Методические рекомендации для заботливых родителей «Подбор игрушек для детей с тяжелыми нарушениями зрения» : Работа с родителями

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребёнка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребёнка, особенного слепого, особое место занимают игрушки.

В отношении незрячих детей игрушки выполняют не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действий с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приёмов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока ещё не могут получить из своей жизненной практики.

Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Это объясняется тем, что слепой ребёнок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию. И, как правило дети отказываются играть с ними. Напротив, мягкие тёплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребёнка необходимо знакомить с различными материалами и свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: дерева, пластмассы, резины, ткани, меха и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги, они очень непрочны. Слепой ребёнок, обследуя игрушку и действуя с нею, сжимает её пальцами, с большим усилием нажимает на неё, мнёт игрушку в руках, стучит ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издаёт. Поэтому к прочности игрушек должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется её форма. Это значительно затрудняет создание у ребёнка привольного образа игрушки.

Игрушки должны отвечать определённым гигиеническим требованиям: легко мыться, краска покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размер. Мелкие игрушки нужны для всех слепых детей. Но такие игрушки должны быть не менее 9 сантиметров. Однако в зависимости от возраста ребёнка и уровня его психического развития они выполняют разные функции.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

Особые требования предъявляются к художественно – образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом не соответствует по своему художественно – образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать. При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения её функции: матрёшки можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей раннего возраста неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых в то же время были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображённого в игрушке предмета.

В воспитании слепого ребёнка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затрудняет формирование у ребёнка образа, не вызывает желания играть с ней.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять не больше чем из трёх колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы.

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнётся при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка “теплее”, приятнее для осязания.

Развитию пальцев рук малышей с глубокими нарушениями зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на которой навинчиваются различные по форме и цвету элементы.

В отличие от пирамидки, матрёшки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности.

Формированию умения слепого ребёнка ориентироваться в ближайшем пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры со строительными материалами у детей формируются пространственные умения и навыки.

Развитию движений слепого ребёнка и формированию у него приёмов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров. Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большой упругостью и, что очень важно, отскакивая от твёрдой поверхности, издаёт приятный звук – “звенит”.

Для развития ориентировки детей в большом пространстве также могут служить игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колёсиках. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой дорожки, свободной от посторонних предметов.

Малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками. Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. В то же время ребёнку можно предложить волчок, клюющего цыплёнка и другие игрушки – забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием. Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребёнком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребёнку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать её неподвижной, иначе она может напугать ребёнка.

В жизни слепого ребёнка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно происходить с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, свистулька, металлофон и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребёнка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Слепых детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см.). Кукла должна быть упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребёнка правильного представления об игрушке в целом.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели чёткую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застёжка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Малышам с глубокими нарушениями зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания.

Взрослому не следует заниматься с ребёнком всё время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого можно положить рядом с ним ещё одну - две игрушки, время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

Общие требования к организации игры:

  • игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;
  • при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик,
  • погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и др.);
  • для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и
  • красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;
  • если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее
  • волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;
  • заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки,
  • установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;
  • ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать
  • нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);
  • необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки
  • при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.

Приложение. Памятка “Развивающие игры для слепых детей”.

Используемая литература.

  1. Л. И. Солнцева, В. З. Денискина “Психология воспитания детей с нарушением зрения”, 2004 г.
  2. И. Ю. Кулагина “Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет”, 1996 г.
  3. Л. Б. Самбикин “Игры для слепых детей”, 1961 г.
  4. Л. М Егормина, Л. В. Рудакова, В. Е. Боброва, М. А. Денисова, Р. Н. Печёнкина
  5. “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида”, 1997 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.yabooza.ru/flow/igry-na-razvitie/post/raznovidnosti-igr-dlja-slepyh-detej-51/
Читать еще:


Новые материалы:

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты" :: Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»" :: Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен :: Интегрированное занятие в старшей группе по математике и по обучению грамоте "Лесная школа" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list5.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Конспект комплексного логопедического занятия (подготовительная группа для детей с ФФН) по теме: "Дифференциация Р – Л" :: Человек-паук: Возвращение домой ( Spider-Man: Homecoming ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул H-791 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Прошел год после родов как убрать живот

Как быстро убрать живот после родов? После рождения ребенка женщины часто начинают волноваться по поводу своей фигуры. Основной проблемой является обвисший живот...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как не накачать квадрицепсы девушкам

Блог BodyLab о спорте и правильном питании Очень часто девушки боятся делать упражнения на квадрицепс (передняя сторона бедра), опасаясь, что он вырастет...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD