Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Тушновой, «Крохотные знаки собраны в бессмертные слова» : Внеклассная работа

Я в другой галактике живу.
В.Тушнова

Исполняется песня “А знаешь, все еще будет”.

Ведущий. Эта песня известна многим, ее исполняют популярные певцы уже почти 40 лет. Но мало кто знает, что стихи сочинила русская поэтесса Вероника Тушнова. За этой легкостью, радостью жизни скрывается тонкая, страдающая натура, пережившая много страсти, любви и горя. Творчеству этой удивительной поэтессы и посвящен наш литературный вечер. В качестве эпиграфа взяты слова самой Вероники Михайловны: “Я в другой галактике живу”. Они отражают всю суть поэтессы, которая была ни на кого не похожа.

Мне так грустно опять писать "акварелью".
Мне так грустно угадывать все по строкам стихов.
Вы когда - нибудь читали биографию,
угаданную по стихам, по строчкам рифм?
Скорее всего, Вы скажете: Нет.
Вот и я раньше не встречала таких биографий.
А теперь приходится писать ее самой.

Поэтому сегодня мы будем говорить о жизни Вероники Тушновой, опираясь на ее произведения.

Во многом загадочна дата рождения будущей поэтессы. В ряде биографических статей и автобиографий годом рождения Тушновой указан 1915 год. Даты 1915—1965 выгравированы на памятнике на могиле Вероники Михайловны на Ваганьковском кладбище, так пожелала незадолго до кончины сама поэтесса. Однако в материалах Казанского литературного музея им. М. Горького и вышедшем в 2012 году в “Золотой серии поэзии” сборнике Тушновой, составителем которого являлась дочь поэтессы Наталья Розинская, утверждается, что Вероника Михайловна родилась 27 марта 1911 года. Клуб любителей поэзии Вероники Тушновой провёл исследование и нашёл выписку из метрической книги о её крещении в 1911 году.

Родилась Вероника Тушнова 27 марта в Казани в семье профессора Казанского университета Михаила Павловича Тушнова, известного микробиолога, патофизиолога, а впоследствии - академика ВАСХНИЛ, и его жены, Александры Георгиевны Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов в Москве. Задумчивая девочка с глубокими и большими черными глазами, Вероника писала стихи с детства, но всегда прятала их от отца, который прочил своей дочери только медицинское будущее. С первых шагов жизни “профессорской дочке” досталось лиха через край. В “Поэме памяти” она под конец жизни поделится своими горькими воспоминаниями о детстве:

Чтец 1 читает стихотворение “Все началось преддверьем созиданья”.

Ведущий. В 1928 году окончила в Казани одну из лучших школ города — № 14 им. А. Н. Радищева с углублённым изучением иностранных языков, хорошо говорила по-английски и по-французски. Первым заметил литературную одарённость Тушновой её школьный учитель литературы Борис Николаевич Скворцов, нередко читавший её сочинения вслух как образцовые. После школы, по настоянию отца, видевшего в ней будущего врача, поступила на медицинский факультет Казанского университета.

Вероника Михайловна проучилась на факультете терапии четыре года, но больше не смогла истязать свою душу: ее всерьез увлекли занятия живописью, да и поэтическое вдохновение не покидало.

В начале лета 1941 года она поступает в Московский Литературный институт имени М.Горького: ее желание профессионально и всерьез заниматься поэзией и филологией вроде бы начинает сбываться. Но учиться не пришлось. Началась война. Отец Вероники к тому времени скончался. Она вместе с больной матерью и маленькой дочкой Наташей эвакуировалась в Казань. Страшные события Великой Отечественной нашли отражение в ее творчестве и помогли сформировать ее мировоззрение.

Чтец 2 (А.Вивальди “Времена года. Зима”) читает стихотворение “Кукла”.

Ведущий. Используя свои медицинские познания, Тушнова почти все годы войны проработала в госпиталях врачом, - их ведь не хватало катастрофически! - выхаживала раненых. Сегодня уже подзабыто понятие “сестра милосердия”, а именно так бы хотелось ее назвать. Вероника была потрясающе красива! Все мгновенно влюблялись в нее. В госпитале слыла главной утешительницей. Могла вдохнуть жизнь даже в безнадежных больных. Бескорыстно помогала всем, чем могла. Вероника просто жила человеческой судьбой...

Каждую свободную минуту она что-то сочиняла. Часто ее находили пишущей в какой-нибудь маленькой комнатушке. Привозили раненых, нужно было идти. Но если выпадало свободное время, она снова погружалась в свой поэтический мир. Ее так и звали ласково: "доктор с тетрадкой".

Чтец 3 (В.А.Моцарт. Фортепианный концерт № 23) читает стихотворение “Мать”.

Ведущий. Поэт в России больше, чем поэт. И Вероника Тушнова, переживая общую беду, как свою собственную, могла заглядывать в будущее. Ее произведения вне времени. Кажется, они написаны сегодня, они о нас и для нас.

Чтец 4 читает стихотворение “Ночная тревога”.

Ведущий. Кажется, что это стихи о детях Донбасса, которые прячутся от бомбежек, но продолжают оставаться детьми со своими радостями и заботами.

Дебютным сборником стихов и поэм стала “Первая книга” (1945), вышедшая в издательстве “Молодая гвардия”. Творчеством Тушновой был очарован знаменитый актёр Василий Качалов, который, “зачитывал” домашних и гостей стихами Вероники.

Чтец 5 (К.Юки В.Т.) читает стихотворение “Много счастья и много печалей на свете”.

Ведущий. Вероятно, в год Победы и всеобщего ликования нужно было писать что - то фанфарное, парадное. Тушнова не умела этого делать никогда: ей сразу и всегда была присуща своя нота чистой, пронзительной грусти, элегичности, за что критики из Союза Писателей назвали ее произведения перепевами стихов Ахматовой. Неудивительно, что вторая книга Вероники Михайловны "Пути - дороги" увидит свет только через десять лет, в 1954 году. Она просто не решалась выпустить ее в свет. В основу этой книги легли стихотворения, написанные часто в дороге и навеянные дорожными встречами и впечатлениями, знакомствами с новыми людьми и новыми местами. Скромные, миниатюрные, они словно были созданы для того, чтобы читать их в дальней дороге, носить в кармане у сердца. Ее поэзия - исповедь любящей, страдающей, радующейся и лишь иногда - счастливой женщины.

Чтец 6 читает стихотворение “Сколько милых ровесников в братских могилах лежит”.

Ведущий. Вся дальнейшая жизнь Вероники Тушновой связана с поэзией, она — в ее стихах, в ее книгах. Эта жизнь порывистая, трепетная, напряженная. Жизнь такая, будто Тушнова хотела вместить в каждый прожитый ею год, по крайней мере, десятилетие. Она была уверена, что жизнь измеряют "когда годами, когда часами", а порою лет пять или десять минуте случается перевесить". Вот такие минуты дороги Тушновой, они — как вехи ее жизни, они — в памяти сердца.

Чтец 7 читает стихотворение “Пусть друзья простят меня за то, что повидаться с ними не спешу”.

Ведущий. Современники вспоминают, что “восточная красавица” с мягким характером Вероника Тушнова любила осыпать подарками не только близких, но и просто друзей. Она приходила на помощь к людям по первому зову, в любое время дня и ночи, заражала всех смехом, весельем и подлинной любовью к жизни.

Чтец 8 (Л.В.Бетховен “Лунная соната”) читает стихотворение “Людские души – души разные”.

Ведущий. Каждый поэт в своем творчестве пытается выразить свои чувства к родине. Кто-то пишет о красоте природы, а кто-то открыто признается в любви. У Вероники Тушновой свое, особое отношение к отчизне.

Чтец 9 читает стихотворение “Вот говорят: Россия”

Ведущий. Зачем поэты сочиняют стихи? Кто их будет читать? Эти извечные вопросы не могли не волновать и Веронику Тушнову. Они ищет ответы в себе, выплескивая это в творчестве.

Чтец 10 читает стихотворение “Открываю томик одинокий”.

Чтец 11 читает стихотворение “Человек живет совсем немного”.

Ведущий. Любовь – сквозная тема в стихах Вероники Тушновой, с нею связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее.

Наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — “Не отрекаются, любя”. Романс на музыку Марка Минкова стал суперхитом в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий шедевр пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию. (Исполняется песня).

Человек, которого любила Вероника Михайловна, поэт Александр Яшин, был женат, не мог оставить семью. Она называла свое чувство бурей, с которой никак не справиться, и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам.

Чтец 12 читает стихотворение “Я желаю тебе добра!”

Ведущий. Те, кто прочел стихотворения, навеянные этим глубоким и нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит "пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони". Может быть, поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива.

Чтец 13 (И.С.Бах “Звуки рождают мысли”) читает стихотворение “Одна сижу на пригорке”

Ведущий. Каждая из читательниц могла почувствовать в строчках Тушновой свои счастливые и горькие минуты, ведь все, написанное ею, — правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией.

Чтец 14 (Л.В.Бетховен “Воздух”) читает стихотворение “У источника”

Ведущий. Последняя книга Тушновой “Сто часов счастья” представляет собой дневник этой последней трагической любви, написанный уже тяжело больной поэтессой.

Чтец 15 читает стихотворение “Биенье сердца моего”.

Ведущий. Весной 1965 года Вероника Михайловна тяжёло заболела и оказалась в больнице. Умирала она не только от болезни, но и от тоски по любимому человеку. Лишь об одном жалела она в короткие минуты встреч с ним: “Какое несчастье случилось со мной — я жизнь прожила без тебя”.

Чтец 16 (Л.В.Бетховен “Свеча”) читает стихотворение “Черемуха”.

Ведущий. Вероники Михайловны Тушновой не стало 7 июля 1965 года, когда ей едва исполнилось 50 лет. Яшин долго и тягостно переживал смерть Вероники Михайловны. Через несколько дней он написал одно из своих самых известных стихотворений, посвящённых Тушновой:

Чтоб не мучиться поздней жалостью,
От которой спасенья нет,
Напиши мне письмо, пожалуйста,
Вперёд на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое,
За упокой души,
Напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши.

Александр Яшин пережил свою любовь на три года и умер тоже от рака. Влюблённые навсегда соединились вместе, без пересудов, зависти и злости недоброжелателей. А их стихи до сих пор читают потомки, будто проживают с ними ещё одну жизнь.

Вот такой яркой, светлой и неповторимой была Вероника Михайловна Тушнова. Надеемся, наш вечер сподвигнет вас взять в руки томик стихов поэтессы и еще раз окунуться в море чувств, в котором “крохотные знаки собраны в бессмертные слова”.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Государственные преобразования Петра I, 7-й класс :: Внеклассное мероприятие «С Георгиевском связывают меня корни». 10-й класс :: Интеллектуальная игра-историческое лото "Древний мир". 5-й класс :: Формирование эмоционально-чувственного опыта детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности :: Тема урока «Формы культуры» :: Во всем виноват енот ( Wakefield ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Мебелик / Стеллаж Лючия 2301 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD