Взаимодействие педагога и родителей в процессе обучения учащихся немецкому языку : Работа с родителями

Взаимодействие педагога и родителей в процессе обучения учащихся немецкому языку : Работа с родителями

Методологическую основу Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования составляет системно-деятельностный подход, одним из положений которого является “признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся” [1, с.3].

Под взаимодействием правомерно понимать не только сотрудничество учащихся друг с другом и учителем, но и включение в данный процесс родителей как активных субъектов образовательного пространства общеобразовательного учреждения. Взаимодействие учителя любой учебной дисциплины с семьями обучающихся является требованием времени, поскольку только объединение усилий учащихся, родителей и учителя способствует достижению обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Современное языковое образование также ориентируется на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, на формирование у школьника внутренней мотивации и стимула при изучении иностранного языка в целом, и немецкого в частности.

Поэтому в рамках данной статьи актуально рассмотрение эффективных форм взаимодействия учителя немецкого языка с родителями, поскольку немецкий язык как учебная дисциплина вытесняется в настоящее время из учебных планов общеобразовательных учреждений. К таким формам взаимодействия относятся:

  1. Выступления на родительских собраниях с агитацией в пользу изучения немецкого как основного иностранного языка.
  2. Выступления на родительских собраниях с советами и рекомендациями о том, как надо изучать немецкий язык, с анализом анкетирования учащихся, с их успехами или проблемами в изучении немецкого языка.
  3. Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
  4. Совместное изучение немецкого языка учащихся с родителями.
  5. Открытые уроки немецкого языка с приглашением родителей в рамках декады иностранных языков.
  6. Приглашение родителей на концерты “Конкурс чтецов”, “Фестиваль песен на иностранных языках”, “Лингвистические звездочки” в гимназии.
  7. Приглашение родителей в качестве участников на мероприятия по немецкому языку в дни декады иностранных языков.
  8. Помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий на иностранных языках.
  9. Помощь родителей в подготовке к конкурсам, театрализованным представлениям, кукольным спектаклям на иностранных языках.
  10. Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся с родителями в области лингвострановедения, лингвистики.

Остановимся подробнее на каждой из названных форм взаимодействия учителя немецкого языка с родителями.

В лингвистической гимназии города Кирова на углубленном уровне изучаются английский и немецкий языки. Если проблем с набором в английские группы не существует, так как английский язык является популярным и востребованным иностранным языком на государственном уровне, то набрать группы для изучения немецкого языка в качестве основного иностранного языка достаточно проблематично. Поэтому учителю немецкого языка необходимо выступать на родительских собраниях будущих первоклассников с агитацией в пользу немецкого языка, а также презентовать опыт своей педагогической деятельности, демонстрируя родителям высокий уровень своего профессионализма.

Необходимо отметить, что учащиеся лингвистической гимназии, выбравшие немецкий язык в качестве первого иностранного языка, получают возможность изучения английского языка как второго иностранного языка с третьего класса в рамках внеурочной деятельности.

Поэтому, многие родители, осознавая значимость немецкого языка и условия его изучения в гимназии, а также учитывая успешный педагогический опыт учителя немецкого языка, делают выбор в пользу немецкого языка как основного иностранного языка.

Так родители учащихся 2-х-5-х классов, изучающих немецкий язык, принявшие участие в анкетировании “10 причин изучать немецкий язык” (всего 24 человека), были единодушны во мнении (100%), что владея немецким языком, можно пользоваться информацией на немецкоязычных web-сайтах, ускорить свой профессиональный и карьерный рост в фирмах, которые работают на территории Российской Федерации, расширить круг деловых контактов, путешествовать по странам Европы, не опасаясь языкового барьера, участвовать в программах школьных и студенческих обменов. 85% родителей считают, что изучая немецкий язык, каждый получает доступ к литературе и культуре немецкоязычных стран, приобщаясь к поликультурному сообществу.

Выступления на родительских собраниях учителя немецкого языка являются регулярными, т.е. два раза в год. На собраниях учитель дает рекомендации, как надо изучать немецкий язык, чтобы добиться положительных результатов, проводит анализ анкетирования учащихся, которые сами оценивают свои достижения или указывают на проблемы в процессе изучения немецкого языка, презентует портфолио учащихся по немецкому языку “Я - творческая личность”.

Родители также могут приглашаться учителем на индивидуальные консультации, если возникает необходимость в решении проблем учащихся в процессе обучения немецкому языку.

На этапе начального общего образования родители стараются помочь своим детям в подготовке домашних заданий по всем учебным дисциплинам, в том числе и по немецкому языку, не смотря на то, что многие родители в школе изучали английский язык. Так все родители из группы 2 класса (11 человек) контролируют выполнение домашнего задания и помогают ребятам в подготовке словарных диктантов, в выполнении творческих заданий. Многие родители начали изучать немецкий язык вместе с детьми. В данном случае учащиеся сами выступают в роли учителя: задают вопросы, проговаривают вместе с родителями новые слова и выражения, которые они выучили на уроке, читают диалоги по ролям. Родители используют Интернет- сайты, где можно изучать немецкий язык в режиме on-line, играют вместе с детьми в компьютерные игры на немецком языке, смотрят немецкоязычные мультфильмы, слушают детские песни.

В рамках декады иностранных языков, Дня открытых дверей в гимназии родители приглашаются на открытые уроки немецкого языка, где знакомятся с методической системой учителя, образовательными технологиями, которые используются педагогом для достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по данной учебной дисциплине.

Родители детей, изучающих немецкий язык, оказывают посильную помощь учителю в проведении нетрадиционных уроков, таких как, “Рождество в Германии”, “Немецкая и русская Пасха”, проводя конкурсы и угощая детей печеньем с марципаном, пасхальными куличами и яйцами.

Родители вовлекаются во внеурочную деятельность по немецкому языку, становясь не только зрителями, но и активными участниками. Так в рамках Всероссийского марафона “Немецкий легко и весело”, родители наряду со своими детьми-учащимися 2в класса участвовали в веселых конкурсах на немецком языке “Изобрази жестами и мимикой слово немецкого происхождения в русском языке”, “Собери картинку и расскажи о том, что на ней изображено”, “Ответь на вопросы викторины по сказкам братьев Гримм”, “Составь словечко”.

Вместе со своими детьми родители изготавливают костюмы к конкурсам инсценированной песни, к театрализованным постановкам и кукольным спектаклям на немецком языке.

Родители выступают в роли исследователей, занимаясь вместе со своими детьми – учащимися 2-4-х классов проектно-исследовательской деятельностью в рамках гимназического научного общества учащихся “Грани познания”. Работы учащихся “Роль животных в Великой Отечественной войне”, “Популярные клички немецких домашних животных” были по достоинству оценены на I областном дистанционном конкурсе проектно-исследовательских работ “Увлекательная лингвистика” Вятского государственного гуманитарного университета в номинации “Юниор”.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы в рамках иноязычного образования способствует созданию в семье благоприятного психологического климата, заинтересованности и ответственности родителей за процесс обучения, воспитания и развития учащихся в целом, активизирует процесс продуктивного сотрудничества учителя немецкого языка и родителей, позволяет добиваться позитивных результатов в саморазвитии, самовоспитании и самообучении личности каждого обучающегося в частности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Читать еще:


Новые материалы:

Тригонометрические уравнения второго порядка :: Повышение вычислительной культуры учащихся :: Формирование умений самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики :: Посвящение в юные математики :: Формирование творческих способностей в профессиональной деятельности при организации самостоятельной работы студентов :: Голос монстра ( A Monster Calls ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Мебель/Кухня и Столовая/Обеденные группы / Кубика / Набор обеденный Моринго ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD