"Казачьему роду нет переводу" (жизнь и обычаи донских казаков) : Внеклассная работа

"Казачьему роду нет переводу" (жизнь и обычаи донских казаков) : Внеклассная работа

Цель: знакомство с жизнью донских казаков и их обычаями.

Задачи:

  • прививать интерес к жизни казаков, познакомить с обычаями казаков;
  • развивать актёрские способности при участии в сценках;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине – казачьему краю, донской земле.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

«Вся история России сделана казаками»

(Л.Н.Толстой)

Ведущий: А что Вы уже знаете о Донском крае? (Презентация. Слайд 1)
Вот как описал свой край наш земляк – писатель Михаил Александрович Шолохов: «Степь Донская – широкая, простору и неезженых дорог в ней много, летом все пути открыты, и всюду можно найти приют...»
«Степь без конца и без края. Древние курганы в голубой дымке. Чёрный орёл в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы...»
«Отчий край. Малая Родина. Моя, твоя, наша с вами Земля. Какой она была до нас? Какие травы тут буйствовали? Стада каких диких зверей бродили в лесах и лугах? Что за люди жили на этом берегу Дона, или в той вон низине, у соснового бора?

Добро пожаловать гости дорогие
Чем же дорога земля донская.
Привольная от края и до края,
В родной степи шумят поля и реки.
Цветут сады, колышется трава
Очаровала ты меня навеки,
Моя Донщина – Родина моя!

Сценка: Выбор Атамана (Слайд 2)

Ведущий: До середины XVII века казаки вели рыцарский образ жизни, посвящая её войне и набегам.
Прошла суровая донская зима, наступила долгожданная весна. Время походов настало. На кругу собрались казаки. Они решают важные жизненные вопросы.
Казаки выбирают Атамана.

Казак 1 – Любо ль, вам братцы-казаки, чтобы Атаманом был?
Казаки – Любо! (кричат)
Казак 2 – А ну, помолчи-ка братцы-казаки, Атаман наш войсковой речь будет говорить.
(Атаман снимал шапку и, крестясь, кланялся на четыре стороны – все затихали. Круг начинал работу).
Атаман – Ну что, казаки, пойдём во поход?
Казак 1 – Засиделись, Степан Фёдорович.
Казак 2 – Тогда готовьте снаряжение, коней, завтра выступаем!
Все бросают вверх шапки. Кричат: «Ура!!!»
Казак 1 – Пойдём турок бить!
Казак 2 – Пойдём зипуны добывать!
Казак 1 – Зипуны-то у нас серые, да умы-то бархатные.

Древний обычай «Толах» (отойди) (Слайд 3)

А применялся этот обычай, когда враг был силён, и не было возможности его во встречном бою. Вот тогда на помощь и призывались охотники-добровольцы. Добровольцы вызывались задержать врага до подхода помощи и для того, чтобы дать возможность откочевать, скрыться. Отбор добровольцев был строгим. По возможности не брали единственных кормильцев, не брали холостяков, не имеющих потомства, чтобы казачий род не перевёлся.
Тогда выходил казак, способный взять на себя ответственность за содержание и воспитание детей и вдовы при живом ещё муже.
После чего жена и дети считались женой и детьми другого казака. Атаман выходил на майдан и снимал шапку. Это означало, что за достоверность известия он ручается головой. Потом Атаман сбрасывал кафтан, что говорило об очень серьёзной военной опасности. Лишь после этого в гробовой тишине Атаман говорил.
Атаман: «Кто хочет быть повешенным, изрубленным саблями, на кол посаженным или в смоле сверенным?»
Доброволец: «Братцы-казаки! Перед Господом Богом нашим Иисусом Христом, кто возьмёт моих сирот и мою вдову за себя! Была она мне хорошей женой, а ноне не надобна».
Казак – Выходил добрый человек, накрывал её детей буркой или чекменем и говорил: «Я, Григорий, беру твою жену за себя». Атаман произносил «Талах».
Казак – говорил – «Отойди».
Как у нас то-было, на Тихом Дону (Слайд 4)
Как появились у казаков лампасы. Легенда уверяет, что лампасы появились в VI веке. Иван Грозный в награду за помощь при взятии Казани и Астрахани жаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном. Сукно было двух цветов: синего – много, красного – мало.
Казак – Принимай, Атаман, послов. (Посол кланяясь вручает грамоту).
Посол – от самого царя-батюшки. (Атаман берёт, читает).

Указ.
Московского царя Ивана Грозного.
«С сего времени повелеваю считать старшинство Донского войска за помощь при взятии Казани и Астрахани. В награду за помощь жалую казаков хлебом, ружейным припасом и сукном».

Царь Иван Грозный. 1579г.

(Все казаки кричат «Ура!» и бросают шапки вверх).

Казак 1 – Атаман, синего сукна всем хватило поровну. Но как делить
красное. Ведь его так мало?
Казак 2 – Давайте выделим красного сукна Атаману.
Казак 3 – Выделим. А остальное?
Казак 4 – Оденьте в красное лучших.
– У нас все равны, все герои – ответствовали казаки (все кричат).
Атаман – Разделить красное сукно по совести, по справедливости, то есть поровну. Каждому досталось по ленте в две ладони с четвертью.
Ведущий; Всю ночь в казачьих куренях шла работа: казачки посоветовавшись, шили своим мужьям обновки.
Казачка 1 – А что мы можем сделать с красным сукном? Его так мало.
Казачка 2 – Давайте украсим форму своих мужей. Пришьём эти красные полоски на шаровары по бокам и назовём их лампасами.
Казачка 3 – Ну и молодец ты Аксинья. Теперь мы своих кахаков издали будем узнавать.
Казачка 1 – Ну вот, всё готово.
Казачка 2 – Прими Атаман, обнову казакам.
Атаман – Славная форма получилась, казаченьки. Это теперь будет народной отличительной эмблемой казаков. Мы всегда будем носить шаровары с лампасами – и на праздник, и на службу, и дома.

Сказка «Филипко» (Слайд 5)

Бабка: Вот опять опустел наш дом. Улетели наши соколики на битву дальнюю и грозную. Уж который раз цари-батюшки воюют с погаными турками. Сколько уж наших буйных головушек полегло в этих войнах.

Дед: Не трави душу, бабка. Давай-ка поджидать нашего орла с войны, да одежонку ему припасать. Та ведь вся поизносится, поистратиться, поиспортится.

Бабка: (встрепенулась) Дед, а дед. А что-то тут на улице? Не наши ли это соколики возвращаются с похода. Можа и наш Филипко живёхонек, (выбегает)

Ведущий: По улице идёт израненный Филипко с двумя друзьями. И ведёт за руку девушку, одетую в турецкую одежду.

Дед: Сынок, слава Богу вернулся целёхонек, да вот только изранен.

Бабка: Вот то-то главное, что живёхонек прибыл. А раны мы скоренько разными снадобьями залечим. А это кто ж така будет? Где ты таку кралю прихватил? Да не нашенская, а бусурманского рода-племени будет. И лица не разглядеть невозможно. По-нашему она хоть понимает, али по своему лопочет?

Филипко: Был я батюшка и матушка у Александра II на службе. Воевал под командованием казака Дукмасова. Бились мы на Шипке с самим Сулейманом-пашой. Много полегло наших головушек, да, токмо и турков немало там осталось. Сулейман-паша взял болгарскую красавицу в плен, себе в жёны, да мы её с казаками отбили. Она понимает немного по-нашему. Ведь мы все славяне.

Дед: Вот и хорошо, сынок. Славная девушка – нам, старикам подмога. Пущай живёт с нами вместе. Мы её не обидем. А сейчас, бабка, давай скорей снедь нашу на стол собирай. Гостей, Филипко, зови, да праздновать будем победу.

Бабка: Сейчас, сейчас, старый. Вот дай только сыночка переодеть, да красавицу енту в наш казачий наряд нарядить. Пущай скидывает свои бусурманские одежонки.

Казачий свадебный обряд (Слайд 6)

Ведущий: До XVIII века обряд бракосочетания был достаточно прост. Казак выходил с женщиной на Круг, они кланялись на все четыре стороны и, кланялись друг другу, говорили, называя друг друга по имени: «Ты, Катерина, будь мне женой», – «Ты, Филипко, будь мне мужем». После этих слов они целовали друг друга и принимали от всего собрания поздравления. Утверждённое таким образом бракосочетание считалось законным.
(Выходят жених с невестой, кланяются на все четыре стороны. Затем друг другу и говорят, называя друг друга по имени):

Жених: Ты, Катерина, будь мне женой.

Невеста: Ты, Филипко, будь мне мужем.

(После этих слов они целуют друг друга и принимают от всего собрания поздравления)

– Будьте счастливы!
– Живите долго!
– Да будет у вас крепкая семья!
– Растите казачат!

Казачьи семьи (Слайд 7)

Семья для каждого человека – это, прежде всего, мать и отец, братья и сестры – самые близкие и родные люди.
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами. Но основным занятием казака считалась служба.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Казачки всегда заботились о чистоте дома.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово Атамана для войска, ему следовали безприкословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь. «Чти отца своего и матерь свою, и благо будет тебе, и род твой будет долог». Дети обращались к родителям только на «Вы».
Девочку в доме очень любили. Праздновали «первый шаг» – дарили ленточки «на бантик», платочек — «в церковь ходить». Девочки начинали работать с раннего возраста. Она училась вышивать, вязать на спицах и крючком.

Семья.

Рождение дочери – это была тихая семейная радость: матери помощница растёт.
(Казачка Катерина купает дитя и приговаривает)
Казачка – Смываю с тебя заботы дочушка.
(Затем кладёт дитя свекрови. Берёт миску с кашей и подаёт её мужу, приговаривая):
Казачка – Каша хорошо посоленая, поперчёная горчицей. Ешь «отцовскую кашу» и не морщись, чтобы дочке в жизни меньше горького досталось.
Казачка 1 – Вот вам ленточка на первый бантик.
Казачка 2 – Дарю гребёнку на «косочку».
Казачка 3 – И платочек «в церковь ходить».
Казак – Вот ты и выросла внученька. Дарю тебе серебряное колечко. И ты
теперь не дитя, а барышня, и вести себя надо по-другому, «на тебя теперь
женихи смотрят».
Перед вами «хвалёнка», «девушка на выданье».

Автор: В семье казака появился сын. Казак рождался воином, и в семье его называли не мальчиком, а казаком, казачьим сыном.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Как правило с трёх лет казачка уже приучали к верховой езде. Рукопашному бою с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы.
Стрелять учили с семи лет. В семь лет мальчонку стригли наголо. Он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и насмешливо выбрасывали всё, что считалось излишним тёплым или мягким.
Казак 1 – Это что у тебя такое? Подушка – мягкая? Она тебе не нужна (Забирает, кладёт в сторону).
Казак 2 Ишь ты, сладости, с собой прихватил. (Забирает)
Казак 3 – Шарфик? Казаку это, не к лицу. (Забирает)
Казак 4 – Всё, теперь ты не дитё, ты – полказака! Дарю тебе саблю. Учись служить. (Дарит саблю)

Быт казаков (Слайд 8)

Быт казаков вызывает у нас большой интерес. На экране вы видите кадр из фильма «Тихий Дон», снятого по одноимённому произведению нашего донского писателя Михаила Александровича Шолохова.

История малой Родины – посёлка Соколовка (Слайд 9)

Мы живём с вами в удивительном историческом казачьем крае.
Давным-давно, в конце XIX века, по разрешению Атамана Войска Донского, получил надел зажиточный казак Евгений Соколов. Следом за Соколовым сюда, на реку Кундрючью, потянулись другие казаки: Коноваловы, Жидковы, Комиссаровы, Мухины, Демидовы.
В честь основателя, наш посёлок был назван – Соколовкой.
Они строили добротные дома и селились в них. И ныне эти дома стоят в посёлке, и люди проживают в них.
Территория нашей школы-интерната это тоже уголок с богатой историей. На этом месте жил и трудился зажиточный казак.

Природа

А какая природа здесь красивая. Вы сами тому свидетели. Я призываю всех бережно относиться к историческим ценностям и природе родного края. Сохранить эту первозданную красоту для грядущих поколений.

Литература:

1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.
2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.– Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.
3. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков… Батайск: Батайское книжное издательство, 2002
4. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО.
5. П.И. Ковешников. Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону: РКИ, 1979.

Читать еще:


Новые материалы:

Развиваем познавательный интерес. Конспекты занятий по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша :: Настольные игры из грампластинок :: Развитие речи и фонематического слуха в театральной и игровой деятельности :: Физкультурное развлечение "День картошки" :: Из опыта работы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Транспорт" :: 1+1. Нарушая правила ( Inseparables ), 2016 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 54 Модель 807 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD