Познавательно-речевое развитие детей в раннем возрасте при ознакомлении с художественной литературой : Работа с родителями

Познавательно-речевое развитие детей в раннем возрасте при ознакомлении с художественной литературой : Работа с родителями

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Речь — способность, данная людям, как великий дар природы. Становление речи в раннем возрасте имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Проблема развития речи волнует многих родителей. “Говорящий” малыш не только более понятен, но и более “удобен” взрослому. В семье, должны уважительно относится к первым речевым проявлениям ребенка. Важно создать необходимую тишину во время таких упражнений, способствующую развитию его предречевых реакций. При этом имейте в виду следующее:

  • речью ребенок овладевает только при условии общения со взрослым - он должен слышать речь;
  • развитие речевого слуха столь значимо, что именно звуки малыш приоритетно выделяет из звуков окружающего мира, шумов и музыки;
  • независимо от национальности ребенок заговорит на том языке, на котором с ним общается взрослый.

Жизнетворческий характер в развитии речевых навыков особенно ярко проявляется на втором году жизни ребенка, который одаривает нас непосредственностью, чистотой и прелестью бескорыстного общения.

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения. Они разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Книга - самый активный и верный помощник семьи в художественном развитии ребенка, в воспитании у него эстетического вкуса, она входит в мир малыша задолго до того, как он овладевает навыками чтения, обновится читателем. Роль взрослых особенно значительна и важна в тот период, когда ребенок еще зритель и слушатель книги. Чтение малышу художественных текстов, просматривание вместе с ним иллюстраций вызывают необходимые для последующего художественного развития, интерес и любовь к книге. Выбрать для ребенка книгу, заинтересовать его, дать направление развитию художественного вкуса, развитию речи - ответственная задача родителей.

Многое для обогащения эмоционального восприятия для развития образности мышления и выразительности речи дают русские народные сказки. К концу второго года ребенок в состоянии понимать небольшие сказки. Да, те самые, на которых выросли мы и наши родители — нестареющие произведения русского фольклора на бытовые темы: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок” и другие. Эти сказки полезно показывать с помощью настольного театра. Очень скоро малыш запомнит их и при повторении, будет требовать от вас точно такого же исполнения, в той последовательности, в которой он услышал их в первый раз. Знакомство со сказкой обогащает ребенка, дает ему представление о жизни, об основах морали, из сказок ребенок узнает, что такое хорошо, что такое плохо. Сказка возбуждает творческое воображение, фантазию. Через сказку ребенок знакомится с яркостью, красочностью, выразительностью родного языка. Полноценному восприятию художественных текстов помогают иллюстрации, зрительные образы, связанные с содержанием книги, усиливают ее эмоциональное воздействие. Правильный выбор книги в соответствии с возрастом и интересами ребенка нельзя отождествлять с навязыванием детям тех или иных произведений. За ребенком следует оставлять право выбора, проявление собственной инициативы. Если ему очень понравилась какая-то книга, и он просит ее читать еще и еще, хотя уже знает почти наизусть, родители должны удовлетворить желание ребенка, так как в данном случае оно свидетельствует о возникшем интересе к определенной теме, может быть к увлекательной ситуации, действиям персонажа. Прочитанную книгу следует поддержать беседой, вопросами, что понравилось, почему, что запомнилось. После чтения еще раз нужно посмотреть иллюстрации — для закрепления прочитанного. Дозировка в чтении зависит от разных причин: от возраста и интереса ребенка.

Таким образом, успешность развития речи во многом зависит от взрослого, который должен разговаривать с малышом, объяснять и пояснять все, что происходит на его глазах, на улице и дома, все, что достойно внимание и подражания. Следует помнить, что общение и речь великий дар и малыш должен учиться пользоваться им с самого раннего детства.

Рекомендации родителям

Читать детям потешки, стихи, сказки, показывать яркие иллюстрации к ним.

Помните: художественные произведения маленьким детям желательно читать наизусть, так они будут видеть выражение вашего лица, свет ваших глаз, меняющуюся мимику — это поможет лучше понять сюжет произведение.

Для художественного речевого развития ребенка в семье полезно производить словесные игры, которые доступны каждому взрослому. Например, загадывание загадок. Это игра развивает сообразительность, находчивость, обогащает речь, делает ее образной, выразительной. Развитию художественно речевых действий помогаю литературные пластинки, которые воспроизводят сказочные сюжеты в музыкальном сопровождении и чтении поэтических текстов мастерами художественного слова. Литературные произведения расширяют кругозор, обогащаю память, речь.

Литература и пособия для родителей

1. Л.Е. Стрельцова “Литература и фантазия”, Сборник стихов для детей  – Тверь, 256 с.

2. Папки-передвижки (тексты потешек, стихов, приговорок).

3. Русские поэты - детям – М. Дрофа-Плюс, 2007. -320 с.

4. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилка и прочие детские забавы. – СПб, Союз, 1998 г. – 176 с.

5. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб, Союз, 2000, - 96 с.

6. Читаем детям от года до трех лет, сост. Т. Мореева – М.: Эксмо, 2008 – 125 с.

Список используемой литературы

1. Журнал “Дошкольное воспитание” №9-2004, №1 – 2005, №5 – 2009.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста, под редакцией Ф.А. Сохина, М, Просвещение, 1976 г.

Читать еще:


Новые материалы:

Пособие своими руками "Умные пробки" :: Программа адаптации детей старшей группы к яслям-саду после летнего оздоровительного периода :: Занятие по физической культуре "Путешествие на Северный полюс" :: Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "В чудном мире материалов" :: Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Рождественские гадания" :: Дом (Россия, 2011) - спойлеры, пересказ, трактовка ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list32.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list32.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list32.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Танцовщик, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD