Внеклассное мероприятие для средних и старших классов "Калейдоскоп имён" : Внеклассная работа

1 ведущий: Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека. Все личные имена некогда были именами нарицательными. До принятия христианства ребёнку присваивали в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня. Дружина, Калина. Детей называли по внутреннему или внешнему признаку: Большой, Рябой, Косой, Буян, Ждан, Молчун, Улыба, Кудряш, Пискун. Имена отражали порядок появления новых членов семьи (Первуша, Третьяк), социально-экономическое положение (Холоп, Бобыль, Гольтепа), место происхождения (Несвой, Инозем, Казанец).

2 ведущий: После крещения Руси ребёнок получал два имени: первое – христианское, второе – мирское, нецерковное. В быту использовалось нецерковное имя. Считалось, что, скрывая христианское имя, можно обмануть нечистую силу, способную навредить человеку. Вот обычные древнерусские имена: Ворона, Козёл, Телега, Болото, Мочало, Оладья, Гнида, Неряха, Беспута, Кобыла, Лиса. В летописи 15 века сохранились имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов. Только в 17 веке традиция давать ребёнку два имени была запрещена церковью.

1 ведущий: Были и имена другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир и др. Детям давались древнегреческие и римские имена: Каллистрат (хороший воин), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка). Красивых древних женских имён сохранилось в памяти очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Ждана, Досада, Любава.

2 ведущий: Самым распространённым на Руси было имя Иван. Почему? В святцах, особых церковных книгах, на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Имя Иван в народных святцах встречается 170 раз. Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские женские имена Вера, Надежда, Любовь.

1 ведущий: После революции 1917 года регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (загсы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или придумать своё. Детям давались иногда нелепые, странные имена. Известно около 3 тысяч имён, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Берёза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имён использовались математические и технические термины: Медиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина.

После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Роберт, Эдуард, Эвелина. Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана.

2 ведущий: Очень много имён было образовано от революционных лозунгов. Ноябрина, Свобода, Нинель (справа налево – Ленин), Вилена (Владимир Ильич Ленин), Нера (новая эра), Роблен (родился быть ленинцем), Ким (коммунистический интернационал молодёжи). Появлялись и уродливые имена: Цас (центральный аптечный склад), Райтия ( районная типография).

1 ведущий: Лингвист Петровский в “Словаре русских личных имён” пишет о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Степанович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Потапович. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы 20 века) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.

2 ведущий: Тенденции в выборе имён всегда зависели от переменчивой моды. Но во все времена люди стремились дать детям имена известных личностей. Многих детей называли в честь героев гражданской войны, а потом и Отечественной. Шло время, мода на имена претерпевала свои изменения. В 70-80-е годы не так часто встречались старинные русские имена, такие как Тимофей, Семён, Степан, Гаврила. А некоторые мужские имена, такие как Поликарп, Ефим, Прокоп, употреблялись так редко, что их можно было счесть единичными. В середине и в конце 20 века самыми распространёнными были такие имена, как Сергей, Алексей, Александр, Андрей, Николай, Владимир, Юрий, Михаил, Игорь, Виктор и др.

В начале 21 века эти имена по-прежнему актуальны, а также в моду стали входить забытые русские имена, как раз те, которые сравнительно редко встречались в середине и в конце прошлого века. Теперь такие мужские имена, как Данила, Глеб, Матвей, Захар не кажутся архаичными.

1 ведущий: имена, получившие широкое распространение среди женщин в начале 20 века, в настоящее время встречаются редко. Мало кто из родителей решится назвать свою долгожданную дочку Марфой, Матрёной, Хавроньей или Фёклой. А вот в начале прошлого века обладательниц этих имён было великое множество. В середине 20 века на пике популярности были такие женские имена: Мария, Татьяна ,Надежда, Галина, Валентина, Светлана, Ольга  Семидесятые–восьмидесятые годы породили на свет великое множество Наталий, Елен, Марин, Оксан и Юлий. В 90-е годы возникла тенденция обращения к именам, давно позабытым: Полина, Ульяна, Кристина. В настоящий момент достаточно распространёнными являются имена: Валерия, Алина, Софья, Инна, Ева, Диана.

Сообщение учащегося: “Самые распространённые и редкие имена в нашей школе”.

2 ведущий: Влияет ли имя на характер человека? Безусловно, каждое имя является своего рода “программой”, определённым образом влияющим на характер человека. Ещё в древности говорили: “Посеешь поступок - пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу”. Это утверждение как нельзя более актуально, если речь идёт об именах. Выбор имени ребёнку повлечёт за собой множество факторов, которые неизбежно повлияют на его характер. Считается, что ни в коем случае нельзя давать ребёнку имя в честь рано умершего родственника. Это может принести ему множество бед и сделать его судьбу не очень счастливой.

1 ведущий: Когда встаёт вопрос о выборе имени для ребёнка, кажется, что возможности этого выбора неограниченны. На самом деле это не так. Придётся ориентироваться на целый ряд факторов. Фамилия и отчество новорожденного уже предопределены. Выбор имени в какой-то степени уже зависит от них. Далеко не каждое имя будет гармонировать с конкретной фамилией и конкретным отчеством. Конечно, взрослый человек может достаточно легко сменить имя. Но надо знать, что смена имени повлечёт за собой изменения в характере, а в дальнейшем - и в судьбе.

2 ведущий: Ещё вопрос. Влияет ли на ваш характер то, как звали вас в детстве. Существует такая теория, основанная на наблюдениях: младенец, учась разговорной речи, в первую очередь подражает не услышанным звукам, а озвученной мимике. Самая частая гамма звуков, которую наблюдает малыш, - это его собственное имя. Рефлекторно у ребёнка возбуждаются первые импульсы именно в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени. Связав эти ниточки, приходим к выводу, что имя воспитывает некоторые качества характера и темперамента и, конечно, - черты лица. Посмотрите на тёзок, ведь они чем-то похожи.

Сообщения учащихся (происхождение, значение имени и влияние на характер)

Чтение стихотворения А.С.Пушкина “Что в имени тебе моём”

Конкурсная программа

(создать две команды по 6 человек)

1. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

- владеть миром (Владимир)

- любить мир (Любомир)

- владеть всем (Всеволод)

- свято славить (Святослав)

- милая людям (Людмила)

- светлый как заря (Светозар)

2. Назвать имена, где две одинаковые буквы стоят рядом (Алла, Анна, Жанна, Даниил, Инна, Римма, Иннокентий, Ипполит, Кирилл, Филипп)

Игра со зрителями. Аукцион имён на букву К

3. Вспомните имена сказочных героев:

  1. Она попала в страну чудес (Алиса)
  2. У неё голубые волосы (Мальвина)
  3. Он ездил на печке (Емеля)
  4. Он ничего не знает (Незнайка)
  5. Смерть его на конце иглы (Кощей Бессмертный)
  6. Мальчик-лук (Чипполино)
  7. Как звали трёх русских богатырей из былины? (Илья, Добрыня, Алёша)

 Имя персонажа русской народной сказки, который всегда побеждал зло, отстаивал добро и любовь (Иван Царевич)

Игра со зрителями

Вспомните старинные имена, которыми сейчас не называют (Авдотья, Ефрем, Емельян, Аграфена, Агафья, Федот, Пелагея, Кузьма, Фома, Кондратий, Афоня, Фока, Потап и др.)

4. Назвать тёзок среди мальчиков и девочек (Агафон - Агафья, Степан - Степанида, Павел - Прасковья, Валентин - Валентина, Александр - Александра, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия, Виктор - Виктория, Василий - Василиса, Влад - Влада, Олег - Ольга, Юлий - Юлия, Антон - Антонина)

5. Песенный конкурс. Исполнить фрагмент песни, где упоминается мужское или женское имя.

Игра со зрителями

Назвать имена, которые отличаются одной буквой  (Валя - Галя, Толя - Коля, Лера - Лена, Рая - Тая, Ваня - Саня и т.д.)

6. Как зовут даму?

  1. Это имя в переводе с латинского означает “морская” (Марина)
  2. Это имя произошло от скандинавского Хельга (Ольга)
  3. Это имя означает “мир” (Ирина)
  4. Предположительно, перевод этого имени с греческого “факел” (Елена)
  5. Это имя произошло от греческого слова “премудрость” (Софья)
  6. Это имя произошло от греческого слова “жизнь” (Зоя)

7. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими или мужскими именами (Анисья - анис, Василий - василёк, Лилия - лилия, Роза - роза, Маргарита - маргаритка, Агата - агатис, Снежана- подснежник, Иван, Марья - Иван-да-марья)

Игра со зрителями “Я и великие люди”

(назвать знаменитых людей, носивших или носящих ваше имя)

Чтение стихотворения М.Червинского “Как его зовут”

Друзья, вот вам, на всякий случай,
Стихи о школьнике одном.
Его зовут... А впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
“Спасибо”,”здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык.
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае ”здорово!”
Он вместо “здравствуйте”бубнит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощание:
“Ну, я пошел... Пока! Всего!”
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем -
Вам это школьник не знаком?

8. Назвать соперника ласкательным именем, сделать комплимент (это задание можно не оценивать.

Подведение итогов, награждение команд.

Заключительное слово: Сегодня мы попытались заглянуть в калейдоскоп мужских и женских имён. На формирование личности человека оказывает влияние множество факторов, невозможно переоценить при этом роль имени. Любите своё собственное имя, носите его с гордостью. Помните, что имя даётся человеку один раз как сладостный дар от родителей, оно становится своеобразным удостоверением личности.

Литература.

  1. Зубкова Е.Н., Титкова Е.В.и др. “Тайна вашего имени, фамилии, отчества”, Москва, ООО “Дом Славянской книги”, 2009 год
  2. Суперанская А.В., Суслова А.В. “О русских именах”, Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 год
  3. Словарь русских личных имён. Москва, Школа-Пресс, 1995 год
Читать еще:


Новые материалы:

План-конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду "Роспись ткани в технике "холодный батик" :: Урок: "Архитектурные стили" :: Городецкая роспись как один из видов народных промыслов :: Натюрморт в холодной цветовой гамме. 6-й класс :: Урок изобразительного искусства для 2-го класса по программе Б.М. Неменского по теме: "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета". Коллективная работа-плакат "Береги лес от пожара!" :: Tomb Raider: Лара Крофт ( Tomb Raider ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Merdes / Стеллаж Домино СБ-15/4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD