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умения пользоваться различными видами словарей.
  • Культуроведческая компетенция – понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, обеспечение культурной самоидентификации, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование эстетического вкуса.
  • ИКТ-компетентность – осуществление информационного подключения к глобальной сети Интернет, создание презентации как формы представления результатов исследовательской деятельности.
  • Читательская компетентность.

Формы работы обучающихся. Индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Ход занятия

Оформление. На сцене плакат “Книги-юбиляры – 2015”, афиша (меню) – перечень книг-юбиляров – 2015, изображение обложки книги “Слово о полку Игореве” (на подвижном стенде).

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, выставка книг, словари.
  • Десять столов для учеников. На каждом столе списочный состав группы.

Экспертный совет: пять старшеклассников, которые выставляют баллы за выступление каждой группы.

Домашнее задание по группам (подготовка в течение двух недель):

  • 1 группа – “Памятники древнерусской литературы”,
  • 2 группа – “Как было найдено “Слово...””,
  • 3 группа – “Сюжет “Слова...””,
  • 4 группа – “Русское вооружение XII-XVII веков”,
  • 5 группа – “Инсценирование поединка”,
  • 6 группа – “Рефрены и их роль в “Слове...””,
  • 7 группа – “Города, реки, народы, окружающие Русь”,
  • 8 группа – “Отрывки, в которых упоминаются явления природы, названия трав, деревьев”,
  • 9 группа – “Названия людей по роду занятий, по возрасту, по полу, имена языческих божеств”, 10 группа – ““Слово...” в изобразительном искусстве и музыке”.

Ведущий 1.

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь. [3]

Ведущий 2.

Сегодня мы начинаем очень важный разговор о книгах, которые вошли в сокровищницу нашей культуры. Благодаря этим книгам мы можем узнать, как жили наши предки, какими они были, что ценили в жизни.

Ведущий 1.

В этом году несколько таких книг-жемчужин отмечают юбилей. И первая среди них – “Слово о полку Игореве”, созданная более 800 лет назад. (Ведущий 2 выдвигает стенд с изображением обложки “Слова о полку Игорева” и ставит в центре сцены).

Ведущий 2.

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие  древнерусская литература. Её временные границы: XI – XVII века. О памятниках древнерусской литературы расскажут ребята 1-ой группы.

Группа 1. О памятниках древнерусской литературы мы подготовили сообщение на основе информации, расположенной на сайте института развития образования Нижнего Новгорода. Далее ученики 1-й группы открывают закладку [6] и, используя мультимедийный проектор, представляют памятники древнерусской литературы с кратким комментарием.

Ведущий 1.

Последний день последнего месяца XVIII столетия граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744 – 1817) – историк, член Российской Академии, отметил замечательно. Только что в московские книжные лавки поступила изданная им “Ироическая песнь о походе на половцовъ удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная стариннымъ русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие”. [9; 219]

Ведущий 2.

О том, как было найдено “Слово о полку Игореве” Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным, расскажет 2-я группа.

Группа 2. “Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова”, созданное, как установлено исследователями, не ранее 1185-1187 гг. и не позднее начала XIII века, дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В 1792 году [4; 123] этот памятник был обнаружен известным собирателем древнерусских рукописей графом Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у монахов сборнике рукописей. В 1795-1796 гг. была сделана копия с рукописи “Слова...” для императрицы Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована. После гибели подлинника “Слова...”, сгоревшего вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина во время пожара Москвы 1812 года, именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике. [1; 7-8]

Ведущий 1.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин не сразу смог прочитать и понять содержание произведения, потому что в древнерусской письменности не существовало разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания.

Ведущий 2.

Сейчас каждая команда получит отрывок из “Слова...”. Вы должны через 5 минут прочитать предложенный отрывок вслух, а также перевести его на современный русский язык. При выполнении этого задания следуйте рекомендациям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева [7; 22-23] и пользуйтесь словарями.

Ведущий 1.

Группы 1-10. Приглашаем по одному участнику от команды на сцену (выстраиваются в линию). Внимание! Звучит “Слово о полку Игореве”. Участники читают отрывок.

Ведущий 2.

Группы 1-10. Приглашаем по одному участнику от команды на сцену (выстраиваются в линию). Внимание! Звучит перевод “Слова о полку Игореве”.

Ведущий 1.

Уважаемые участники погружения, вы убедились, что и читать, и переводить “Слово...” сложно. Но настолько это произведение прекрасно, что сегодня и на английском, и на японском языках существует по нескольку переводов, а на русском – одних только стихотворных переводов несколько десятков. В 1995 году Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук издал пятитомную “Энциклопедию “Слова о полку Игореве””, где раскрыл все “темные места” текста. [9; 219]

Ведущий 2.

С 1938 года по 1946 год переводил “Слово...” поэт Николай Заболоцкий. Послушаем вступление из “Слова..” (перевод Н.Заболоцкого) в исполнении актера А.Чутко. (Звучит аудиозапись, с начала записи: 0-3 минуты; аудиозапись на диске).

Ведущий 1.

Тему “Слова...” составляют подлинные исторические события. Какие? Об этом расскажет группа 3. (На экране слайд “Карта Древней Руси”.)

Группа 3.

23 апреля 1185 года князь новгород-северский Игорь Святославич с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославич.

За год до этого Игорь и Всеволод уклонились от участия в походе на поле Половецкое, предпринятом их двоюродным братом великим князем киевским Святославом Всеволодовичем. Тогда Святослав взял в плен одного из злейших врагов Русской земли – хана Кобяка. Раздосадованные чужой удачей, Игорь и Всеволод задумали свой собственный поход.

Время выступления выбрано было не случайно. 23 апреля – день памяти покровителя воинства Святого Георгия Победоносца. При крещении Игорь получил христианское имя Георгий и потому полагал, что может надеяться на помощь своего небесного заступника.

1 мая случилось солнечное затмение, которое на Руси всегда считалось недобрым предзнаменованием. Но Игорь упрямо решил идти вперед. Через несколько дней недалеко от Азовского моря, на реке Сюурлий, русские встретились с вышедшими вперед полками половцев, разбили их и захватили богатую добычу. Наутро, 9 мая, русские войска обнаружили, что они окружены войсками ханов Гзака и Кончака. Началась битва.

Все было кончено в полдень 10 мая. Игорь и Всеволод были ранены, попали в плен.

Игоря взял в плен Кончак, но еще до похода старший сын Игоря был помолвлен с дочерью Кончака. В плену Игорь жил почти вольно. Ханы Гзак и Кончак напали на южнорусские земли. Узнав об этом, Святослав киевский стал опять собирать войско.

Игорь Святославич сумел бежать из плена и возвратился на Русь. [9; 221-222]

Ведущий 2.

Идейная основа “Слова...” – призыв автора к единению русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю.

Ведущий 1.

Герои “Слова...” – воины, храбрые, мужественные, стойкие. А как они выглядели во время сражения? Об этом расскажет группа 4.

Группа 4. Информацию о русском вооружении XII-XVII веков мы взяли на сайте “Оружейная палата. Витрина 27. Русское вооружение XII-XVII веков”. [5]

Собрание предметов русского вооружения XII-XVII веков дает представление о большом его разнообразии. Конусообразные шлемы (шишаки, шапки „ерихонские" и "куячные") хорошо защищали голову воина от рубящих ударов меча и сабли – наиболее распространенных видов наступательного холодного оружия. Надежные и гибкие кольчужные доспехи (кольчуги, байданы, бахтерцы, юшманы) обеспечивали возможность успешной борьбы подвижной конницы.

Ведущий 2.

Всем интересно посмотреть, как сражались воины. Посмотрим реконструкцию боя, подготовленную участниками группы 5, занимающимися в клубе ратоборцев.

Группа 5. Инсценирование поединка.

Ведущий 1.

Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор “Слова...” также использует повторы.

Ведущий 2.

Какие рефрены нашли участники группы 6? Какова роль повторов в тексте? Об этом они нам сейчас расскажут.

Группа 6. Прочитав “Слово о полку Игореве”, мы нашли такие повторы.

Основная часть.

Первая часть.

  • “.. .Ища себе чести, а князю славы”.
  • “О Русская земля! Уже за холмом ты!”
  • “Русичи широкие поля червлеными щитами перегородил”, ища себе чести, а князю — славы”.
  • “О Русская земля! Уже за холмом ты”.
  • “...А храбрые русичи перегородили червлеными щитами”.
  • “Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось”.
  • “А Игорева храброго полка не воскресить!”
  • “Унылы городские стены, и веселие поникло”.

Вторая часть.

  • “.. За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!”
  • “.. .За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!”
  • “А Игорева храброго полка не воскресить!”
  • “.. За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!”
  • “Приуныли голоса, сникло веселье”.

Третья часть.

  • “Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось”.

Концовка.

  • “Страны рады, города веселы”. [4; 142]

Слова, которые использует автор в качестве рефрена, можно объединить в тематическую группу “Русская земля”. Рефрен подчеркивает, что подлинным героем произведения является Русская земля. Именно она – мерило всех образов и событий.

Ведущий 1.

Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве” складывается из описания пространства Руси, ее природы, жизни народа: религии, истории, прошлой и будущей.

На сцену приглашаются группы 7, 8, 9.

Группа 7. Группа называет города, реки, народы, окружающие Русь, показывая их на карте.

Группа 8. Группа цитирует отрывки, в которых упоминаются явления природы, названия трав, деревьев.

Группа 9. Группа говорит о мирном труде пахарей, нарушенном княжескими усобицами, о горе русских жен, не дождавшихся своих мужей; называет имена языческих божеств, упоминающихся в произведении, и определяет их роль. [4; 143]

Ведущий 2.

“Слово о полку Игореве” – источник мудрости, именно поэтому оно имело большое влияние на развитие не только русской литературы, но и искусства в целом. Об этом выступление группы 10.

Группа 10. На сюжет “Слова о полку Игореве” созданы картины русских художников И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, С. Кобуладзе, Н.К. Рериха, В.А. Серова, В.А. Фаворского. [8]

Со “Словом о полку Игореве” связано выдающееся достижение русского искусства – опера Александра Порфирьевича Бородина “Князь Игорь”, завершенная Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым в 1890 году.

Ученики рассказывают о работе А.П. Бородина над оперой, ставшей образцом национального героического эпоса в музыке. Участники погружения слушают фрагменты из оперы. [2]

В Ярославле есть музей “Слова о полку Игореве” (на экране открыта вкладка музея-заповедника). Все, кому это интересно, могут совершить виртуальную экскурсию. [10]

Ведущий 1.

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: “Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет читателей “Слова”. Чувство это пронизывает собой все произведение, проступает в каждой строке”. [7; 20]

Ведущий 2.

“Вот почему значение “Слова” так безмерно возросло в наше время. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине”. [7; 20]

Ведущий 1.

Наше погружение в мир “Слова о полку Игореве” подходит к концу. Слово предоставляется жюри.

Жюри.

Ведущий 2.

Уважаемые участники погружения! При выходе из актового зала оставьте в ящике оценочный лист. До новых встреч.

Список литературы.

  1. Аристова, М.А. Анализ произведений русской литературы: 9 класс / М.А. Аристова. – М. Издательство “Экзамен”, 2014
  2. Бородин, А.П. “Князь Игорь”. Режим доступа: http://muzoman.net/dwl/Опера%20"Князь%20Игорь"
  3. Бунин, И.А. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Слово_(Бунин)
  4. Ерёмина, О.А. Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы / О.А. Ерёмина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2004
  5. Оружейная палата. Витрина 27. Русское вооружение XII-XVII веков. Режим доступа: http://armoury-chamber.kreml.ru/exposure/view/vitrina-27-russkoe-vooruzhenie-xii---xvii-vekov/
  6. Памятники древнерусской литературы. Режим доступа: http://www.niro.nnov.ru/?id=17605
  7. Слово о полку Игореве. /Вступит. статья и подготовка древнерус. текста Д.Лихачева; сост. и коммент. Л.Дмитриева; Худож. В.А. Фаворский. – М.: Худож. лит., 1983
  8. “Слово о полку Игореве” в изобразительном искусстве. Режим доступа: http://www.russlawa.info/post/282
  9. Энциклопедия для детей. [Том 9]. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / ред.коллегия: М.Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008
  10. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Режим доступа: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/postoyanny-e-e-kspozitsii/e-skpozitsiya-slovo-o-polku-igoreve/

Перечень используемых на занятии ЭОР

Название ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Бунин И.А. Текст https://ru.wikisource.org/wiki/Слово_(Бунин)
Бородин, А.П. “Князь Игорь” Аудиозапись http://muzoman.net/dwl/Опера%20"Князь%20Игорь"
Русское вооружение Виртуальная экскурсия http://armoury-chamber.kreml.ru/exposure/view/vitrina-27-russkoe-vooruzhenie-xii---xvii-vekov/
Памятники древнерусской литературы Виртуальная экскурсия http://www.niro.nnov.ru/?id=17605
“Слово...” в изобразительном искусстве Виртуальная экскурсия http://www.russlawa.info/post/282
Музей-заповедник “Слова...” Виртуальная экскурсия http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/postoyanny-e-e-kspozitsii/e-skpozitsiya-slovo-o-polku-igoreve/
Читать еще:


Новые материалы:

Влияние игр-драматизаций на личность ребенка с ОНР :: Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком :: Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Лес — богатство нашего края" :: Адаптация ребенка в детском саду :: Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные" :: Призрак дома Бриар ( The Unspoken ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Премиум-Артемида 800x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

На сколько можно похудеть при правильном питании

...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Питание для быстрого похудения в домашних условиях

Как похудеть в домашних условиях быстро, меню и противопоказания О том, что можно похудеть, еженедельно обращаясь к диетологу для расчета меню и посещая трижды в...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD