Хлеб мира и войны : Внеклассная работа

Хлеб мира и войны : Внеклассная работа

Цели и задачи мероприятия:

  • Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб.
  • Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений. 
    Развивать способность чувствовать, сопереживать. 
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
  • Воспитывать чувство гордости  за свой народ.

(Видеохроника «Златая рожь»)

Мальчик. Слава миру на Земле.-

Девочка. Слава хлебу на столе.

Мальчик.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Девочка.

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш, гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук. (вручает хлеб-соль гостям праздника.)

Песня «Каждый ломтик хлебушка»

 Ведущий 1: С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус.

Существует такая легенда.  (Обыгрывается) Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой.  Еще в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зерен. Потом человек попробовал растирать зерна  между двумя камнями и получил первую  муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

 

Ведущий 2: 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.  Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сойки, куличи, пироги с разной начинкой.
С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом – солью встречали самых дорогих гостей.

 Песня и танец «Колоски»

  

Ведущий 3:   Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Ведущий: Вышли на ниву весной отец и сын.

Сын:  Хорош хлеб взметнулся! (Восторженно)

Отец: Это не хлеб, а трава.

Ведущий: Прошло время, снова вышли они в поле.

Сын: Какой хлеб колосится! (радостно).

Отец: Это не хлеб, а солома. Пора выезжать на жатву.

Ведущий: Выехало семейство на жатву.

Сын: Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть! (обрадовался ) (Начинают серпами жать, а мать и две дочери вязать снопы и ставить их.)

Отец: Погоди,  глянь какая  темная туча в небе.

Сын:  Да туча. Видно, быть дождю.

Ведущий: Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все, что стояло на корню…

Отец: (упавшим, расстроенным голосом) Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах.

Ведущий 3:

 А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.

(Крестьянская семья садится за стол.)

Мать: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг кусок хлеба падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

Отец: У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Мать: Без хлеба сыт не будешь.

Дочь 1: У кого хлебушко, у того и счастье.

Дочь 2: Плох обед, коль хлеба нет.

Сын: Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

Дочь 1: Хлебушко - калачу дедушка.

Сын:  Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.

Отец:  Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб  - всему голова! 

Ведущий 3: Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена.

Песня «Корочка хлеба»

Чтец 1:    

Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

          
Чтец 2:

Они  припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней…
Снарядов свист… Воздушные тревоги.
Мела метель, колючая мела…
За нею голод шёл в дома по следу.
И не было ни хлеба, ни тепла.
Была лишь вера твердая в победу!

Фонограмма «Блокадный хлеб»

Ведущий 4: В годы Великой Отечественной войны город Ленинград (теперь Санкт-Петербург) был окружён немецкими войсками и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть, и самой большой ценностью был хлеб, выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Ведущий 5:  Воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области Валентины  Ивановны Богдановой.

«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Чтец:

Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
( Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Чтец:

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок
- Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным
Раскошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отдирали языком.
Он кислый был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

 Ведущий 6:  Находили все способы, чтобы накормить людей. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука.

Ведущий 7: Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец… Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки.
Ленинградские дети… Много пришлось им выстрадать…

(сценка)

 

 

(Около калитки, совсем прижавшись, сидит мальчик, ему  на вид лет шесть).

Девушка: - Что ты здесь делаешь?» 

Мальчик: - Я пришел сюда умирать.

Девушка: - Умирать? Ты смотри, какой ты, - раз ты смог прийти сюда, ты не умираешь! И где ты живешь?

Мальчик: - Я живу на Мойке. У нас очень темный двор и квартира очень темная. А здесь вон как светло. Я пришел сюда умирать.

Девушка:  Я работаю в архиве. Пойдем со мной. (садятся на стулья)

Девушка: Мы дадим  тебе теплой воды (протягивает кружку), и клея столярного, вот этого самого (протягивают клей в …).

Мальчик: - Если я останусь жив, я всегда буду есть этот клей.

Девочка: - А сколько тебе лет?

Мальчик: Одиннадцать.

Девочка: - Ну почему ты пришел сюда? У тебя никого не осталось?

Мальчик: - А разве ты не понимаешь? Если бы у меня кто-нибудь остался, я не пришел бы. Папа на фронте, мама умерла, лежит. Сестренка умерла.

Девочка: Я отведу тебя  в детскую комнату.

(Берет за руку и уводит)

(дети читают воспоминания)

Ведущий 1: Из воспоминаний Нины Ковалевой, в годы войны ей было 13 лет.

«…Сестра моя болела. Помню, она лежала в больнице, в палате. Ей давали ложку сахарного песку и кусочек масла. Она есть не могла. А я пряталась под кроватью, и она меня кормила. Долю, которая ей полагалась, она мне давала, а я слизывала с этой ложки. 

Ведущий 2:

В детском стационаре Ирине Киреевой запомнилась девочка. Ее привезли уже умирающую. Девочка была старше Ирины.  «Она мне говорит: съешь мой хлеб, я не доживу до завтра. Лежит она рядом со мной. Койки стояли очень близко друг к другу.

Помню, как я всю ночь не могла спать, потому что думала: взять хлеб или не взять? Все знают, что она не может уже есть. Но если возьму этот хлеб, то подумают, что я его украла у нее. А страшно хотелось есть. Страшная борьба с собой: чужое же! Так я хлеба и не взяла. А  девочка действительно умерла, и этот кусочек хлеба остался у нее под подушкой.»

Ведущий 1:  Лидия Охапкина, жительница Ленинграда, боролась не за себя. Сына и дочь, двое маленьких беспомощных детей, надо было отстоять от голода и мороза. Чем? Как? Что она могла в декабре, в январе, когда  ничего уже не оставалось, ни крошки, все, все было подобрано, по всем углам высмотрено, по всем щелям исползано, выскоблено, изглодано, изгрызено. Но то, на что способна мать, невозможно предугадать, невозможно предвидеть.     

По квартире бегали и пищали голодные крысы. Они грызли обои, которые раньше клеились клеем, сделанным из муки.

Чтец:

… Я мысленно хотела, чтобы смерть пришла ко вместе с детьми, так как боялась, если меня убьют на улице, дети будут дико плакать, а потом умрут от голода в холодной квартире. Сыночек мой все время плакала, долго протяжно и никак не могла заснуть. Этот плач, как стон , сводил меня с ума. Я тогда, чтобы он мог уснуть, давала сосать ему свою кровь. В грудях молока давно не было. Поэтому я прокалывала иглой руку повыше локтя и прикладывала сыночка к этому месту. Он потихоньку сосал и засыпал.

Песня «Колыбельная»

 

Ведущий 2:  Лидия Охапкина вспоминает:

… Я повесила у булочной объявление, что продаю патефон на хлеб. На следующий день пришел один военный  и принес целую буханку хлеба. Я просила еще хоть немного. Он сказал: «С удовольствием, но, к сожалению, у меня нет». Вскоре я повесила объявление, что продаю ручную швейную машинку. Пришла женщина  и предложила мне не целую буханку, а чуть побольше половины. Мне очень было жалко машинку, но что делать, я отдала. Вот как дорого ценился хлеб. А на одежду хлеба не меняли. Она никому не нужна была.

Ведущий 1:

… Один раз прихожу домой, ходила за хлебом? Вспоминает Лидия Охапкина.

Смотрю, Толик сидит на полу и что-то спичкой там выковыривает. Думаю, что же он делает? А он выковыривает пшенинки из щелей пола. Это я немного просыпала, когда варила, было темно, и вот он их доставал  и вместе с грязью ел.

…Один раз на мою карточку дали 200 граммов гороха. Я решила сварить жиденький супик. Сварила и в печке закутала его одеялом, чтобы попарился. А сама вышла к соседке. Она умирала… Я постояла немного и ушла. Прихожу, смотрю, кастрюлька открытая. Я спросила Толика: « Ты уже лазил». Он: « Я только одну ложечку, мама, только одну попробовал. Собрались мы есть. Почерпнула ложкой и вынула оттуда тряпочку, которой у мальчика были завязаны руки. Чесотка у него почти прошла, и болячки уже отваливались. Так вот он ее и обронил. Что делать?  Суп выплескивать было жалко. Так и ели… До сих пор не забуду этого случая.

Ведущий 2: Не сладко жилось детям в годы войны и  в детском доме. Мы расскажем вам, каким был праздничный обед в одном из детских домов

(сценка «Праздничный обед)

(В детском доме дети сидят на скамейках, заняты своим делом, входит директор Мария Дмитриевна)

М.Д. Ребята,  я хочу вас обрадовать. Сегодня праздничный обед, потерпите немного, скоро будем есть.  (уходит)

(Вбегает  Миша Кашкин)

Миша: Ребята, вы слышали, полный у нас обед: первое, второе и третье. (убегает)

Мальчик 1 : Что же будет у нас на первое?  Давайте помечтаем.

Мальчик 2 : Бульон куриный?

Мальчик 3 : Борщ украинский?

Мальчик 4: Щи зеленые?

Мальчик 5: Суп гороховый?

Мальчик 1 : Суп молочный?

(В сторонке)

Воспитатель: Нет. Не знали в Ленинграде таких супов. Голод косит ленинградцев. Совсем другие супы в Ленинграде. Готовили их из трав. Нередко травы были горькими. Ошпаривали их кипятком, выпаривали и использовали для еды. Называли такие супы из трав супы-пюре. Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

Мишка: Я все точно про праздничный обед пронюхал. Из сурепки суп будет, из сурепки. (Уходит)

Мальчик 1: Из сурепки? Так это же отличный суп.

Мальчик 2: Так это здорово!

Мальчик 3: Когда же позовут на обед?

Мальчик 4: Вслед за первым сегодня будет и второе. Что же нам на второе?

Мальчик 5: Макароны по-флотски?

Мальчик 1: Жаркое?

Мальчик 2: Рагу?

Мальчик 3: Гуляш?

 (В сторонке)

Воспитатель: Нет. Не знали ленинградские дети в годы войны подобных блюд.

Мишка: (вбегает, кричит) Котлеты из хвои! Котлеты из хвои!

Мальчик 1: Вот это да!

Мишка: К хвое бараньи кишки добавят.

Мальчик 2: Ух ты, кишки добавят! Так это  ж отличные будут котлеты.

Мальчик 3: ух, и здорово! Скорей бы несли обед!

Мишка: А ведь завершится праздничный обед, как и полагается, третьим. Что же будет сегодня на третье? (убегает)

Мальчик 1: Компот из черешни?

Мальчик 2: Запеканка из яблок?

Мальчик 3: Апельсины?

Мальчик 4: Желе?

Мальчик5: Суфле?

Воспитатель 1: Нет, не знали ребята в войну таких блюд. Кисель  им сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей.

Мишка: Повезло нам сегодня. Кисель из водорослей. Сахарину туда добавят. По полграмма на каждого.

Мальчик 1: Сахарину! Вот это да!

Мальчик 2 : Так это ж объеденье кисель получится.

Мальчик3: праздничный обед будет, полный. Из трех блюд.

Воспитатель :  Не знали блокадные дети других обедов.

(уходят)

Ведущий: Ленинградцы получали помощь с «большой земли» по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро.  Народ по праву назвал её «Дорогой жизни».

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим,
Ещё не знают  на земле
Страшней и радостней дороги.

Фонограмма «Баллада о ледовой трассе»

Ведущий: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.

Ведущий:  641803 ленинградца погибли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Однако около одной всегда много людей. Они стоят, молча, и плачут. Среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба.     А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда»…

Ведущий: Не только в блокадном Ленинграде плохо было людям, но и в концлагерях, где русские люди находились в плену у фашистов.
Многие погибали от голода, пыток, непосильной работы. Из одного  такого лагеря после его освобождения вынесли на руках поэта Григория Лютнина. Взрослый мужчина весил  всего всего 26 кг. Он написал стихотворение о хлебе.

Чтец:

Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Столько зёрен лежит в пашнях.
Вот собрать бы их вместе – да в кучу!
Хлеб бы выпекли белый, пахучий!
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбёжку,
Да, жалеть надо хлебную крошку.

Фильм. Предлагаем вашему вниманию рассказ жителей нашего города, которые пережили тяжелые годы войны.

Звучит «Реквием» Моцарта.

 

Сценка «Святой хлеб».

(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)

Внучка: - Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка: - Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».
Внучка: А Сашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.

Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи.  Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.

Хлеб – святой! 

Песня «Ты запомни, сынок, золотые слова: «Хлеб -  всему голова!»

Чтец:

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

Ведущий: - Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

Чтец 1:

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упор
Потрудились на земле!

Чтец 2: В 1954 году началось освоение целинных земель. Люди жили в палатках, сейчас на месте первых палаток вырос славный город Целиноград.

Сейчас это красивый и большой город Астана.

День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой.

Чтец 3:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер, да вода.
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

Песня «Хлебное поле, большое…»

Ведущий. В нашей стране,  восставшей из пепла и залечившей тяжёлые раны войны, уже  выросло и возмужало  поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо чувство голода. Но что это? Хлеб на полу, под ногами, на свалке.

Чтец:

Мальчишке было десять лет.
Он шёл по переулку
И нёс домой в плетёнке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, гружённую песком,
Он встретил пятитонку.
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку…
Но если б думал мальчик тот
О зёрнышке, о чуде,
И сколько мыслей и  забот
В него вложили люди,
О том, что знает вся страна
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке,
О том, что хлеб пришёл не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
А вот сбирал бы паренёк
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.

Ведущий: Не  знает он,  чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Чтец 1:

Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.

Песня «Русское поле»

Чтец 2:

Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!

Чтец 3:

Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
Нельзя нам без хлеба дорогу построить
До звезд голубых, до прекрасных планет.

Чтец 4:

А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.

Чтец:

Булки, пряники, печенье-
Не найдете лучше угощенья!
Хлеб румяный, свежий, белый,
Черный с коркой подгорелой,
Крендельки, баранки, сушки,
Пирожки, ватрушки, плюшки!

Чтец:

В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила.
В нем  - чудесное тепло.
Сколько  рук его растило,
Охраняло, берегло!
Будет хлеб, и будет песня.
Так в народе говорят.
Веселиться будем вместе,
Вместе будем танцевать!

Русский танец

 

Ведущий:  Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. Мы отправились на хлебозавод, чтобы посмотреть процесс выпечки хлеба.
Фильм.

Ведущий: Посмотрите, сколько всяких изделий человек научился делать из хлеба. У нас на столах выпечка нашего хлебозавода.

Слово предоставляется нашему гостю технику - аналитику Уваровского хлебозавода Пироговой Екатерине Алексеевне.

Заключительное слово.

Хлеб… Он вместил все -  и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, которые посеяли, вырастили этот хлеб и положили его нам на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба»
 

Список литературы.

1. А.Адамович, Д.Гранин. Блокадная книга. Москва.  Издательство «Советский писатель». 1982.

2. С.Алексеев. Ради жизни на земле. Москва. Издательство «Педагогика». 1990.

3. В.Кармазин. Наш хлеб. Документальное повествование о хлебе. Москва. Издательство «Правда». 1986.

4. А.Лиханов. Последние холода. Москва. 1989.

5. К.Паустовский. Теплый хлеб. Рассказы для детей. Воронеж, Книжное издательство. 1976.

6. А.Платонов. Сухой хлеб. Рассказы, сказка-быль. Москва «Детская литература». 1991.

Читать еще:


Новые материалы:

Информационный проект "Мой сосед по парте" :: Устный журнал "Каша — пища наша" :: КВН по книге В.Бианки "Лесная газета" :: Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание безударных окончаний глаголов" :: "Город в далеком прошлом". Интегрированный урок ИЗО и трудового обучения в 4-м классе :: Лига справедливости: Часть 2 ( Justice League Part Two ) :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детские столы/Растущие парты / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD