Какой отец нужен ребенку? : Внеклассная работа

Какой отец нужен ребенку? : Внеклассная работа

Отец – это звучит гордо. Ведь мой ребенок – это я, только завтрашний, тот, кому я могу передать все лучшее, что есть во мне. Добрые, взаимообогащающие отношения строятся между отцом и сыном или дочерью, когда он подходит к его развитию с такой установкой.

Хорошими отцами не рождаются, ими даже не сразу становятся с появлением младенца. Еще Аристотель замечал, что отцовство – праздник зрелости, гражданской и личностной. Потому-то и призывал молодых людей откладывать появление потомства за тридцатилетний рубеж. Не просто грамотно выбирать стратегию и тактику семейного развития. Но желание создать благополучную семью, со счастливым настоящим и будущим, обязывает мужчин брать эту ответственность на себя. Иначе, что вы за отцы, если ваш корабль бьет и мотает на волнах житейского моря, как судно без руля и ветрил? А место истинного мужчины и отца – на  капитанском мостике. Наверное, каждая женщина вполне согласилась бы стать штурманом рядом с опытным капитаном и не чувствовала бы от этого ущемленного самолюбия.

А теперь посмотрим, кто находится в зале или за партами, внимательно слушая учителя? В основном, конечно, матери. А отцы? Где же они? К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня – в негативности к отцовству, и родительской должности, а значит и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается, как высшая ценность.

«Нашему мальчику так не хватает мужской руки», - вздыхает бабушка 13-летнего внука. И мы понимаем, что речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание не усваивается на словах – только на опыте.

Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения. Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать только отец.

Воспитание ребенка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нем участвуют оба родителя. Кстати, статистика неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях, свидетельствует, что более 70% из них – из так называемых неполных семей, т.е. тех, где отец отсутствует.

Даже в условиях раздельного проживания родителей, несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу. А как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мать и отец  всегда остаются матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать.

Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать, отсюда повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которую придает всему дому отец. Но и неумный, недобрый родитель скорее вредит домашнему самочувствию, делу воспитания, чем помогает.

К сожалению бывают семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он озоровал в детстве, а потом приличным человеком сделался; плохо учился, а все же не глупее иных образованных жизнь ведет; сам не чурался алкоголя, никотина и беды не находит в раннем пристрастии сына и этим пороком – если все традиционные мужские пороки возводит в мужские доблести, то можно заключить: он – родитель, но не отец-воспитатель, поскольку это не одно и то же. Но хорошего человека на одних благих пожеланиях не вырастить. Важно не только, что хотят в ребенке заложить родители, но и как они это делают. Ведь не секрет, в иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи ремня, как правило, ничего доброго из подобной системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость.

А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании принципиальной требовательностью – такое отношение отца к ребенку может быть наиболее благоприятным в особенности, когда оно сочетается с нежностью, с лаской, заботливостью, которую оказывает ребенку мать.

Важная и интересная сфера воспитания – отношения отца и дочери. Вспомните сказки. С кем грозный и беспощадный царь более всего мягкотел и добродушен? Ну, конечно же, со своей дочкой – принцессой, чьи желания – непреложный закон для упрямого правителя. «Я у батюшки жила, сладко ела и пила» - таков лейтмотив многих народных песен и сказаний. Таким видится взрослым дочерям отчий дом. И как бы не желал страстно отец появления сына, как бы не сетовал поначалу на рождение дочери, с полным основанием можно сказать, что потом дочерей любят как-то нежнее, чем мальчишек.

Подумать только: от тебя «отпочковалось» существо иного пола и сути, хотя на тебя и похоже, но совсем особое, можно без преувеличений сказать, что любовь к дочери – самое святое и возвышенное чувство, на которое только способен мужчина.

Отец для девочки – это еще и воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всем мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли раболепно подчиняться, то ли бояться и презирать. Так что хороший, добрый отец воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим авторитетом. Макаренко писал о родительском авторитете, что смысл авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что принимается как несомненное достоинство старших, как его сила и ценность.
Часто приходится слышать вопрос: «Что делать с ребенком, если он не слушается?» Вот это самое «не слушается» навряд ли максимально и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Главным его основанием является образ жизни и работы родителей, их гражданское лицо. Если родители живут честно, разумно, если перед ними стоят значительные и прекрасные цели, если они всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитете. Как можно раньше дети должны узнать, где работают родители, чем интересуются. Дело отца и матери должно выступать перед ребенком, как серьезное, заслуживающее уважения дело.

Но вы не только гражданин, вы еще и отец. Вы должны знать, чем живут, интересуются, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, вы должны их предугадывать и предупреждать. Поставьте дело так, чтобы дети сами рассказали о своих делах, чтобы им хотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Зная своего ребенка, вы всегда сможете вовремя помочь ему.

Родители должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но, если надо, решительный тон в своих деловых распоряжениях, а дети должны уметь подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. Необходимо следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло его следующим требованиям:

- оно не должно отдаваться со злостью, криком, раздражением.

- оно должно быть пассивным и разумным для ребенка.

- оно не должно противоречить распоряжению другого родителя. Давая повторное распоряжение и добиваясь его выполнения, задумайтесь, почему возникло сопротивление вашему распоряжению, и вы обязательно увидите, что в чем-то сами были виноваты, что-то сами сделали неправильно.

- самое важное в этой области, чтобы не накапливался опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придется в последствии прибегать к наказанию.

Кстати, физическое наказание – это показатель не только слабости, растерянности, бессилия родителей, но и крайнего педагогического бескультурья. Ремень и тумак убивают в детском сердце тонкость и чувствительность, утверждают примитивные инстинкты. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездумными, скрытными и лживыми.

Многие известные педагоги обращают внимание родителей на то, что гораздо веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать сами, и наоборот, всегда вызывает жалость тот, кто не приспособлен к жизни, не умеет себя обслужить, постоянно нуждается в помощи. Следовательно, чтобы дети были счастливыми, нужно воспитывать их трудолюбивыми, умелыми. А.П.Чехов писал: « Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Одна из казанских соц.служб опросила около 800 уч-ся 4-5-х классов. На вопрос о том, есть ли у них в квартире уголок, в котором можно помастерить своими руками, только 4% ответили утвердительно. Остальные ответили, что очень хотели бы иметь такой уголок. Во всех опрошенных семьях существовала традиция – дарить своим детям подарки. Но лишь 5% родителей дарили в качестве подарка рабочий инструмент. И какую радость испытали дети, в особенности те, которым папа показал, как этим инструментом пользоваться. Так доставьте эту радость своему ребенку! Приучая ребенка к труду, соблюдайте заповеди:

- предоставьте ему самостоятельность;

- не подсказывайте ему готовое решение;

- не пропустите момента, когда достигнут первый успех;

- старайтесь быть требовательным, но добрым воспитателем, а главное, не гоните детей от себя, когда вы занимаетесь какой-нибудь работой: потраченные сегодня минуты внимания к ребенку избавят вас от долгих часов мучения в более старшем возрасте.

В последнее время острой проблемой стала проблема наркомании и токсикомании среди подростков, что отрицательно влияет на их здоровье, уродует личность, обедняет ее восприятие мира, портит отношения в семье. На вопросы «зачем?», отвечают:

- из любопытства;

- из желания стать взрослыми;

- из страха прослыть «маменькиным сынком».

Весь этот набор аргументов служит убедительным доказательством того, что юноша-подросток страшно далек от подлинной взрослости и мужественности.

Кто, как не отец научит сына! Подлинная взрослость – если ты осознаешь: самый сильный тот, кто одолевает свои слабости, владеет своими страстями, проявляет твердое сопротивление негативному явлению.

Вся школьная жизнь детей состоит из проблем и кто, как не отцы, должны стать настоящими друзьями ребенку с первых школьных дней. Будьте готовы к тому, чтобы уметь понять и разделить проблемы и трудности. Конечно, нужно приучать ребенка к необходимости учиться самому. Но осознайте и другой принцип: нет в школьных учебниках детей ничего, что может быть вам непонятным. Ну, по крайней мере, до 8 класса. Да, кое-что вы забыли, но зато на вашей стороне житейский опыт, возраст.

Ребенок должен быть уверен: папа и мама знают все, они во всем помогут, они не бросят меня наедине с тем, что у меня не получается. Боритесь за это детское чувство безопасности. Вникайте в каждый учебный день своего сына или дочери, чтобы в Людой момент сразу почувствовать, в чем нужна ваша помощь. Но не только маленьким детям, но и подросткам, юношам надо всегда знать, что есть на свете такой человек, который поймет и защитит.

Когда заканчивается четверть (триместр), ваши дети принесут дневники с оценками. Давайте честно признаем, что результаты, возможно, не совсем такие, как вам хотелось бы.

И вот стоит перед вами нескладный, не совсем удачливый и не очень способный ваш сын. А вот дочка, которой никак не дается математика. Ну и пусть! У них есть то, чего нет ни у кого другого ребенка на свете. Это ваш сын! Ваша дочка! Они похожи на вас лицом и улыбкой. Они ждут вас по вечерам. И это самое радостное, что есть у нас с вами в жизни. А остальное все приложится.

Хочется затронуть и еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение. Ребенок шумит, подросток слушает громкую музыку, а нам так хочется тишины. И подчас мы не осознаем, как под воздействием накапливающегося утомления, ухудшается наше отношение к детям. И мы выплескиваем на ребенка все эмоции и раздражения.
Родительская усталость толкает к равнодушию, к постепенной потере родительского интереса к потребностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка – первый путь к отчуждению. «Выключаясь», папы и мамы, чаще всего папы, сами подчас не осознавая, начинают отодвигаться от ребенка, «уходить» от него внутренне. И сын или дочь отвечают тем же. Наступает пора взросления, видят родители, что вырастили весьма далеких себе людей. Усталости можно и нужно противостоять. Может, полезно изредка отдыхать от ребенка. И особенно надо отдыхать нашим мамам, уважаемые папы. Во-первых, и устают они больше, во-вторых, с детьми они больше имеют дело. Так и хочется сказать папам: «Берегите мам!» Отдохнувшая мама - лучшая в мире мама. И еще один подход, на наш взгляд, помогает противоборствовать усталости. Это желание (бессознательно) понимать собственных детей. Детям редко присуще желание безосновательно вредить, неоправданно причинять зло. Разберитесь и вы увидите, что отрицательное поведение детей вызвано мотивами, вызывающими не осуждение, а сочувствие. Не будем торопиться клеить ярлыки «трудных» на всех ребят, с которыми бывает нелегко нам, взрослым. Ведь часто, по нашей собственной вине мы не хотим услышать их, забываем дни и проблемы своей юности. А ведь известно, чтобы понять «их», надо понять себя. Будем же помнить о том, что понять человека – значит войти в его положение, посмотреть на мир его глазами, поместить себя в систему его смыслов, целей, ценностей.

И в заключение хочется сказать: трудная это должность – быть отцом. Трудная, но прекрасная. И пусть любовь к детям, освещенная сознанием высокой человеческой мысли, поможет нам воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, фантазируйте, изобретайте, утепляйте, освещайте свой дом обязательно вместе со своими детьми.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие "Город мастеров" :: Комплексная самостоятельная работа на межпредметной основе "Липа" :: Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" :: Урок окружающего мира в 3-м классе. Тема:"Здоровый образ жизни" :: Урок французского языка "Новые технологии; их место в нашей повседневной жизни" :: Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Россия 2018) - спойлеры, пересказ, трактовка :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner B1300 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD