Методическая разработка занятия по теме "Пища богов" : Внеклассная работа

Цель: узнать больше о продукте, у которого так много поклонников всех возрастов и национальностей.

Задачи:

  • узнать историю изобретение шоколада;
  • выяснить все тайны производства шоколада;
  • узнать чем полезный, а чем опасен шоколад;
  • выяснить из чего делают шоколад;
  • узнать в каких странах делают самый вкусный шоколад;
  • расширить знания при помощи видеоматериалов.

Оборудование: техника для показа презентации: ноутбук, видеопроектор; раздаточный материал

Ход занятия:

В нашем классе была проведена небольшая анкета и  её результаты озвучит группа ребят, которые проводили данное исследование  (результаты анкеты). Вывод: многие ребята из сладостей предпочитают шоколад, но обычно это либо белый или молочный, где малое количество содержания какао масло не очень дорогой.   Сегодня на занятии мы научимся выбирать не дорогой, но полезный шоколад, но сначала заглянем в историю. Сейчас  мы узнаем шоколадную историю в буквальном смысле слова. Мы поговорим обо всех проявлениях шоколада.  Почему именно этот продукт  нас волнует. В чём причина? Узнаем, какие же опасности таит это сладкое чудо. Шоколад не так прост, как мы думаем. Цивилизация очень повлияла на изготовление шоколада  и поэтому  нужно понять, как выбрать именно хороший шоколад, который принесёт пользу, а не вред. Давай те же приступим к процессу познания!   Понятие о шоколаде: его истории, изготовлении, пользе и вреде этого продукта. (Показ презентации).
Давайте немножко об истории, полной загадок. Давайте начнём путешествие по страницам этой книги. Люди узнали вкус этого лакомства ещё 4 тыс. лет назад.  С латинского языка слово «шоколад» переводится как «пища богов» (Презентация, слайд 1)
Впервые шоколад попробовали древнее индейцы – ольмеки, ещё в двухтысячном году до нашей эры. Они варили пенный напиток из измельчённых и обжаренных плодов какао. Этот напиток был   частью магических ритуалов и брачных церемоний. Племена верили, что шоколаду покровительствуют   богиня воды Кальчиутлук. Каждый год они приносили богиням человеческие жертвы, накормив жертву перед смертью какао. Секрет изготовления шоколада хранился в строжайшей тайне столетиями, следующее племя к которому  перешёл секрет шоколада был  племя  майя (Презентация, 2 слайд).
Племя майя считала шоколадный напиток эликсиром и, конечно, роскошью, доступной лишь избранным: предводителям племен, вождям и жрецам.  Напиток из шоколада  называли «чоколатль» – что в переводе означало «горькая вода» (Презентация, 3 слайд).
Ацтеки, захватившие Мексику в XIV веке, также считали шоколад волшебством. Они верили в то, что плоды какао попали на их землю из рая, поэтому шоколадное дерево они назвали "райским". Кроме того, шоколад был денежным эквивалентом. Всего за 10 шоколадных зерен можно было купить кролика, а за 100 — крепкого раба (Презентация, слайд 4).
– Где проживали эти племена? (Мексика).
И только в начале XVI века о шоколаде узнала Европа. В 1519 г. конкистадоры под предводительством Эрнандо Кортеса захватили древнюю столицу Мексики Теноч-титлан. Дворец императора ацтеков Монтесумы был разграблен. В дворцовых кладовых испанцы обнаружили большие запасы каких-то сушеных бобов. Из этих бобов, собственно, и готовили ацтеки упомянутый выше напиток. Этот  шоколадный напиток  Кортес преподнёс испанскому королю (Презентация, слайд 5).
Вначале вкусное лакомство здесь не оценили. Кроме того, этот необычный продукт даже называли "дьявольским зельем". Светские дамы боялись, что из-за него можно родить чернокожего ребенка.  Сначала напиток из какао-бобов употребляли только мужчины, так как он был очень крепким и горьким.  Затем испанцы первые приготовили ту основу, на которую так похож современный шоколад, они стали добавлять тростниковый сахар и подавать его горячим. Это было очень дорогое удовольствие, ведь привозить бобы из Америки очень дорого. Почти сто лет испанские монахи хранили индийский рецепт шоколада в секрете. Известно, например, что принцессы получали рецепт шоколада в приданое.  
Какао появилось во Франции благодаря бракосочетанию короля Людовика 13 и испанской принцессы Анны Австрийской. Приданное Анны включало не только какао, но также и прислугу, владеющую искусством приготовления восхитительного напитка. Супруга Людовика XIV Мария Терезия говорила: «Я люблю шоколад больше всего на свете — за исключением короля!» (Презентация, слайд 6).
 Все это время шоколад употреблялся только в виде напитка, пока Швейцарец Франсуа Луи Кайе  не создал в 1819 году первую в мире плитку твердого шоколада. Очень скоро именно Швейцария стала центром «сладкого» прогресса. Фабриканты по всему миру начали эксперименты с новым продуктом, добавляя в него орехи, мед, цукаты, а главное – молоко, что привело к появлению  молочного шоколада.  В 1825 году датчанин Конрад Ван Хутен усовершенствовал процесс извлечения какао масла из какао бобов. Бобы были раздроблены в пасту, которая подвергалась очень высокому давлению, формируя шоколадную жидкость и какао масло. Извлеченное масло затем делали, более гладким и избавляли от лишних запахов.  В 1880 году  Рудольф Линд из Швейцарии начал добавлять немного какао масла при производстве шоколада, чтобы он был более гладким и блестящим. Какао масло тает при температуре 97 градусов по Фаренгейту, то есть при температуре человеческого тела. Поэтому шоколад тает во рту. А как его делают? (Презентация, слайд 7).
Европейцы очень полюбили это лакомство, и оно было отраженно  в картинах. Сейчас я расскажу про появление одной из известных картин связанная с шоколадом. Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ  князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так  много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда (Презентация, слайд 8).
В тропиках и растут деревья какао. Их получают из плодов дерева какао, которое растёт в центральной и южной Америке, Африке и Азии. Плоды этого дерева похожи на дыню, в которой находится 50 миндалевидных зёрен, одно дерево даёт только 2 кг зёрен в год. Цветёт это дерево удивительными по красоте цветами. Какао бобы основное сырьё для шоколада. Вечнозеленое дерево какао цветёт круглогодично и плодоносит круглый год, растут в центральной и южной Америке, Африке и Азии. При благоприятных условиях цветение наступает на 2-3 году жизни сеянца и продолжается до 25-50 летнего возраста. Дозревают плоды 4-9 месяцев. Высокие урожаи дерево даёт, начиная с 12 года жизни. Урожай собирается два раза в год, первый раз в конце сезона дождей перед началом засух, и второй раз — перед началом сезона дождей.  Плантации  дерева какао, существуют  в центральной и южной Америке, Африке и Азии (Презентация, слайд 9).
Плоды дерева какао  похожи на дыню. В среднем дерево дает 30 стручков.  Если снять нежный причудливый плод и разрезать его, то можно увидеть от 30 до 50  желтоватых  семян, врезанных в белую мякоть плода. Это бобы какао.  Для изготовления одной плитки шоколада нужно 30 какао бобов (Презентация, слайд 10).
Примерно наполовину какао-бобы состоят из жиров (какао-масло). Примерно наполовину какао-бобы состоят из жиров (какао-масло). Масло-какао единственное среди растительных масел, которое имеет твердую консистенцию, а плавится оно при относительно низкой температуре, близкой к температуре человеческого тела. Поэтому шоколадная плитка тверда, но она, приятно тает во рту (Презентация, слайд 11).

Виды шоколада по содержанию какао продуктов.

Белого шоколада, то это полноценный представитель шоколадной империи, а белый он только потому, что в нем отсутствует какао порошок и/или какао тертое, а какао масла в нем не меньше чем в обычном  шоколаде. Белый шоколад – смесь минимум 20% какао-масла и 14% сухого молока. В белом шоколаде присутствует какао-масло, но нет какао-массы. Белый шоколад принесет  минимум пользы, так как  содержит минимальное количество какао-бобов.  Белый шоколад – смесь минимум 20% какао-масла и 14% сухого молока. В белом шоколаде присутствует какао-масло, но нет какао-массы (Презентация, слайд 12).   
Шоколад, содержащий молочные продукты принято называть молочным. Какао продуктов в молочном шоколаде, часто не превышает 35%.  Молочный шоколад – какао-масло, молоко сухое, сахар, ваниль или ванилин и соевый лецитин добавляют к какао-массе. Любой молочный шоколад должен содержать минимум 25% сухого какао и минимум 14% сухого молока. Молочный шоколад – какао-масло, молоко сухое, сахар, ваниль или ванилин и соевый лецитин добавляют к какао-массе. Любой молочный шоколад должен содержать минимум 25% сухого какао и минимум 14% сухого молока (Презентация, слайд 13).
Обыкновенный или классический шоколад, тёмный  – это шоколад с содержанием какао-продуктов от 35 до 55-60%.  Может также содержать такие ингредиенты, как какао-масло, сахар и ваниль. Количество сахара в нем выше, чем в черном шоколаде.
Темный шоколад – должен содержать 35% порошка какао. Может также содержать такие ингредиенты, как какао-масло, сахар и ваниль. Количество сахара в нем выше, чем в черном шоколаде (Презентация, слайд 14).
Горький  шоколад – производится путем добавления к какао-массе сахара и какао-масла. Черный шоколад должен содержать не менее 60% – до 85%  какао-массы. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум какао продуктов. Чем больше в шоколаде какао тёртого и/или какао масла, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад и тем более он ценится. Кроме того, черный шоколад является отличным стимулятором умственной деятельности. Особо он полезен студентам и школьникам во время экзаменов. Да и чтобы насытиться, достаточно съесть несколько долек шоколада. Горький  шоколад – производится путем добавления к какао-массе сахара и какао-масла. Черный шоколад должен содержать не менее 60% какао-массы. Самая высокая доля содержания какао, которая представлена сегодня на рынке, составляет 85% (Презентация, слайд 15).
Как известно шоколад делают из какао-бобов и он богат фосфором, кальцием и магнием. Кальций отвечает за крепость костной ткани, магний отвечает за клеточный обмен, а фосфором питается наш мозг! Одним из наиболее ценных свойств шоколада является его способность поднимать настроение. Достаточно кусочка шоколадки и жизнь покажется лучше! За это отвечает магний, он противодействует депрессии (на всякое действие есть свое противодействие), так же  улучшает память, повышает устойчивость к стрессам и укрепляет иммунитет. Доктора советуют кушать шоколад для профилактики усталости (Презентация, слайды 16-17).

Игра «Правда, что?» (вопрос–ответ)

Мнения о влиянии шоколада на здоровье расходятся от категорического "вреден",  до «несомненно, полезен». Где же истина? Попробуем разобраться. Вот каково научное мнение по самым частым "шоколадным" вопросам (Презентация, слайд 18).
Вопрос: шоколад – виновник лишнего веса?
Ответ:  верно лишь отчасти. Шоколад – действительно высококалорийный продукт, но основные источники калорий – молоко и глюкоза. "Шоколадные" углеводы относятся к категории "легко доступных", быстро расщепляются и столь же быстро расходуются. Действительно, при избыточном поступлении в организм углеводы могут "откладываться" в виде жира, но при употреблении в разумных количествах могут быть частью здоровой сбалансированной диеты. Вот горький шоколад можно есть и чаще — он даже способствует похудению, поскольку из-за своей невысокой калорийности вызывает чувство насыщения.
Вопрос: шоколад – источник энергии?
Ответ:  правда. Жиры и сахар, которых много в шоколаде – основные поставщики энергии для организма. Магний и калий, содержащиеся в нем, необходимы для нормальной работы мышц и нервной системы. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
Вопрос: шоколад обладает стимулирующим эффектом?
Ответ:  правда. Теобромин и кофеин, содержащиеся в этом продукте, обладают легким стимулирующим воздействием на сердечно-сосудистую и нервную системы. Углеводы дают легко доступную и быстро сжигаемую энергию, а жиры, содержащиеся в масле какао, усваиваются медленнее и обеспечивают организм энергией в течение более продолжительного времени.
Вопрос: в шоколаде много кофеина?
Ответ: неверно. На самом же деле, в одной плитке шоколада кофеина содержится всего каких-то 30 мг. А вот в чашке кофе – целых 180 мг.
Вопрос: шоколад полезен для сердца и сосудов?
Ответ:  Верно. Кардиологами установлено, что содержащиеся в какао-бобах полифенолы благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую систему. Они способствуют более эффективному кровотоку, уменьшая тем самым нагрузку на сердце. Существует также мнение, что какао улучшает работу иммунной системы. В лечебных целях лучше использовать лишь высококачественные сорта горького шоколада.
Вопрос: шоколад вреден для зубов, способствует заболеванию кариесом?
Ответ: Это не так. В отличие от других сладких лакомств, именно шоколад наименее опасен: какао препятствует разрушению зубной эмали. Содержащееся в шоколаде масло какао обволакивает зубы защитной пленкой и предохраняет их от разрушения. Особенно сильны антибактериальные свойства оболочки какао-бобов, которую в процессе приготовления шоколада удаляют. Японские исследователи полагают, что экстракт, приготовленный из оболочек какао-бобов, следует добавлять в зубную пасту и в средства для полоскания рта. Конечно, шоколад не заменит чистку зубов, но стоматологи считают, что шоколадные конфеты менее вредны, чем, скажем, карамель.
Вопрос: шоколад способствует росту клеток кожи?
Ответ: верно. Учёные из Мюнстерского университета открыли новое вещество в составе какао, способствующее росту клеток кожи и тем самым заживлению ран, разглаживающее морщины и уменьшающее риск язвы желудка. Данное вещество получило название «кокохил».
Вопрос: шоколад  средство от депрессии, вызывает чувство радости и счастья?
Ответ: шоколад является лучшим средством от депрессии: благодаря природным стимуляторам (теобромину и кофеину), находящимся в нем, – эта сладость помогает организму справляться с апатией и стрессом.  Шоколад так же содержит эндорфины, который повышает серотонин  – гормон счастья, которые создают ощущение удовольствие и радости  при умеренном потреблении.
Вопрос: запах шоколада полезен?
Ответ: он повышает выработку иммуноглобулина, необходимого для защиты организма от вирусов.
Но это всё только о шоколаде, который содержит не меньше 50-70% какао и, конечно же, без добавок и при умеренном употреблении. Оптимальная доза для взрослого человека — одна стограммовая плитка в неделю.
А сейчас мы посмотрим, какие произведения творят из шоколада. Музеи в страны: Санкт-Петербург, Музей Вена (Австрия), Музей Барселона (Презентация, слайды 19 -21).  
 В наши дни мировое потребление шоколада превышает 4 млн. тонн. Больше всех шоколад любят в Швейцарии: средний житель этой страны съедает более 10 кг  шоколада в год, в то время как россияне — 2-3 кг в год. Каждый день 15% женщин во всем мире едят шоколад. Одним словом, шоколад настоящая пища богов (Презентация, слайды 22). 

Практическая лаборатория «Эксперты»: Какой шоколад выбрать?

– А сейчас  вам предстоит работать  экспертами.  Мы делимся на две команды. Каждой команде нужно будет выбрать из предлагаемого шоколада наиболее полезный, который можно предложить купить друзьям, как самый полезный. Перед вами алгоритм действий как выбрать шоколад, по которому вы будете работать (Приложение 1). Так же для работы можете использовать таблицу «Допустимые добавки в шоколаде» (Приложение 2). Командам-экспертам дается 15 минут для работы, чтобы из 3 плиток шоколада выбрать более качественный шоколад.   

Рефлексия

Каждая группа составить свою оду о шоколаде с помощью синквейна.  Что такое синквейн? Перед вами правила  составления синквейна (Приложение 3). Вам даётся 5мин на работу. Выступление каждой группы.  
 
Литература:

1. Кауц Е.В. Путь к успеху. Питание и общество. 1998, № 4
2. Козлов А.И. «Лодерз Кроклаан» – всемирно известный производитель и поставщик заменителей какао-масла. Пищевая промышленность. 1997, № 9.
3. Мартынюк Е.А. Конфетка по праздникам, или Несладкие заботы сладкой отрасли. Пищевая промышленность, 1997 № 19.

Читать еще:


Новые материалы:

Как вести себя со злоумышленниками, ОБЖ, 2-й класс :: Проблемный урок по ОБЖ :: Урок-викторина по теме "Пожарная безопасность" :: Урок по теме "Наводнение". 7-й класс :: Классный час "Здоровье – дар судьбы". Блок занятий (классных часов) "Особый ребенок" по образовательной программе для отрядов милосердия :: Жги!, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для сада/Плетеная/Столы / 4sis / Стол обеденный Неаполь ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD