Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста» : Работа с родителями

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков – возникновение трудностей во взаимодействиях с детьми, сложности в отношениях, связанные с непослушанием и негативизмом детей.

Актуальность выбранной темы родительского клуба: нами были приглашены родители, которые по особенностям контакта с детьми могут быть охарактеризованы как “контакт ограничивающие”; им присуща сверхтребовательность, чувство вины. У некоторых из них дети как бы являются “подтверждением их права на существование”. Многие стараются максимально контролировать детей (вплоть до того, что мальчик может звонить маме, когда он зашел в кабинет для занятий, расставшись с мамой на первом этаже минуту назад, для того, чтобы подтвердить, что он дошел до кабинета, или дедушка может переобувать десятилетнюю девочку в раздевалке, и полностью контролировать, правильно ли она поняла домашнее задание, непосредственно переспрашивая всякий раз педагога). Родители сопротивляются проявлениям эмоционального отделения подростка от семьи, таким образом, основные трудности во взаимоотношениях с детьми у них появляются с началом подросткового возраста, когда дети начинают отстаивать свою самостоятельность.

Выбранная форма работы: “Круглый стол с рамкой”.

Обоснование выбора: данная встреча дает возможность родителям получить полезную информацию, осознать собственную родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей. Также у родителей появляется возможность высказаться, возможность по-новому оценить происходящие в детях изменения, изменить свое отношение к ним.

Участники встречи: педагог дополнительного образования, педагог-психолог, родители.

Ход встречи. Необходимо обратить внимание родителей на значимость эмоционально близкого общения с детьми, помочь родителям установить именно такие отношения, а также переориентировать родителей с отвержения изменений в ребенке к принятию этих изменений. В качестве эмоционального разогрева педагог предлагает родителям заполнить следующую таблицу (раздает листки):

Хорошие качества моего ребенка – это... Мне в моем ребенке нравится то, что... Я рад(а), что мой ребенок...
     

Родители начинают заполнять таблицы. Примеры заполнения таблицы:

Хорошие качества моего ребенка – это... Мне в моем ребенке нравится то, что... Я рад(а), что мой ребенок...
  • Отзывчивость;
  • смелость;
  • сын сообразительный;
  • трудолюбие;
  • хотя иногда меня это раздражает, но у моего ребенка высокая активность, что помогает ему в учебе;
  • рисует как настоящая художница;
  • чувство юмора
  • У него отсутствует агрессивность;
  • мой ребенок быстро забывает обиды;
  • помогает мне с младшим братиком;
  • может быть ответственным;
  • иногда его можно не просить, он сам знает, что не следует мне мешать, если я занята.
  • Активный;
  • творческий;
  • любит животных, сама гуляет с собакой;
  • отходчивый;
  • творческий;
  • имеет несколько увлечений, хобби;
  • у меня есть;
  • любознательная;
  • обладает чувством умора;

Далее родителям предлагают поделиться, какие есть трудности в общении с детьми, появились ли какие-либо новые трудности во взаимоотношениях с детьми в последнее время.

Примеры высказывания родителей:

“Саша в последнее время стал огрызаться, утром отказывается завтракать вместе с нами, попросил врезать в дверь своей комнаты замок, просит стучаться! Но мы же все свои, зачем нам стучаться? Повесил на дверь табличку “не входить”. Спорит с отцом по пустякам, стал хуже учиться. Раньше от всегда нас слушался, а в этом году даже отказался ехать с нами на каникулы в Финляндию, остался у бабушки.” Мама мальчика 11 лет.

“Инну перестали волновать домашние проблемы, она задерживается после уроков, а в центре детского творчества после занятий я ее вообще не могу найти! Ходит по этажам, может пойти смотреть концерт без моего ведома, а я сижу и жду ее в раздевалке по часу! Потом она дерзит. Утром ее не добудишься. Мы уже забрали у нее планшет, а компьютер разрешаем использовать только для домашнего задания. Она стала нас обманывать, дедушке сказала: “Отстань!” Ну как можно? Он же ее любит, а она ему такие вещи говорит. Вы же помните, она еще в прошлом году была отличница, сейчас имеет три четверки в четверти, и одна из них по русскому языку! Представляете?” Мама девочки 11 лет.

“Алексей перестал с нами делиться своими переживаниями, стал скрытен. БОльшую часть времени проводит за компьютером, у него там свое общение. На прошлой неделе отец отключил у него в комнате интернет и Ваня стал просто неуправляемым! Он даже кричал на отца, представляете. Ну, отец ему объяснил, кто в доме главный и Ваня попросил прощение. Но я вот не могу понять, это у него подростковый кризис уже начался? Не рановато? А самое главное-он отца случается, а мне такие злые вещи говорит (начинает плакать).” Мама мальчика 11 лет.

Далее психолог сообщает родителям, что все эти трудности приводят к важному последствию, которое отражено в притче, и предлагает ее послушать.

Притча (Авторская разработка педагога-психолога Кузнецовой М.В.)

Человек шел по дороге и увидел маленький росток, который с трудом пробивался сквозь землю. Человек выкопал росток и принес его домой. Он решил вырастить из этого ростка бонсай.

Посадил в красивый горшок и стал за ним ухаживать. Когда росток увеличился до нужного размера, человек стал формировать из него миниатюрное деревце. Каждое утро он подстригал листики и формировал ствол таким образом, чтобы в горшке росло миниатюрное дерево. Человеку очень хотелось иметь у себя дома маленький дуб.

Но с каждым утром он обнаруживал, что росток не хотел расти в заданном векторе: каждое утро листьев становилось все больше и больше, ствол не гнулся причудливым образом по прихоти творца, а рос как ему хотелось.

Человек очень расстраивался и даже злился, он говорит деревцу: “Ну почему ты меня не слушаешься, не хочешь быть маленьким и красивым, расти в уютном горшке?” А росток грустил и продолжал расти. Но теперь он рос под землей. Там, в темноте, его веточки и листики были бледные, почти белые, так как им не хватало солнечного света. Рос он и рос, и вот однажды вырос настолько, что горшок треснул, и растение вывалилось на пол вместе с землей. Человек разозлился и выкинул растение на помойку.

Прошло время, и однажды человек шел мимо той помойки и увидел, что она вся оплетена огромным кустом дикого винограда. Большие толстые стебли прочно обвивали грязные контейнеры, на листьях болтались отбросы.

“Это же мое деревце!” - узнал в диком винограде человек свой бонсай - “какой прочный стебель, какие красивые листья! Как же я раньше не догадался, что это дикий виноград!”

А дикий виноград подумал: “Вон идет мой мучитель! Уж лучше я умру на помойке следующей осенью, и меня выбросят в ящик, чем буду снова сидеть в тесном горшке!”

Человек подошел к дикому винограду и сказал: “Прости, я не знал, как важна для тебя свобода. Если ты позволишь, я выкопаю тебя, и посажу возле красивой беседки, на которую ты сможешь опереться, а я в жаркие дни получу тень от твоих листьев. Я буду за тобой ухаживать и мы каждый вечер будем разговаривать. И я буду тебя слушать.”

A ты будешь любить меня? - спросил дикий виноград.

Я уже люблю тебя. - ответил человек.

И он пересадил дикий виноград, и каждый вечер они встречались возле беседки и говорили, говорили... Дикий виноград, который так и остался диким, был очень благодарен человеку за то, что тот был с ним искренен и принял его изменения...

Далее мы предлагаем родителям поделиться своими мыслями по поводу этого рассказа. Приведем примеры высказываний родителей:

- Мне кажется, что это про то, что если мы будем игнорировать потребности своих детей, то они просто будут “расти в другом направлении”...[отец мальчика 11 лет].

- “Расти в другом направлении... ага, и еще могут наркотиками увлечься..” [мама мальчика 10 лет].

- Я понимаю, что давить на ребенка не стоит, помню, как меня воспитывали, сейчас подумала, что я была как этот бонсай: просто ушла из дома...[мама девочки 9 лет].

- Очень жалко дикий виноград... [мама мальчика 9 лет]

- Ну да, надо было сначала выяснить у ростка, почему он не хочет расти бонсаем. Может, посмотреть, что там у него под землей... [мама мальчика 12 лет]

- Aга, и он бы ответил, да? [включается в спор отец мальчика 11 лет]

- A смотря как спросить, можно же по-разному. Главное же понять, что его что-то тревожит, он же не просто так отказывается расти бонсаем... [продолжает мама мальчика 9 лет]

Завязывается диалог между родителями. Каждый старается привести пример, как ребенок “уходит” от противостояния, как трудно говорить с детьми. Но все понимают, что главным для общения с детьми выступают любовь и признание. Вспоминают свои переживания на этапе взросления. Делятся обидами на собственных родителей.

Родители отметили, что дети и сами понимают, что с ними что-то происходит. Они стараются не расстраивать родителей, но им очень трудно.

Далее мы информируем родителей о том, что если они боятся взросления ребенка, отвергают появление в нем новых качеств, то возможны следующие варианты, которые приведут к потере искренних отношений:

1. Ребенок может проявлять прежнее детское непосредственное поведение, которое постепенно сможет перерасти в инфантильное.

Здесь в беседу включается педагог дополнительного образования и отмечает, что в группе есть девочка 13 лет, которая до сих пор говорит в общении с педагогом с интонацией 4-5-летнего ребенка, употребляет уменьшительно-ласкательные слова, очень хочет быть хорошей, старается всячески угодить педагогу. При этом проявляет активность в общении со сверстниками, когда ей кажется, что педагог не замечает, может нецензурно выражаться и пр. Сразу же в группе родителей отзывается мама этой девочки, которая подтверждает слова педагога и сообщает, что в точности так же она ведет себя дома, и что только сейчас мать задумалась о том, что это не вполне нормально. Остальные родители тоже вспоминают аналогичные примеры. Мама одного мальчика рассказывает, что у нее есть знакомая, у которой сын в 30 лет все еще живет с матерью, и не собирается жениться.

2. Ребенок будет искать косвенные способы проявить самостоятельность, например, использовать ненормативную лексику, рисовать бутылки, сигареты, наркотические вещества. И, как результат всего этого, он будет испытывать чувство одиночества в кругу близких людей.

Педагог дополнительного образования снова берет слово и сообщает родителям о том, что у него есть “целая коллекция” подобных рисунков.

На следующем этапе встречи мы предлагаем родителям поделиться тем, какие чувства и мысли могут сопутствовать детскому одиночеству, а затем подумать о перспективах развития взаимоотношения с ребенком. Родителям предлагается внести это в таблицу.

Приведем примеры высказываний родителей:

Какие чувства и мысли могут сопутствовать детскому одиночеству Перспективы взаимоотношений с ребенком
“...Мне так одиноко, никто не хочет узнать, что меня беспокоит, я чувствую себя отвергнутым.” Позволить ребенку поделиться своими чувствами, мыслями.
“Я не знаю, что думают обо мне родители, может, они меня не любят больше...” Делиться с ребенком своими тревогами, рассказывать о своих переживаниях, делиться своим опытом взросления.
“...Они всегда мне врут, говорят одно, а делают другое...” Стараться говорить ребенку правду, не скрывать свои истинные чувства.
“Никто не интересуется тем, чем я занимаюсь. Не спрашивают меня о том, как прошел мой день.” Побуждать ребенка рассказывать об интересующих его вещах.
“Они всегда знают, как правильно. Всегда читают мне нотации...” Сократить до минимума число поучений.
“Они не хотят видеть во мне взрослого человека” Позволить ребенку взрослеть, быть самим собой.
“Мне никогда не дают право высказать свое мнение. Меня никто не слушает” Дать ребенку право рассказать, как он видит ситуацию, выслушать его, постараться увидеть ситуацию глазами ребенка, попробовать показать ребенку ситуацию глазами родителя.

Самоанализ встречи

Родители отметили, что многие вещи, которые были озвучены на встрече, очень просты и понятны, но почему-то не приходили им ранее в голову. У тех родителей, которые уже отчаялись найти общий язык с ребенком “открылось второе дыхание”, им стали понятны очевидные моменты, касающиеся взросления детей. Мало кто из родителей знал об особенностях протекания детских возрастных кризисов.

Некоторым родителям было тяжело признать, что они повторяют в общении с детьми ошибки своих родителей.

Другие родители согласились с тем, что оказывают давление на своих детей, чрезмерно их контролируют.

Также родителям тяжело было осознать, что они неискренни со своими детьми, прибегают к манипуляции в общении с детьми.

Одна мама сказала так: “... теперь я вижу, что дочь-это мое зеркало. Как я могу просить ее быть со мной искренней, если я сама все время увиливаю...”

В настоящее время с детьми в основном занимаются бабушки и дедушки. Родители стараются работать, зарабатывать средства на жизнь, очень много времени проводят в дороге (в пробках), а также за компьютером. В погоне за материальными благами они теряют контакт со своими детьми.

Одна девочка жаловалась, что у нее есть все, у нее есть “море кукол”, и мама всегда ей покупает новых кукол по любому требованию, но любимых кукол нет, и она вообще не помнит, сколько у нее всего игрушек (“половина комнаты, а может и даже уже целая комната”). Мама ее работает практически круглосуточно на телевидении, с девочкой занимается няня. Когда мама пришла ко мне “поговорить о дочери”, то спрашивала о ней так, словно вообще не знает этого человека, всему удивлялась. Все чаще и чаще ко мне приходят именно бабушки и дедушки, которые сидят с внуками. Наблюдается т.н. “смещение семейных ролей”, когда бабушки и дедушки заменяют родителей, а собственные родители становятся “как братьями и сестрами”.

Напоследок хотим показать сказку, которую сочинил мальчик 11 лет на занятии по сказкотерапевтическим технологиям:

“Жук”

28-го февраля я проснулся и ощутил себя очень странно.

Я подошел к зеркалу и увидел вместо себя огромного жука-пожарника.

Я стал жуком. Ничего не поделаешь.

Хотелось есть, но я не знал, чем питаются жуки. Тогда я пошел на кухню варить себе пельмени и съел целую тарелку.

В это время в кухню вошла моя мама и не очень удивилась, увидев перед собой жука-пожарника.

Мама была очень занята, она читала что-то в планшете, поэтому она не заметила, что я превратился в жука.

Только спросила: “ты что-нибудь ел?”

Я ответил, что ел пельмешки. Она сказала: “хорошо”, взяла чашку с чаем и пошла в свою комнату.

Потом на кухню вышел папа, он о чем-то говорил по телефону, он тоже не заметил, что я стал жуком, только положил на стол мои карманные деньги.

Мне стало грустно. Почему они не обращают внимания на то, что я теперь жук?

Я оделся и пошел в школу. Там все дети превратились в жуков.

Мы бегали по коридорам, пугая учителей. Все говорили, что родители отнеслись нормально к тому, что у них теперь не дети, а жуки.

А я подумал: интересно, они когда-нибудь заметят, что я изменился?

Вечером мама и папа пришли с работы домой. Мама стала белкой, а папа большой пандой.

И тогда я еще раз подумал и решил: “раз я стал жуком, то пусть мама и папа будут тоже кем захотят”.

И заснул.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" :: Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину. 8-й класс :: Роль художественной детали в раскрытии образа Собакевича (урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") :: Урок внеклассного чтения по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна" :: "А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование :: Ой, мамочки ( Telle mère, telle fille ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Advesta / Стол компьютерный Pilot ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD