Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной "За сказкой сказка" по теме "Сказы П.П.Бажова". 4–5-е классы : Внеклассная работа

Звучит фонограмма песни “Земля Бажова” (муз.С.Сиротина, сл.В.Радкевича).

Демонстрируется слайд-шоу “Горные пейзажи”.

Ведущая: Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Древние горные кряжи, разделившие две части света – Европу и Азию, то сжимаются в узкую полоску, то рассыпаются веером горных вершин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменные уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом возникли здесь первые металлургические заводы и рудники.

Чтецы:

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
В.Радкевич “Земля Бажова”

Ведущая: На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Издавна существуют здесь совершенно особенные сказки. Точнее – сказы.

Сказы – это волшебные и простые истории о добытчиках золотых, серебряных и медных руд. О людях, об упорстве и мастерстве. О таинственных силах природы, о горных духах-волшебниках, что охраняют богатства уральских недр – “Земляные богатства”.

Глубоко-глубоко спрятались от людского глаза драгоценные металлы и камни. Не всякий догадается, где нужно искать эти сокровища. Немногим открывает природа свои вековые тайны. Нужно очень хотеть овладеть этими тайнами, желать добра не только себе, а многим людям, чтобы встретить Голубую змейку, бабку Синюшку, хранящую самоцветы, красавицу Медной горы Хозяйку или веселую девчоночку Огневушку-поскакушку.

Но если пожадничаешь, схватишь столько, что и одному унести нельзя, - не жди пощады. Природа накажет скупого да завистливого, заманит в глубокие пещеры, в глубины свои и не выпустит!

Так еще двести лет назад говорили уральские добытчики. Горщики, рудознатцы, камнерезы – все искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле.

Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли.

В семье мастера одного из медеплавильных заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов.

Демонстрируется портрет П.П.Бажова.

Ведущая: С молодых лет Бажову открылась неписаная история родного края, внутренний мир трудового горнозаводского люда; он учился видеть и понимать красоту Урала с лесистыми его горами, прозрачными глубокими озерами, высоким небом и тенистыми каньонами.

Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему единственному сыну образование, вывести его “в люди”. И Бажов оправдал надежды своих родителей. Получив образование, он в 1899 году стал народным учителем в глухой уральской деревушке.

В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, как люди живут, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, оружейников и многих других уральских мастеров.

Демонстрируется иллюстрация к сказу П.П.Бажова “Серебряное копытце”.

Ведущая: Посмотрите, дети!

Художник нарисовал иллюстрации к одному из сказов П.П.Бажова, а надпись сделать забыл.

Как вы думаете, кто здесь изображен?

Дети отвечают на вопрос, а затем вместе с ведущей вспоминают этот сказ.

Ведущая: В своих сказах писатель воссоздал благородный образ русского рабочего, показал его ясный ум, силу духа, умение противостоять любым жизненным испытаниям. Автор воспевает смелую выдумку, умелые рабочие руки, способные осуществить любой замысел мастера, воспевает труд, превращающийся в творчество.

Демонстрируется мультфильм “Горный мастер”.

Ведущая: Любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться – вот качества, которые воспеваются на каждой странице бажовской книги. Счастье для героев Бажова не в приумножении богатства, не в обладании им, а в радостях творческого труда и познании мира.

Демонстрируется диафильм “Золотой волос”.

Ведущая: Друзья, давайте посмотрим, как вы запомнили сказы Павла Петровича Бажова, которые прочитали раньше и которые услышали сегодня. Попробуйте угадать, о ком или о чем я буду вам сейчас рассказывать.

Внимание! Викторина!

О ком идет речь?

“... Да еще сказывают, будто она иной раз человеком прикидывается, только узнать ее все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется. Это первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – черная пыль сыплется”. (Голубая змейка)

Назовите героиню сказа.

“... Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, а сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место”.

(бабка Синюшка из сказа “Синюшкин колодец”)

Назовите имя девочки.

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила.видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девочоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(Даренка из сказа “Серебряное копытце”)

Чей сад так описывается?

“Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками... Понизу трава, тоже каменная...”

(Сад Хозяйки медной горы из сказа “Каменный цветок”)

Кто носил такую одежду?

“... А одежа, и верно, такая, что другой на свете не найдешь, - из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз – как шелк, хоть рукой погладить”. (Медной горы Хозяйка)

Чтецы:

Кому принадлежит творенье это?
Когда оно явилось на простор?
Кто знает изначальную примету?
Наверное, Хозяйка Медных Гор?

В горах ли, на равнине песня спета –
Не знаем, но хранит ее фольклор
От древности седой до наших пор,
Как знаки стародавнего завета.

И сохраняет байки или были
Своеобразный местный говорок
С отсылкой на естественный исток:
- Еще, де, “стары люди” говорили...
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Проводится игра “Стары люди говорили...”

Ведущая предлагает детям объяснить значения встречающихся в сказах слов и выражений:

  • Бадожок – дорожный посох, палка;
  • долить – одолевать;
  • зарукавье – браслет;
  • изробиться – выбиться из сил от тяжелой работы;
  • косоплётки плести – сплетничать;
  • листвянка – лиственница;
  • парун – жаркий день после дождя;
  • робить – работать;
  • синюха, синюшка – болотный газ;
  • тонцы-звонцы – танцы, веселье;
  • удобриться – стать добрым, ласковым.

Проводится дидактическая игра “Сказы П.П.Бажова”.

Ведущая раздает детям маленькие карточки, просит прочитать, что на них написано, и вспомнить, в каком из сказов П.П.Бажова есть такие герои или упоминаются такие предметы.

Затем ведущая раздает другим детям карточки с названиями сказов. К ним надо подобрать карточки меньшего размера с именами героев и названиями предметов, относящихся к данному сказу.

Например:

  • сказ “Огневушка-Поскакушка” – Федюнька, дедко Ефим, филин, лопатка.
  • сказ “Травяная западенка” - Яшка Зорко, Устя, голос женский, Карасья горка.
  • сказ “Голубая змейка” - Ланко и Лейко, Марьюшка, гребешок, золотой обруч.
  • сказ “Синюшкин колодец” - Илья, бабка Лукерья, решето, три перышка, колодец.
  • сказ “Про Великого Полоза” - Левонтий, змей, Рябиновка, старик Чертознай.

Ведущая: Подходит к концу наша встреча с прекрасными сказами великого русского сказителя Павла Петровича Бажова.

Вы услышали старинные сказы о чудесах и тайных силах, которые уральцы передавали из уст в уста, вкладывая в них свою мечту о счастье.

Замечательный писатель П.П.Бажов поведал эти “тайные сказы” всем – взрослым и детям.

Бажовские сказы прочли люди во многих странах. От него узнали и про Малахитовую шкатулку, и про Хозяйку медной горы, и про козлика Серебряное копытце... Узнали о многих чудесах уральской земли. И эти волшебные истории и поверья в книге сказочника засверкали всеми цветами уральских самоцветов.

Звучит фонограмма пьесы “Вечер в горах” Э.Грига.

Ведущая:

С уральских гор скатился дивный сказ,
Кому принадлежит творенье это?
Азов-горе, чей голос не угас,
Зеленой ящерке или перу поэта?

Искатели золотоносных масс,
Таежным речкам, озаренным светом,
Еланям, топям, чудесам рассвета,
Легенде, что хранились про запас?

Юлой летит девчонка над костром,
Устал стоять в дозоре Марков Камень.
Ревдинских зорь неугасимый пламень,
Айлып и Полоз, барин-дуролом.

Летят года, не умеряя прыть,
А сказ бажовский продолжает жить.
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Литература:

  1. Павел Бажов. “Уральские сказы”. Москва, “Эгмонт Россия Лтд”, 2004 г.
  2. серия “Русская классика”
    Павел Бажов. “Малахитовая шкатулка”. Москва, “АСТ, Астрель, ВКТ”, 2010 г.

Ресурсы сети Интернет:

  1. http://www.poezia.ru›article.php?sid=69112

Читать еще:


Новые материалы:

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников :: Интегрированное занятие (познавательное развитие + развитие речи + продуктивная деятельность). "В гости к Лесовичку". 2-я младшая группа :: Семинар-практикум для педагогов на тему "Играя, мы узнаем природу своего края" :: Занятие-путешествие "В зимнем снежном царстве" по развитию речи с элементами исследовательской деятельности для детей старшего возраста :: День Земли :: Мой супер папа, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Комплект CAMERON и k213 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD