Совместное мероприятие с родителями "Кукла-оберег" : Работа с родителями

Совместное мероприятие с родителями "Кукла-оберег" : Работа с родителями

Цель: формирование партнерского характера отношений взрослых и детей через совместную практическую семейную творческую деятельность по освоению техники изготовления обереговых кукол.

Задачи:

- обучить технике изготовления обереговых кукол,

- раскрыть творческий потенциал совместного рукоделия взрослых и детей,

- развивать художественный вкус при практической творческой деятельности.

Для изготовления куклы необходимы: нитки х/б, квадратные кусочки ткани (один квадрат белого цвета, пять квадратов - цветных размером 16*16 см, 18*18 см, 20*20 см) вата или синтепон, тесьма или кружево (фото).

Предполагаемый результат: совместная практическая творческая деятельность детей и родителей по освоению техники изготовления обереговых кукол.

Оформление кабинета в русском стиле, использование музыкального фона в процессе работы.

Содержание.

1. Исторический экскурс.

2. Демонстрационно - практическая часть.

3. Подведение итогов.

4. Используемая литература и Интернет-источники.

Ход проведения

1. Исторический экскурс

1.1. Народные обычаи, что такое обереговая кукла?

Через века и поколения пронесла народная мудрость традиционные образы куклы. Куклы охраняли, спасали, давали мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству.

На территории Сибири куклы появились за несколько тысяч лет до нашей эры. Кукол создавали из мягких пород камня, дерева, соломы, бивня мамонта, глины, ниток.

1.2. Виды и группы кукол.

Наиболее ранней среди традиционных кукол в России была кукла - полено. Она представляла собой деревянное полено из березы, сосны, липы, дуба, наряженное в женскую одежду. Эта кукла на протяжении многих веков является семейным оберегом (демонстрация образца).

Затем появились куклы, сплетенные из соломы, которых с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, а затем в обмен на хороший урожай отдавали в жертву богам - сжигали. Примером такой куклы служит Масленица. Обычай сжигать Масленицу дошел и до наших дней.

Тряпичные куклы были самой распространенной игрушкой. Их делили на 2 группы: сшитые иголкой и свернутые. Кукол начинали “вертеть” с пяти лет, делали это с большим старанием, т.к. по ней определяли вкус и мастерство хозяйки.

Кукла - закрутка является обереговой.

Особенностями тряпичной обереговой куклы является то, что иголка в изготовлении куклы не принимает никакого участия. Только закрутка, тряпочки и завязывание х/б ниткой.

Наиболее простой считается кукла – куватка из Тульской губернии. Их делали из однотонной ткани разных цветов и развешивали возле колыбели. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему настроение (демонстрация образца).

Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которых называли “Барынями”.

1.3. Значение кукол

Все перечисленные куклы были безликими.

По народным поверьям кукла с лицом обретает душу и может повредить дому, ребенку. Безликая кукла является оберегом.

О кукле - обереге вспоминали тогда, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая “Отвернись злом, повернись добром”.

Куклы служили оберегами от болезней, ненастий, неудачной охоты, холода, бесплодия. Они были утешителями, воспитателями детей.

Тряпичную куклу мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Этот обычай перешел и в наши дни – молодожены сажают куклу на свадебную машину (приглашают куклу на свадьбу).

Куклу - оберег клали в пустую колыбельку – обжить, обогреть. А когда малыш рождался куколку укладывали рядом с ним, приговаривая “Сонница, бессонница не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой”. Кукла как бы отвлекала от себя злые силы, оберегала малыша. Так ее и называли “Берегиня” или оберег.

2. Демонстрационно-практическая часть

2.1. Демонстрация эффективных методов и приемов, с использованием наглядных пособий:

На первом этапе формируем ватные шарики для головы d 3-3,5 см, для груди - d 2-2,5 см.

Затем:

- берем лоскут белой ткани, оборачиваем им ватный шарик, для выполнения головы. Закрепляем лоскут приемом “три закрутки”, три узла.

- украшаем кукле голову кружевом или тесьмой (закрепляем),

- повязываем на голову платок из цветной ткани (закрепляем),

- берем два ватных шарика (для груди) и два лоскута одинаковой цветной ткани, оборачиваем шарики, закрепляем лоскуты приемом “три закрутки”, три узла,

- присоединяем к кукле этим же приемом.

На втором этапе берем еще два лоскута цветной ткани, формируем кукле руки:

? сворачиваем лоскут по диагонали (приложение),

- края подворачиваем к центру,

- получившиеся края подворачиваем еще раз к центру,

-сворачиваем лоскуты трубочкой

- присоединяем обе руки к туловищу приемом “три закрутки”, три узла.

На заключительном этапе кусочек тесьмы прикрепляем к кукле передник приемом “три закрутки”, три узла.

- Самостоятельная работа слушателей в режиме технологии занятия (мастер организует работу и управляет деятельностью слушателей в режиме взаимодействия участников мастер-класса).

3. Подведение итогов

Дискуссия по результатам совместной деятельности:

Педагог приглашает участников подискутировать о сделанных слушателями кукол - оберегов.

Вопросы к обсуждению:

• легка ли в освоении техника выполнения обереговых кукол?

• чем вызваны затруднения в выполнении обереговой куклы?

• какова практическая значимость выполненного оберега, мастер- класса?

Используемая литература и интернет-источники

  1. Е. Берстенева, Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010.
  2. И.Н. Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.: Паритет, 2008.
  3. http://kladraz.ru/metodika
  4. http://vedmast.narod.ru

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Суть и значение функциональных и специальных умений и навыков учащихся в образовательном процессе :: Урок музыки в 5-м классе "Роль музыки в басне" :: Пение классических инструментальных мелодий с поэтическим текстом :: Формирование у учащихся музыкальной культуры на основе современных образовательных технологий :: Эстетика и нравственность — дошкольникам :: Я, Клод Моне ( I, Claude Monet ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list3.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Люмьеры! ( Lumière! ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD