Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной "За сказкой сказка" по теме "Сказки В.Васнецова". 4–5-е классы : Внеклассная работа

Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной "За сказкой сказка" по теме "Сказки В.Васнецова". 4–5-е классы : Внеклассная работа

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

Задачи:

  • Формировать представления детей о В.М. Васнецове, как о творческой личности.
  • Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному творчеству,
  • Формировать представление о сказочном жанре в живописи.
  • Развивать интерес к народному сказочному творчеству.
  • Развивать фантазию и воображение, образное мышление, речь, зрительную память учащихся.
  • Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре и искусству.

Участие в мероприятии знакомит учащихся со сказочным жанром в живописи, способствует развитию образного мышления, речи, памяти, внимания, воображения детей, расширяет кругозор воспитанников, развивает их общую культуру, активизирует интерес к книгам и чтению, к изобразительному искусству.

Звучит фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Нянина сказка».
На заднике сцены – проекция слайда «Портрет художника В.В.Васнецова».

Ведущая: Одного из самых знаменитых русских художников XIX века Виктора Михайловича Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи».

Виктор Васнецов родился в Вятском крае в 1848 году в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Но быт семейства Васнецовых мало чем отличался от быта окружавших их крестьян. «Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал впоследствии художник, - и любил их… попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины».

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок – пробудило интерес к народному творчеству.

Первые художественные профессиональные навыки Виктор Васнецов получил в Вятке. Затем он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой подружился с Ильей Репиным.

Вместе с другом художник побывал во Франции, в Париже. Вернувшись из Франции, Виктор Васнецов вместе с семьей в 1878 году перебирается на постоянное жительство в Москву.

Демонстрируется отрывок из видеофильма «Сказка про сказку» (о В.Васнецове).

Ведущая:   Жизнь в Москве складывалась для художника счастливо. Здесь он нашел добрых друзей. Близко сошелся с Павлом Третьяковым, часто бывая у него в доме и принимая участие в устраиваемых там музыкальных вечерах.

Но особенно важную роль в жизни и творчестве В.Васнецова сыграло семейство Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника и мецената. Васнецов стал частым и желанным гостем в московском доме Мамонтова и в его загородной усадьбе Абрамцево.
В Абрамцеве вместе с Васнецовым бывали многие знаменитые люди того времени: художники, писатели, актеры. Савва Иванович любил устраивать домашние спектакли. В оформлении одного из них принимал самое активное участие и художник Васнецов. Это была пьеса А.Островского «Снегурочка».

Позднее Виктор Михайлович оформил и оперный спектакль «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова в Русской частной опере, театре также принадлежавшем Савве Мамонтову.

Демонстрируется слайд «Снегурочка»(слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).

Ведущая:   …Тихий зимний вечер. Все окутано нежным голубым светом. На заснеженную поляну в красивой боярской шубке, в узорных рукавичках вышла Снегурочка. Скучно ей стало в царстве Деда Мороза, потянуло ее на огонек к людям, захотелось повеселиться, поводить хороводы, поиграть с девушками…

Давайте посмотрим на Снегурочку.

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Снегурочка» (встреча Снегурочки с Морозом).

Ведущая: А теперь, друзья, я прерву ненадолго свой рассказ, потому что вам предстоит сейчас воссоздать фрагмент одной из «сказочных» картин Виктора Васнецова. Называется она «Бой Ивана-царевича с Трехглавым змеем» и отражает борьбу русского народа с иностранными захватчиками.

Дети собирают из кубиков фрагмент картины (комплект «Государственная Третьяковская Галерея» - «Московская мозаика» 1999 г.).

Ведущая:   Виктор Васнецов сам себя называл былинником, сказочником. «Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы», - говорил художник. И в своей мастерской трудился он целые дни. Последние девять лет жизни художник работал над циклом полотен, который назвал «Поэма семи сказок». В нем он хотел еще раз убедить людей: только Добро дарит радость и помогает найти в жизни согласие и гармонию. Живописец сам объединил их в смысловые группы: Добро и Зло – Баба Яга и беззащитный Ивашечка, Кощей Бессмертный и прекрасная царевна; радость жизни и любовь – в картинах «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», и, наконец, раздумья над смыслом жизни – в «Несмеяне-царевне» и «Спящей царевне».

Чудеса подстерегают нас на каждом шагу в этой «Поэме семи сказок», над которой много лет любовно и радостно работал Васнецов. Перед нами открывается сверкающий красками таинственный, волшебный мир.

Демонстрируется слайд «Ковер-самолет (с Царевной и Царевичем)» [слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова].

Ведущая: «…Сели на ковер Иван-царевич с Василисой Прекрасной и понеслись, как птица… и на ковре влетели в свое царство».

Демонстрируется слайд «Кощей Бессмертный»(слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).

Ведущая: «Страшно Василисе Прекрасной в мрачном подземелье Кощея, полном злата и серебра, но нужно узнать, где спрятана смерть Кощея…»

Демонстрируется слайд «Спящая царевна»(слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).

Ведущая: «Царевна уколола палец заколдованным веретеном и погрузилась в волшебный сон. С нею заснул и дворец. Прошло много лет. Вокруг дворца выросли непроходимые чащи леса…»

Эта картина написана не на русский сюжет. Но художник сумел внести в нее столько истинно русского и народного, что, глядя на нее, кажется, будто перед нами русская народная сказка. Пестрый яркий сказочный терем-дворец с причудливыми деревянными фигурами. Девушки в русских сарафанах. Маленькая трогательная

Семилеточка заснула над Голубиной книгой. У ее ног добродушный медведь, рядом, свернувшись в клубочки, заснули лиса и заяц. Здесь же и старый дрессировщик. Все погрузилось в волшебный сон. Не спит только природа.
Картина создает впечатление сна, покоя и грез.

Демонстрируется слайд «Царевна-лягушка» (слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).

Ведущая: «…А как вышла Василиса Премудрая танцевать, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди…»

Демонстрируется слайд «Баба Яга»(слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).

Ведущая: «Баба Яга схватила Иванушку, села в ступу, понеслась по кустам, по лесам, по болотам. Пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят – летит в ступе Баба Яга, пестом погоняет, помелом след заметает…»

Перед нами обитательница дремучих лесов. Художник великолепно передал страшный, отталкивающий образ Бабы Яги: деревянная ступа, торчащая из нее костяная нога. Причудливо переплелись корни деревьев, растущих прямо из болота. Над обглоданными костями парит ночная птица. Вдалеке, как зловещий язычок пламени, показался месяц. Лес навевает таинственную сказочность.
Но, кроме этих сказок, художник создал еще много других картин-сказок. Он написал трогательную и поэтическую картину об Аленушке.

Демонстрируется слайд «Аленушка. 1881. На сюжет русской народной сказки». (слайд-комплект «Русская живопись II половины XIX века»).

Ведущая: Сидит девочка Аленушка на камне у глубокого омута, печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чем? Может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке… Вокруг темный лес, желтеют тонкие осинки, неподвижно стоит камыш, по омуту рассыпались золотые осенние листья.

Демонстрируется слайд «Иван-царевич на Сером волке»(слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).

Ведущая: А вот еще одна картина – «Иван-царевич на Сером волке».

В сказках Ивана-царевича зовут по-разному – то это Иванушка-дурачок, то Иван-крестьянский сын. И всегда это младший сын. Всегда над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, он преодолевает все препятствия, побеждает всех врагов. Ему удается рассмешить Несмеяну-царевну, разбудить Спящую красавицу, добыть Жар-птицу…

И всегда его доброе и умное сердце побеждает зло, как солнце побеждает мрак.

Васнецову нравился этот любимый герой народных сказок. Очень нравилась и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Писал он ее с увлечением, волнуясь. Волка художник писал с натуры – ему приводили в мастерскую живого волка.

Смотришь на картину, и кажется, что ты слышишь, как глухо шумит дремучий очарованный лес, нежно шелестят бледно-розовые кусты дикой яблоньки, шуршат листья под ногами Серого волка – вот он, красивый, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную. А на ветке сидят и смотрят на него любопытные птицы.

Демонстрируется слайд «Ковер-самолет (с Царевичем) [слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова].

Ведущая: Перед вами Иван-царевич на ковре-самолете с клеткой волшебной Жар-птицы. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, реки – древняя, прекрасная земля, родина, которую так любил Васнецов. Но родина – ведь не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка-дурачок в сказке.

Так одну за другой рассказывал Васнецов русские народные сказки.

Сказки эти он знал и любил с самого детства, не расставался с ними всю жизнь. Радостно и спокойно жили они в его душе, расцвечивая все вокруг яркими красками.

Виктор Михайлович много работал и над книжными иллюстрациями. Свыше 300 рисунков было выполнено им для различных изданий: «Русские народные пословицы и поговорки в рисунках В.М.Васнецова», «Народная азбука», «Солдатская азбука», «Русская азбука для детей», иллюстрации для журналов и сказок «Конек-горбунок», «Жар-птица» и многих других.

Ведущая показывает детям книгу «Русские народные сказки» с иллюстрациями В.Васнецова, а затем читает из нее  «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке».

Ведущая: Талант большого художника был настолько разносторонним, что с Васнецовым мы встречаемся не только как с живописцем, иллюстратором, монументалистом, но и как с архитектором.

Демонстрируется слайд «Третьяковская галерея» (слайд-комплект «Москва – столица России»).

Ведущая: Перед вами здание известной во всем мире картинной галереи – Третьяковской галереи. Фасад ее здания был сделан по рисункам Виктора Михайловича Васнецова.

В последние годы XIX века имя Васнецова было окружено большим почетом и уважением. О художнике писали в отечественной и зарубежной прессе, он был избран членом нескольких академий, у него появились ученики и последователи. Мастерскую живописца посещали крупнейшие русские писатели, художники, музыканты. Васнецов был знаком с Антоном Чеховым, Львом Толстым; с большой симпатией относился к художнику Максим Горький, называвший его «богатырем русской живописи». Павел Третьяков в своей галерее, уже переданной в дар Москве, в 1897 году выстроил специальный зал для размещения картин Васнецова, вдохновенного художника сказки, былины и эпоса.

Литература.

  1. Н.Шер «Сказки Васнецова» (сборник «Круглый год»). Москва. «Детская литература». 1973.
  2. Серия «Художник в Третьяковской галерее». Л.Иовлева «Виктор Васнецов». Москва. «Трилистник». 1998.
  3. Энциклопедия живописи для детей. М.Казиева «Сказка в русской живописи». Москва. «Белый город». 2002.
  4. «Виктор Васнецов». Москва. «Белый город». 2001.
  5. «Русские народные сказки» (из сборника А.Н.Афанасьева). Москва. «Информпечать». 1993.
Читать еще:


Новые материалы:

Методическая разработка серии уроков на тему "Основные свойства простейших геометрических фигур" :: Урок "Обыкновенные дроби" :: Решение показательных уравнений и неравенств :: Уроки с использованием элементов модульной технологии. Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел" :: Имидж делового человека :: Отцы и дочери ( Fathers & Daughters ), 2014 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Неман / Комод Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD