Обрядовая кукла как особенность русской культуры. 7-й класс : Внеклассная работа

Обрядовая кукла как особенность русской культуры. 7-й класс : Внеклассная работа

Основные цели и задачи:

  • Сформировать представление о культуре славян, их обычаях, через образ тряпичные куклы, которая была и как обрядовый предмет, так и как игрушка, через которую дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания;
  • Ознакомить с видами и назначением различных кукольных образов;
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа;
  • Познакомиться с историей появления кукол и их первоначальном значении; рассмотреть образцы и типы кукол;
  • Рассмотреть, как данные куклы влияли на социализацию подрастающего поколения, а также сравнить с современными кукольными образами.
  • Развивать речь, мышление, воображение, память, общий кругозор.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся знают, что такое обрядовая кукла, понимают смысл и её назначение, стремятся сделать куклу своими руками.
    Метапредметные (УУД):
  • Личностные: положительно относятся к новшествам, учению, совместной деятельности, проявляют интерес к получению знаний, желание больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке.
  • Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на занятии.
  • Познавательные: умеют находить нужную информацию, наблюдать и делать выводы; находить закономерности, самостоятельно находят их по установленному образцу, отвечают на вопросы учителя и задают их сами.
  • Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение при работе в парах, в группе.

Ход занятия

I. Мотивация к деятельности

Учитель предлагает детям разгадать загадки:

Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать уложишь - будет спать
День, и два, и даже пять! (кукла)

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…(Кукла)

II. Целеполагание

Учитель задает вопрос: Как вы думаете какова тема нашего классного часа? (Слайд 1. На слайде изображения тряпичных кукол) – Дети формулируют название  темы.

Какие цели и задачи в соответствии с темой мы сегодня постараемся решить?

Для того чтобы решить поставленные задачи давайте узнаем поподробнее о русской обрядовой кукле.

III. Основная часть

Рассказ учителя: Считается, что детство было счастливым, если у тебя не было "деревянных игрушек, прибитых к полу". Сегодня каждый детский магазин игрушек, базар или тому подобное место полно красивых, непохожих друг на друга и необычных кукол, машинок и т.п. Выбор огромен, и детство можно назвать счастливым.

Учитель задает проблемные вопросы: Но если так, то у меня рождается вопрос: а как же раньше (лет сто и более назад) дети жили? Неужели они были несчастны? Или они не знали, что такое игрушка, или им не интересно было играть? Я думаю, что и не первое, и не второе, и не третье.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу.

Кукла “Десятиручка” была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

Обереговая кукла Крупеничка (Зерновушка или Зернушка) следит за тем, чтобы в семье было богато и сытно, она является залогом достатка в доме. На Руси такую куклу изготавливали во время уборки урожая. Такую куклу наряжали в красивые одежды и ставили в Красный угол. Когда наступала весна, то первые горсти зерна для сева брали именно из Крупенички.

Обрядовая кукла Неразлучники – символ семьи. Она состоит из двух фигурок, у которых одна рука общая – никуда друг без друга нельзя деться. Неразлучников дарили молодым на свадьбу в знак их близости, единства и взаимности. Эта кукла хранилась всю жизнь, а когда в семье появлялись дети, то между фигурками вешали цветные веревочки или маленьких куколок.

Куклы «Трясовицы» «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин - «сестёр-трясовиц». «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами.

Практическая часть (Рефлексия)

Сейчас мы с вами самостоятельно сделаем самые простые традиционные русские куклы – зайчик на пальчик (детская игрушка для самых маленьких) и ловец снов.

Для выполнения этой работы учитель открывает слайд 6 презентации, где показана инструкция. Раздается комплект необходимых материалов (отрезы ткани, клубки вязальных ниток, ветки дерева, ножницы). Работа выполняется под контролем и с помощью учителя. В течение практической работы фоном звучат традиционные русские мотивы.

Читать еще:


Новые материалы:

Деление с остатком. 5-й класс :: Сценарий математического вечера "Приключение Нулика Восьмеркина" :: Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Решение задач практической направленности при подготовке к ГИА и ЕГЭ" :: Информационные технологии на уроках геометрии :: Эстетическое воспитание младших школьников средствами киноискусства :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD