Воспитание будущего читателя : Работа с родителями

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная,
лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!»

Л.Токмаков

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Раньше книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.

На сегодняшний день родители стараются сделать из ребенка маленького гения, предоставляя ему возможность пользоваться всеми новинками технического прогресса: ребенок старшего дошкольного возраста свободно умеет пользоваться телевизором, мобильным телефоном, компьютером, поэтому очень часто мы сталкиваемся с такой проблемой:  ребенок имеет огромный запас информации, огромную базу знаний, но не знает как и куда ее применить. Он не умеет сформулировать мысль, ему тяжело высказать свое мнение, ему не хватает запаса слов для свободного общения с друзьями.

Ни один компьютер не будет общаться с ребенком так, как писатель, обладая высокохудожественным словом,  прекрасным построением речи, умением передать информацию так, что человек пронесет ее через себя, осмыслит, переживет судьбу героя.

В детском саду мы стараемся как можно больше читать художественной литературы. Слушая произведения, ребенок учится сопереживать, радоваться. Художественная литература формирует ребенка как личность, воспитывает в нем нравственные, патриотические, духовные качества.

То, что заложено в дошкольном детстве, должно сохраниться в школе. Слушая книгу (а затем, читая) ребенок должен очень быстро перекодировать текст, т.е. очень быстро понять, что герой произведения это не он сам, а тот о ком говориться в книге. То, что в произведении говориться «сегодня» было написано давным-давно и в другом месте.

Необходимо учить детей обсуждать книги. Например:

– Тебе понравилась эта книга?
– Чем понравилась?
– О чем книга? И т. д.

Необходимо учить ребенка вступать в диалог со взрослым и друг с другом. В процессе чтения у ребенка развивается говорение, коммуникация, аргументация, мышление, воображение, накапливаются знания. Все это очень сильно будет помогать ребенку в дальнейшем обучении в школе.
Изучив проблему и актуальность семейного чтения, появилась идея не только  оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания, а также умению анализировать произведение.

В детском саду мы делаем все возможное для формирования неподдельного интереса ребенка к чтению художественной литературы. В группе подготовлены книжные уголки,  где представлена детская литература.

Проводятся родительские собрания, круглые столы посвященные чтению художественной литературы, где мы предлагаем родителям помощь в умении анализировать вместе с ребенком то или иное произведение,  т.е. как правильно задать вопрос, нужно ли объяснять ребенку непонятные слова и когда, какие книги нужно читать ребенку в том или ином возрасте. Знакомим с новинками современной литературы.

Родители скорее сформируют у ребенка интерес к чтению, так как дома условия комфортнее, чем в детском саду. Чтение сближает ребенка с родителями. Читая то или иное произведение, дети вместе с родителями переживают судьбу героя, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Процесс чтения можно превратить в игру. Если ребенок умеет читать самостоятельно, то можно читать с ребенком по ролям, ставить на основе прочитанного небольшие театрализованные представления. Устраивать небольшие семейные читальные вечера, где каждый член семьи читает определенное произведение, а потом рассказывает о нем, можно читать по очереди, по отрывку, по страничке.

Поэтому сейчас я предлагаю вам прослушать, а затем проанализировать узбекскую народную сказку  «Упрямые козы».

Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды, они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.
Вдвоем на доске не разойтись. Кому-нибудь надо уступить.
— Эй ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза.
— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.
— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.
Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и…
Трах! Стукнулись лбами, и обе свалились в воду.

Подумайте, и скажите, необходимо ли детям, объяснять какие-то слова? Если да, то когда? До чтения сказки или после?

Какие бы вопросы вы поставили для того что бы анализировать с ребенком сказку.

1. О ком говориться в сказке?
2. Где они встретились?
3. Какою была доска?
4. Расскажите, как вели себя козы на узкой доске.
5. Почему козы свалились в воду?

Вот видите, это вовсе не просто: нужно не только прочитать сказку, но еще и обсудить ее.

Сейчас я хочу представить вашему вниманию два стихотворения Ирины Токмаковой.  Послушайте их внимательно и скажите, есть ли что-то общее в стихах и в чем оно проявляется и если нет, то в чем разница?

1. «В чудной стране»

В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черный язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?

2. «Письмо»

Вы знаете, а сочинить письмо
Не так-то просто.
Я пробовал сегодня.
Написал:
«Дедуля, здравствуй,
Как ты поживаешь?»
И подписал «Алеша».
Придумать больше
Ничего не мог.
А вы писали письма?
Правда трудно?

Эти стихотворения об одном и том же мальчике из сборника Токмаковой «Алеша». В первом случае мальчик еще не вырос, он еще живет в стране фантазий, все вокруг удивляет его, т.е. ребенок живет в стране чудес. А во втором стихотворении мальчик уже подрос. Он повзрослел, фантазировать стало трудно, он живет в реальности, и по этому ему трудно написать письмо дедушке.
Нам кажется, что детская поэзия это развлечение, на самом деле в ней заложен глубокий смысл и очень трудно его почувствовать, осмыслить.

При общении с детьми мы выяснили, что читают им дома в основном сказки. И вот я предлагаю вам небольшую викторину. Сейчас я буду перечислять героев сказки, а вы назовите, пожалуйста, писателя и название сказки.

  1. Три сестры, купец, чудовище, цветок (С.Аксаков «Аленький цветочек»).
  2. Братья, мельница, осел, людоед. (Ш. Перро «Кот в сапогах»)
  3. Грязнуля, крокодил, Тотоша, мочалка (К. Чуковский «Мойдодыр»).
  4. Жаба, эльф, ласточка, крот (Г.Андерсен «Дюймовочка»).
  5. Осколок зеркала, ворон, карета, маленькая разбойница, олень. (Г.Андерсен «Снежная королева»).
  6. Падчерица, фея, карета, бал (Ш. Перро «Золушка»).
  7. Бочка, море, остров, Царевна (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
  8. Солдат, ведьма, дерево, собаки (Г.Андерсен «Огниво»).

Как же нам сделать из ребенка читателя? Как заинтересовать его, влюбить в книгу? Очень многие задаются этим вопросом. Каждый родитель стремиться научить ребенка читать и использует для этого различные методы. Как радуются они когда ребенок уже знает буквы, когда эти буквы ребенок складывает в слоги появляется гордость, а как только из слогов ребенок складывает слова, все, он читает. И на этом этапе родители перестают читать ребенку. На просьбу «Мама, почитай», чаще всего он услышит ответ «ты можешь сам» или начинают изнурительно заставлять читать ребенка каждый день по страничке не спрашивая его интересно ему это или нет, понимает он что прочитал или нет. Перечитывая короткие сказки и рассказы, ребенок осваивает чтение, ему хочется чего-то более интересного, более содержательного, а самостоятельно освоить он этого не может. И в дальнейшем интерес к книге у ребенка падает либо исчезает совсем. Уже в начальной школе более 6% детей не хотят и не любят читать, к 4-у классу их становиться 12%. И с каждым годом этот процент возрастает.

Не отказывайте ребенку почитать, читайте вместе с ним. Читайте по очереди. Возвращайтесь к прочитанному через некоторое время.  Переживайте вместе с ним судьбу героя, поощряйте ребенка своим вниманием. И вы увидите, какое это удовольствие читать книги. Как меняется ваш ребенок.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Библейские сказания. 5-й класс :: Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс :: Внеклассное мероприятие "Своя игра" :: "Архитектура Древнего Рима". 8-й класс :: Открытый урок истории на тему "Социально-экономическое развитие пореформенной России" :: Сдвиг по фазе ( Freak Shift ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные кресла/Детская мебель/Компьютерные кресла / Mealux / Детское компьютерное кресло Mealux ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD