Обрядовая кукла как особенность русской культуры. 7-й класс : Внеклассная работа

Основные цели и задачи:

  • Сформировать представление о культуре славян, их обычаях, через образ тряпичные куклы, которая была и как обрядовый предмет, так и как игрушка, через которую дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания;
  • Ознакомить с видами и назначением различных кукольных образов;
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа;
  • Познакомиться с историей появления кукол и их первоначальном значении; рассмотреть образцы и типы кукол;
  • Рассмотреть, как данные куклы влияли на социализацию подрастающего поколения, а также сравнить с современными кукольными образами.
  • Развивать речь, мышление, воображение, память, общий кругозор.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся знают, что такое обрядовая кукла, понимают смысл и её назначение, стремятся сделать куклу своими руками.
    Метапредметные (УУД):
  • Личностные: положительно относятся к новшествам, учению, совместной деятельности, проявляют интерес к получению знаний, желание больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке.
  • Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на занятии.
  • Познавательные: умеют находить нужную информацию, наблюдать и делать выводы; находить закономерности, самостоятельно находят их по установленному образцу, отвечают на вопросы учителя и задают их сами.
  • Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение при работе в парах, в группе.

Ход занятия

I. Мотивация к деятельности

Учитель предлагает детям разгадать загадки:

Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать уложишь - будет спать
День, и два, и даже пять! (кукла)

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…(Кукла)

II. Целеполагание

Учитель задает вопрос: Как вы думаете какова тема нашего классного часа? (Слайд 1. На слайде изображения тряпичных кукол) – Дети формулируют название  темы.

Какие цели и задачи в соответствии с темой мы сегодня постараемся решить?

Для того чтобы решить поставленные задачи давайте узнаем поподробнее о русской обрядовой кукле.

III. Основная часть

Рассказ учителя: Считается, что детство было счастливым, если у тебя не было "деревянных игрушек, прибитых к полу". Сегодня каждый детский магазин игрушек, базар или тому подобное место полно красивых, непохожих друг на друга и необычных кукол, машинок и т.п. Выбор огромен, и детство можно назвать счастливым.

Учитель задает проблемные вопросы: Но если так, то у меня рождается вопрос: а как же раньше (лет сто и более назад) дети жили? Неужели они были несчастны? Или они не знали, что такое игрушка, или им не интересно было играть? Я думаю, что и не первое, и не второе, и не третье.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу.

Кукла “Десятиручка” была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

Обереговая кукла Крупеничка (Зерновушка или Зернушка) следит за тем, чтобы в семье было богато и сытно, она является залогом достатка в доме. На Руси такую куклу изготавливали во время уборки урожая. Такую куклу наряжали в красивые одежды и ставили в Красный угол. Когда наступала весна, то первые горсти зерна для сева брали именно из Крупенички.

Обрядовая кукла Неразлучники – символ семьи. Она состоит из двух фигурок, у которых одна рука общая – никуда друг без друга нельзя деться. Неразлучников дарили молодым на свадьбу в знак их близости, единства и взаимности. Эта кукла хранилась всю жизнь, а когда в семье появлялись дети, то между фигурками вешали цветные веревочки или маленьких куколок.

Куклы «Трясовицы» «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин - «сестёр-трясовиц». «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами.

Практическая часть (Рефлексия)

Сейчас мы с вами самостоятельно сделаем самые простые традиционные русские куклы – зайчик на пальчик (детская игрушка для самых маленьких) и ловец снов.

Для выполнения этой работы учитель открывает слайд 6 презентации, где показана инструкция. Раздается комплект необходимых материалов (отрезы ткани, клубки вязальных ниток, ветки дерева, ножницы). Работа выполняется под контролем и с помощью учителя. В течение практической работы фоном звучат традиционные русские мотивы.

Читать еще:


Новые материалы:

Ядерная энергия для добычи криптовалюты :: Про парня, победившего в конкурсе красавиц в Казахстане: как СМИ воруют наше внимание :: Олуша Найджел: полная история жизни :: Олимпиада-2018: организаторы обеспечили по 90 презервативов на каждого тренера. Результаты должны быть на высоте! :: Виртуальная реальность лишает нас жизни. Теперь и в самом буквальном смысле. :: Борг/Макинрой ( Borg McEnroe ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Тумбы/Напольные тумбы / Акватон / Тумба под раковину Акватон Норма 65 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD