Организация проектной деятельности школьников по проблемам экологии и здоровьесбережения : Внеклассная работа

“Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества среды, необходимые для жизни”[3]. Жизнь на Земле может продолжаться только в том случае, если у каждого человека ответственность за свою деятельность или бездействие по отношению к природе займет одно из ведущих мест. Для того, чтобы планировать свои действия и нести за них ответственность, необходимо не только владеть информацией, но и оценивать складывающуюся ситуацию и в соответствии с ней разрабатывать варианты действий, направленных на ее улучшение. Формирование способностей к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций – одна из актуальных задач современного образования. На уроках химии и во внеурочной деятельности необходимо способствовать приобретению практического опыта по изучению экологических вопросов, дать возможность найти способы решения экологических проблем. Школьники должны получить практический опыт в изучении возможностей влияния человека на глобальные процессы. Среди различных видов деятельности по экологическому образованию и воспитанию в школе одним из самых эффективных является выполнение проектов экологической и здоровьесберегающей направленности. Почему именно проектная деятельность? Проект позволяет через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Проектный метод помогает организовать деятельность учащихся с опорой на личный опыт, развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность. Выполнение проекта развивает социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, позволяет приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Взаимодействуя в группе, учащиеся понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо работать сообща, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, помогать друг другу. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, внимательно относиться к сверстникам.

Работа над проектом экологической направленности включает следующие этапы:

1) Подготовительный (поиск проблемного поля; выбор темы и ее конкретизация; формирование проектной группы).

2) Поисковый (уточнение темы проекта, ее конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта).

3) Аналитический (сбор и изучение информации; анализ информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта; анализ альтернативных решений; построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта; пошаговое планирование работы; анализ возможностей).

4) Практический (реализация проекта - выполнение запланированного; решение конкретных задач; обобщение результатов, выводы).

5) Презентационный (подготовка материалов и презентация проекта; изучение возможностей использования).

6) Контрольный (анализ результатов выполнения проекта, анализ успехов и ошибок).

Проекты экологической и здоровьесберегающей направленности включают следующие этапы исследования: информационный, аналитико - деятельностный, собственно- исследовательский, отчетно - презентационный. Деятельность по получению информации, оценке складывающейся ситуации, разработке вариантов действий, направленных на позитивное развитие событий способствует воспитанию ответственности за состояние экосистемы планеты, доказывает взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека. С интересом и чувством ответственности учащимися старших классов под моим руководством были выполнены исследовательские работы и проекты экологической направленности по следующим темам:

  • “Промышленные и бытовые отходы – источник загрязнения окружающей среды”;
  • “Утилизация и переработка твердых бытовых отходов”;
  • “Чтобы мусор не умножать, его достаточно разделить”;
  • “Диоксины – опаснейшие загрязнители биосферы”;
  • “Исследование загрязненности атмосферного воздуха”;
  • “Исследование качества питьевой воды. Влияние качества питьевой воды на здоровье человека”;
  • “Влияние ионов тяжелых металлов на здоровье человека”;
  • “Химические вещества – разрушители озонового слоя”;
  • “Нефтепродукты и экология”.

Результаты деятельности школьников в сфере экологии социально значимы, способствуют формированию таких качеств личности, как экологическое сознание, ответственное отношение к природе и собственному здоровью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (http://www.scrf.gov.ru.)

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ 12 января 2002 г. "Российская газета" - №2874 12 января 2002 г.

3. Экологическая доктрина Российской Федерации (р. Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р). "Российская газета" от 18 сентября 2002 г., N 176 (3044).

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по теме "Огонь – наш друг, огонь – наш враг" :: Проект "Моя семья в летописи Великой Отечественной войны" :: Занимательная математика :: Классный час "Мой любимый Нижнекамск" :: Программа деятельности детского общественного объединения "Союз благородных сердец". "Восемь шагов к успеху" :: Огни большой деревни, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрасы Тропикана-Панда 1800x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD