Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе : Работа с родителями

Ежегодно на первом собрании для родителей будущих первоклассников я выступаю с презентацией своей работы в школе. И каждый раз мне хочется более точно рассказать о том, для чего в школе существует учитель-логопед, какие трудности он поможет преодолеть детям, и что “вырастает” из речевых нарушений, если с ними вовремя и в должном объеме не проведена работа специалиста.

Я расскажу про каждый дефект речи, который наиболее часто встречается у школьников и мы посмотрим, как он может проявится на письме в виде “специфических” ошибок.

Школьный логопед наиболее часто встречается со следующими речевыми нарушениями:

1. Дислалия – нарушение звукопроизношения. Оно проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, их пропуске. Причины дислалии могут быть разнообразными. В одних случаях, это неправильный прикус, в других случаях соматическая ослабленность ребенка в период активного формирования речи, может быть, избирательное нарушение фонематического восприятия. Чаще всего неправильно произносятся звуки [c ], [з], [ш], [ж], [р], [л]. В основном, дети с дислалией не допускают на письме специфических ошибок.

2. ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие нарушения восприятия и произношения звуков речи. При ФФН ребенок может и правильно выговаривать все звуки, а может иметь нарушение звукопроизношения. У такого ребенка стойко нарушено формирование фонематических процессов. Он не может назвать первый звук в слове, не может услышать, есть ли данный звук в слове, или его нет, не может сложить слово из данных звуков. Для него является трудностью услышать разницу в словах, отличающихся одним звуком: палка-балка, гроза-глаза, Зойка-сойка. При нарушении формирования фонематических процессов ребенок испытывает огромные трудности в обучении письму и чтению. Ребенок будет писать так, как говорит и слышит. В его письме могут иметь место большое количество ошибок, таких как замены близких по звучанию фонем (звуков) друг на друга, пропуски гласных, согласных, перестановки порядка букв, перестановки слогов. В чтении ошибки могут быть такими же.

Примеры замен:

  1. Замены звонких согласных на глухие:
    “тавно” – давно, “сыдый” – сытый, “река узнула, как в сказке” – река уснула, как в сказке, “попеда” – победа;
  2. Замены гласных:
    “звенит рочей” – звенит ручей, “дедошка” – дедушка, “клёква” – клюква, “перелютные птицы” – перелётные птицы;
  3. Замены сонорных согласных:
    “хородный” – холодный, “провеляр” – проверял, “солька” – сойка;
  4. Замены свистящих и шипящих: “шиски” – шишки, “восли” – вошли, “пушиштый” – пушистый;
  5. Замены африкатов:
    “стущал” – стучал, “чепки” – “щепки”. “утитель” – учитель, “Пеця” – Петя, и так далее.

Примером письменной работы ребенка с ФФН является следующий диктант:

Стоит цеплые летние тень. Бо небу плывёт польшая туча. Вот ударел кром. На землу упали первые капри. Полил доштик. Куда пежадь? Васьа и Юльа укрылысь бод навесам.

(Стоит теплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.)

Подобные ошибки на письме называются “Дисграфия” и “вырастают” они из дефектов устной речи. Их можно избежать, если вовремя начать заниматься с логопедом, желательно еще в дошкольном возрасте.

3. ОНР – общее недоразвитие речи. Это сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Другими словами, нарушено звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй, формирование связного высказывания.

Помимо описанных выше трудностей с фонематическими процессами, у таких детей маленький словарный запас, им с трудом удается образование новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов, например: рука – ручка – ручища. Образование название детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных от существительных, например: брусника – брусничное, волк – волчья, лев – львиная.

Они имеют трудности в изменении существительных по падежам и числам, употреблении различных предлогов, согласовании существительных, прилагательных в роде, числе, падеже, согласовании существительных с числительными. В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении. Например: “на санков”, “на столом”, “пять карандашов”, “голубая кресла”.

Примером ошибок на письме могут служить следующие работы:

На долёком лесном озере роцели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднит над водой. На стебельке веднелся большой круглый цеток. Он был очень кросив на фоне темный воды. Как золотой шарик рядом с большими торелками зелёных листьев. Высоокие сосны любовались красивами цетами. Словно залатые кораблики плывут по гладкой водой озера.

Такие дети могут выучивать правила, но не могут ими пользоваться из-за маленького словарного запаса и большими трудностями при словоизменении и словообразовании.

Кроме специфических ошибок на письме, дети могут отставать и по чтению. Нарушения чтения называются ДИСЛЕКСИЯ. Дислексия это частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Каждый год определенный процент детей, начинающих учиться читать, имеет трудности в обучении чтению. Некоторым детям с трудом удается запоминать буквы, они путают сходные по написанию буквы, смешивают буквы, соответствующие звукам, сходным по звучанию, из-за чего темп и понимание прочитанного страдают. Часто дети прочитывают начало слова, а остальное дочитывают по догадке.

Уважаемые родители! Школьный логопед восполняет пробелы в развитии устной речи, предупреждая появление ошибок на письме, исправляет уже сложившиеся трудности в усвоении письменной речи. Задача родителей – обращать внимание на речь своего ребенка, при необходимости помогать в работе специалиста. Желаю вам и вашим детям успехов в учебе.

Приложение. Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д". 1-й класс :: Сценарий праздника "Волшебница-Зима". Конкурс чтецов стихов о зиме :: Математическая игра "Путешествие по стране «Математика»". 1-й класс :: Урок окружающего мира по теме «Вселенная». 3-й класс :: Урок русского языка на тему «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов». 4-й класс :: Коммивояжер ( Forushande ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас Галактика сна - Сирена 1400x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD