Родительское собрание на тему "Мать и отец – главные воспитатели" : Работа с родителями

Трудно привести к добру нравоучениями, легко - примером. (Сенека)

Зададимся вопросом: зачем нужны растущим детям папа-мама, а родителям - неугомонная ребятня?

Выясняется, что этот вопрос не такой уж простой и однозначный. Спору на тему: нужны ли ребенку для благополучного развития именно его, родные воспитатели или можно передоверить дело воспитания специальным работникам-профессионалам, которые смогут вести младенца к взрослости более разумно, осознанно, спору этому - не одна тысяча лет. Еще в Древней Греции Платон, вслед за Сократом, утверждал: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей, порождающие между ними вражду. Последующие философы и педагоги не обошли своим вниманием эту проблему, хотя и оценивали ситуацию по-разному.

Французские просветители считали, что семья должна быть освобождена от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которые порождают нездоровые инстинкты, требуют усиленной конкурентной борьбы, разрушающей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить только предметы личного пользования: белье, одежду, самую необходимую утварь. Все остальное должно принадлежать обществу. Дети лишь в раннем младенчестве должны жить и расти в доме родителей. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность воспитания, чтобы создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития. Еще 15-20 лет назад бытовало мнение некоторых научных авторитетов, что государство должно взять на себя воспитание детей " от люльки до университета". В последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому что убедились на опыте: любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеют для малышей не меньшее значение, чем воздух и солнечный свет. Гармоническое развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным, а противопоставлять эти две формы по меньшей мере неразумно.

Теперь педиатры утверждают, что даже несколько месяцев "лишения любви" наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трехлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности.

Любовь воспитывается только любовью или какой вы отец? Какая вы Мать?

Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце-матери - сирота. Но ему совсем небезразличны и их отношения между собой. Как бы мал он ни был, а все отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Вот мнение доктора педагогических наук В. И. Кочеткова: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Именно любовь родителей друг к другу, а не только любовь к детям. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без нее - весь мир бледнеет и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка". [1].

Как видно, родители нужны ребенку, прежде всего как "учителя любви" в самом широком смысле слова. Без родителей это бывает не под силу самому искусному профессионалу-учителю. Даже если число воспитанников, приходящихся на одного воспитателя, довести до семейного среднего уровня и тогда не будет достигнут эффект, получаемый в домашней атмосфере, потому что не будет действовать свет личностных отношений родителей между собой. Да и сами матери и отцы очень много теряют при отторжении малышей.

Мать!.. Она осязает, чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже тогда, когда малыш только собирается появиться на свет.

Мама - первое слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя. Мама - это то слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя.

Мать любит своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окруженного славой и неудачника. Мать всегда поймет его страдание и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.

Беспредельная самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством,- редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери, но может, постепенно подтачивая то и другое, разрушить их. И тогда воспитание будущего гражданина становится очень трудным. Ибо сильное, но неразумное, чувство превращает воспитание в тяжкий, бесплодный труд, оно губит ребенка и приносит огромное несчастье в первую очередь самой матери.

"Наши детские годы были полны лишений, так пусть детство наших детей будет безоблачным, счастливым". Матери, начинающие воспитание детей с этого педагогического кредо, с пеленок задаривают ребенка множеством игрушек, потакают его капризам. Все самое вкусное отдается только ему. Постепенно он превращается в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа не тяготит родителей, а скорее приятно забавляет. О ней рассказывают друг другу как о чем-то милом, безобидном, даже приятном. Но ребенок растет, становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки, а дорогие вещи: часы, фотоаппарат, модное пальто, велосипед и карманные деньги на кино, театр, мороженое.

Возьмите в руки заповедную книгу Л. Н. Толстого "Путь жизни", и вы узнаете, что заслуживают осуждения родители, чьи дети воспитываются "не в виду тех задач человеческой жизни, которые предстоят им, как разумным и любящим существам, а только в виду тех удовольствий, которые они могут давать родителям". В таких семьях "главная забота родителей не в том, чтобы приготовить их ( детей.- Т. А.) к достойной человека деятельности, а только в том... чтобы как можно лучше напитать их, увеличить их рост, сделать чистыми, белыми, сытыми, красивыми и потому изнеженными и чувственными. Наряды, чтения,