Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду : Работа с родителями

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

- родительские собрания 3 раза в год;

- индивидуальные и групповые беседы;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

- консультации для родителей;

- дни открытых дверей.

Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. Всю свою работу я разделила на три этапа, составила план, по которому работала далее.

I этап - информационно-аналитический

1. Изучение литературы:

- "Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова

- "Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова

- "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева

- Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.

2. Посещение методического объединения по теме: "Взаимодействие детского сада и семьи: проблемы и подходы"

На этом этапе я изготовила пособие "Хочу все знать" - это дерево, выпиленное из толстой фанеры, покрытое зеленой тканью. Рядом лежат стикеры в форме листочков ,а родители имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать и приклеить на дерево. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными, например: "Почему яблоки полезные?", "Почему в Африке нет зимы?". Если это детские вопросы, то мы ищем ответы вместе с детьми в книгах, энциклопедиях; если вопрос касается воспитания и развития ребенка, то эту информацию подбираю я сама. Чтобы было удобнее и мне, и родителям я сделала рукописные журналы "Для, Вас, родители!", в которых поместила как раз ту информацию, которой интересовались родители, а в конце журнала родители оставляют свои отзывы о журнале и новые вопросы.

II этап - внедрение в практику

1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.

2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Определение линии педагогического общения с семьёй.

4. Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации.

5. Подбор педагогических ситуаций, их решения.

6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр).

7. Совместный подбор с родителями материала для папки передвижки (фото, статьи, истории).

8. Подготовка к празднику "День матери"(конкурсы, сценарии, игры).

9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, "правил общения".

На этом этапе я подготовила анкеты для родителей и провела анкетирование, затем проанализировав их, выявила общую проблему - родители не умеют общаться с детьми. В связи с этим провела консультацию на тему "Понимаем ли мы друг друга?", далее у нас был круглый стол "Мелочи воспитания или родители - гиды на пути познания". Через некоторое время мы устроили День открытых дверей и пригласили родителей на занятие "Давайте друг другу делать комплименты", а потом совместно с родителями оформили папку-передвижку "Как я здорово живу!". К празднику "День матери" готовились вместе с папами (делали сюрприз для мам) - пели частушки, показали сценку и, конечно, поиграли. Далее уже совместно с психологом, логопедом мы оформили журнал для родителей "Как можно общаться с ребенком".

III этап - заключительный

1. Подбор материала для родителей на тему "Коммуникативное общение" (выставка)

2. Тренинг коммуникативных умений для родителей

3. Деловая игра "Технология безоценочного общения с ребёнком"

4. "Детский сад и семья - лучшие друзья" (педагогические игры с родителями)

5. Изготовление портфолио группы

6. Семейные альбомы, газеты

7. Подговка к маршрутам выходного дня

На этом этапе консультирование на тему "Как наше слово отзовется" для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребёнка и его социализации) и обязательно с выставкой книг и журналов. В сентябре мы проводили собрание и включили в него тренинг для родителей "Как отвечать на детские вопросы". Было проиграно много разных ситуаций (родители побывали в роли детей, мы в роли родителей). Думаю, что некоторые родители смогли понять, какие ошибки они допускают в общении с детьми, чему им нужно ещё научиться. Затем мы решили запечатлеть все свои достижения в группе с детьми в "Портфолио нашей группы". Для этого мы приобрели альбом для фотографий формата А4 и разместили там фотографии с праздников, конкурсов, нашей повседневной жизни и обязательно к каждой аннотация в стихотворной форме. Родители и дети были в восторге. Родители стали более активными и изъявили желание сделать "Семейный альбом" (на каждую семью хватило по две странички - на одной семейная фотография, на другой - традиции этой семьи). Очень сложно было организовать родителей пойти куда-нибудь в выходной день, но такие моменты настали, шли мы к ним долго и упорно. Сначала я вывешивала в родительский уголок информацию о том, куда можно пойти с ребенком в выходные (кукольный театр, планетарий, краеведческий музей, речпорт, Мамаев Курган), обязательно расписание, репертуар, название лекций, выставок. Потом просила детей и родителей зарисовывать самое интересное, что им запомнилось. А затем у нас была выставка совместных работ (детей и родителей) "Угадай, где я был?".

Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но я уже вижу результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель). А мы - воспитатели -получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Используемая литература.

1. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005

2. Свирская Л.В. "Работа с семьей: необязательные инструкции", Линка-Пресс, Москва, 2007 

Читать еще:


Новые материалы:

Урок–повторение по теме "Применение распределительного свойства умножения". 6-й класс :: Обобщающий урок по теме "Показательные уравнения и неравенства". Подготовка к ЕГЭ :: Алгебра. 8-й класс. Урок–путешествие по теме "Решение неполных квадратных уравнений" :: Метод неопределенных коэффициентов и его универсальность :: Урок по геометрии в 8-м классе. Тема: "Четырехугольники" :: Отважный рыцарь ( Der kleine Ritter Trenk ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Компасс-мебель / Банкетка-тумба Ассоль плюс АС-23 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD