"Калейдоскоп". Психологическая гостиная для родителей, проводимая на неделе коррекции детско-родительских отношений : Работа с родителями

Цель: Содействие в формировании психологической компетентности при взаимодействии родителей со старшим подростком.

Задачи:

  • знакомство с составляющими психологического здоровья;
  • актуализация психолого-педагогических знаний у родителей;
  • анализ подростковых проблем;
  • самоанализ и самокоррекция межличностных отношений в семье;
  • содействие в развитии эмпатии к ребенку и его окружению;
  • выработка стратегии взаимодействия со старшим подростком.

Материалы и оборудование: Ватман 2 шт., маски на глаза, листы формата А.4, салфетки, вырезанные силуэты человечков (по числу участников), фломастеры, маркеры, скотч, ручки, карандаши, фотоаппарат, экран ЖК, компьютер, презентация «Айсберг», записи релаксационной музыки, магнитофон.

Ход занятия

Подготовительная часть.

– Всех участников планируем разбить на 2 группы. Для того, чтобы работа проходила динамично и была продуктивной, а также, чтобы все участники могли свободно видеть друг друга и общаться – организуем 2 «поля работы». Для этого сдвигаем несколько столов вместе так, чтобы образовался правильный квадрат. Обозначаем их табличкой «левый»/«правый». Выкладываем принадлежности для работы: ватман по 1 шт., листы формата А.4, салфетки, вырезанные силуэты человечков (по числу участников), фломастеры, маркеры, скотч, ручки, карандаши.

– Заправляем в системный блок презентацию (1 лист – название встречи, ФИО ведущих).

– Включаем приятную музыку.

План

1. Введение в проблемное поле.

Ведущий: «Наша встреча сегодня проходит под девизом «Вместе – Мы сила». И давайте немного поиграем и пофантазируем: мысленно представьте, что сегодня Вы находитесь на международной конференции по проблемам воспитания старших подростков. Вы – самые ответственные люди, но ваша профессия далека от педагогики. Цель этой конференции – объединение родителей в Ассоциацию. И для начала работы всем необходимо познакомиться друг с другом».

1.1. Приветствие и знакомство родителей друг с другом.

Упражнение «Пара»

Цель: снятие напряжения

Инструкция: все встают в круг и надевают маски на глаза. Под тихую музыку перемещаются по комнате с вытянутой вперед рукой, отыскивая наиболее приятную руку и образуя пару. По команде снимают маски, открывают глаза.

1.2. Упражнение «Интервью»

Цель: знакомство и сплочение участников

Инструкция: вы уже образовали пару и теперь встаньте напротив друг-друга в 2 круга. Внутренний круг стоит на месте, внешний круг идет по часовой стрелке. Ваша задача поздороваться различными способами и познакомиться друг с другом.

После того, как все выполнили задание, разделимся на «Первый-второй». Первые номера садятся за левый стол, вторые – за правый.

2. Практикум.

2.1. Вводная часть ведущего.

2.1.1. Упражнение «Инструкция»

Цель: выявление индивидуальных свойств мышления и способов реагирования.

Инструкция: возьмите в руки 1 развернутую столовую салфетку. По моей команде выполняйте следующие действия: перегните её и оторвите верхний левый угол; сверните пополам – оторвите верхний левый угол; снова сверните пополам – опять оторвите верхний левый угол. Теперь разверните и посмотрите, что получилось у вас и у ваших соседей.

Рефлексия: что сейчас происходило? Как это бывает в повседневной жизни? О чем это говорит?

2.1.2. Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это человек, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее), которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); получил плохую отметку (загиб); нагрубил (загиб) и т.д….

Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо?, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).

Рефлексия: что сейчас происходило?, Как это бывает в нашей жизни? Как отражается на нашем здоровье?, на отношениях?

2.2. Следующим этапом нашей работы будет коллективный труд по анализу современных тенденций (ситуаций) и выработке оптимальных рекомендаций для родителей подростков. Для этого необходимо делегировать по 2 человека от группы в состав «экспертного жюри», которое выработает общие критерии оценки представленных далее групповых работ, выработает рекомендации и оценит коллективные наработки.

2.2.1. Мозговой штурм «Подростковые проблемы»

Цель: анализ подростковых проблем и актуализация психолого-педагогических знаний у родителей.

Инструкция:

Перед нами стоит задача: выявить наиболее встречаемые проблемы во взаимодействии со старшим подростком и наметить пути их решения. Создать совместный проект, оформить на бумаге и представить его всему нашему сообществу. (Работа групп, представление проектов у доски).

  • Анализ представленных проектов, заключение «Экспертного жюри».
  • Выработка рекомендаций, их коррекция и принятие.

Рефлексия: с какими похожими проблемами вы встречались в своём детстве сами, как они решались, что вы при этом чувствовали? Какие проблемы являются новыми? Неожиданными? Где можно искать ответы? Что можно предпринимать? Как эффективно направлять?

2.3. Теоретическая часть:

Цель: самоанализ и самокоррекция межличностных отношений в семье.

Ведущий: С детьми необходимо говорить. И как можно чаще, и на самые разные темы. Неокрепшая психика старших подростков «подгоняемая» гормональным взрывом способствует накоплению различных по эмоциональной окраске переживаний. Одними из них ребята делятся со сверстниками, другими – с родителями. Но могут быть такие переживания, о которых они не могут рассказать никому. Такие переживания накапливаются и, если не находят разрешения, становятся «баластом» в бессознательном ребенка. Как это происходит и что надо делать для сохранения психофизиологического здоровья человека?

2.3.1. Просмотр презентации «Пирамида» (Для пояснения выбираем предлагаемую и столь любимую психологами метафору «Айсберг»).

Цель и задачи: знакомство с механизмом накопления психологического напряжения и его последствий; профилактика перегрузки и сохранение психологического и физиологического здоровья; содействие в развитии эмпатии к ребенку и его окружению; выработка стратегии взаимодействия со старшим подростком.

Ведущий: ученые предлагают представить психику в виде «Айсберга». На поверхности океана находится лишь малая часть (это наше сознательное). То, что скрыто под водой – бессознательное. Ни одно событие в жизни человека не проходит бесследно: получил в школе «отлично» – событие запечатляется со знаком «+» и в сознательном, и в бессознательном; отметили тебя как примерного исполнителя – опять «+» там и там. Не выполнено задание – «-» загружается опять и в сознательном, и бессознательном; родители несправедливо наказали…, девушка бросила…, задолжал денег…, и т.д. Сознательное в тысячи раз меньше бессознательного. Оно имеет определенный объем, и когда оно «заполняется», то должно каким-то образом освобождаться от «старой» информации. (Здесь можно предложить метафорически сравнить с памятью компьютера – перегруженный компьютер «виснет» и «теряет» информацию). Очистить его можно либо вовне – либо внутрь. Чаще всего вовне уходит нейтральная или положительно окрашенная информация – мы с радостью делимся победами, приятными событиями и др. И нередко умалчиваем о наиболее травматичных для нас событиях, фактах и др. Вот они-то как раз и «загружаются» ещё раз со знаком «-» в бессознательное, а накапливаясь, дают знать о «перегрузке». Вначале описками, оговорками, а при накоплении значительного «психологического груза» начинает реагировать тело – появляются соматические проявления, например: частые простудные заболевания, изменение аппетита (потеря или наоборот усиление), гастриты, головные боли, повышение или понижение АД, нарушение сна (бессонница или «спячка») и т.д.

Обычно в таких ситуациях мы обращаемся к врачу. Доктор прописывает лечение и пациент выздоравливает, но через короткий промежуток времени опять заболевает. Это может накапливаться и, если ситуация не разрешается – переходить в хронические формы и др.

Что делать? Недаром говорят «Все болезни от нервов». Конечно же надо решать проблему. Прежде всего, постараться говорить с ребенком. Каждый день. Обо всем. Принимать его друзей, знать и принимать их интересы, стараться не критиковать, грамотно и тактично «направлять» в позитивное русло. А если не получается – обращаться к психологу, психотерапевту и как можно быстрее.

И ещё. ВАЖНО!!! Часто дети (девочки) ведут дневники. Это тоже форма самопомощи ребенку. И не надо родителям пытаться узнать, что там пишется. Пусть ребенок не боится за содержание – эта «спасительная выручалочка» поможет ему не только пережить особенно волнующие периоды в жизни, но и со временем переоценить отношение к наиболее травматичным ситуациям.

3. Заключительная часть.

Обмен мнениями

(Можно обсудить проблему общения подростков в инете)

В современном мире подростки много общаются в виртуальном мире – это тоже их мир и возможность самовыразиться и получить поддержку.

НО!! Тут родители должны быть более прозорливы. НЕПЛОХО, если вы будете в курсе того, что происходит с вашим ребенком, с кем он в контакте и каковы их интересы.

4. Подведение итогов.

Ведущий: Наша международная конференция по проблемам воспитания старших подростков подошла к концу. И теперь можно подвести итоги.

Рефлексия: что было важным?, что было новым лично для вас?, что вы возьмете в свою родительскую копилку?, о чем расскажете другим родителям?

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. 3-й класс :: Урок обучения грамоте "Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']" :: Правописание букв с безударными гласными в корне :: Коллективный творческий проект в начальной школе :: Элементы исследовательской деятельности на первой ступени обучения :: Три сестры, 2017 :: Шкафы-купе / MOON TRADE / Шкаф-купе Байкал Рамир 3 двери 160х240 Модель 753 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачаться дома без тренажеров

Как быстро накачать мышцы без тренажеров | бодибилдинг Еще с юности я влюбился в бодибилдинг. Однажды поцепив на спину тяжелый рюкзак и выполнив с ним 10...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Отвес в похудении это

Диета "любимая" - отзыв Предыстория Диету " Любимая" я все время видела В К. В таких группах, как 40 кг, 90-60-90, Худышки. Обещали 10 кг за неделю!!! А я же вечно...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD