Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?" : Работа с родителями

Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?" : Работа с родителями

Цель: разъяснить родителям будущих первоклассников необходимость и важность своевременного определения уровня готовности детей к школьному обучению

Задачи:

  1. Ознакомить родителей будущих первоклассников со структурой психолого- педагогической готовности к школьному обучению
  2. Провести анкетирование родителей с целью оценки особенностей поведения детей

План-конспект собрания

Уважаемые родители, в сентябре вы планируете привести ваших детей в первый класс школы, что предполагает переход вашего ребёнка к учению как систематической, целенаправленной деятельности. Почему именно в 6-7 лет начинается школьное обучение?

К 6-7 годам отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют. Совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

В этом возрасте происходя также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие физическую выносливость ребёнка. Всё это создаёт благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Сегодня нам предстоит обсудить и оценить уровень готовности ваших детей к школьному обучению.

Проблема определения уровня готовности ребёнка к началу школьного обучения связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения.

Перечислим основные критерии готовности к школьному обучению, которые предлагают психологи:

1. Наличие у ребёнка такого новообразования как “внутренняя позиция школьника”, представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне

2. Умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнить инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

3. “Школьная зрелость” - соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.

У детей, неготовых к систематического обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения состояния здоровья.

Психологи в структуре школьной готовности выделяют три аспекта: физиологический, личностный и психологический.

Физиологическая готовность

Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе и определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья.

Оценку физической готовности детей к школьному обучению проводят медики по определённым критериям. Как правило, часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей могут столкнуться с серьёзными трудностями в период начала школьного обучения: испытывать чрезмерное нервно- психическое напряжение, что приводит к невротизации, психосоматическим заболеваниям.

Особого внимания заслуживают дети, которые имеют различные неврологические симптомы. Наиболее распространёнными являются синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В случае наличия данного диагноза у ребёнка рекомендуется согласовать со специалистами (неврологом и психологом) сроки начала систематического школьного обучения.

Раннее обучение в школе и повышенные школьные нагрузки также противопоказаны детям, страдающим различными хроническими заболеваниями и имеющим выраженные отклонения здоровья.

Оценивая уровень физиологической готовности будущего ученика, важно обращать внимание на наличие следующих факторов в истории развития ребёнка: наличие хронических заболеваний, частота заболеваний, и подверженность ребёнка сезонным инфекциям; неблагополучное течение беременности и родов у мамы.

При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребёнка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

Если же состояние здоровья и физические возможности ребёнка не учитываются, то это может не только привести к осложнениям периода школьной адаптации, но и нанести серьёзный вред состоянию ребёнка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и школе.

Таким образом, при оценке физиологической готовности к школе, важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребёнка. В случае, если прогноз неблагополучен, рекомендуется начать обучение как можно позже и выбрать программу обучения, которая соответствует возможностям самого ребёнка и не потребует от его организма чрезмерных энергетических затрат.

Социальная готовность к школьному обучению

Социальная готовностьэто готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.

Рассмотрим механизмы формирования социальной готовности через призму кризиса семи лет. Кризис сопровождается резкими, фундаментальными изменениями психики ребёнка, а развитие в этот период носит бурный, стремительный характер. В кризисный период ребёнок становится “относительно трудновоспитуемым” по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Трудновоспитуемость проявляется преимущественно в общении с близкими взрослыми. Она заключается в игнорировании привычных требований и правил.

Принято выделять семь симптомов кризиса.

Негативизм- нежелание что-то делать только потому, что это предложил взрослый независимо от содержания требования.

Упрямство – ребёнок настаивает на чём - либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении.

Строптивость – направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством на всё, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие – стремление ребёнка к самостоятельности, желание всё делать самому.

Эти основные симптомы кризиса имеют одну и ту же основу – потребность ребёнка в социальном признании, стремление к самостоятельности.

Выделяют ещё три дополнительных симптома кризиса.

Протест бунт – постоянно происходят ссоры с родителями по любому поводу; впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок с удовольствием произносит “плохие” слова, несмотря на запрет взрослых) и по отношению к вещам (рвёт книжки, ломает игрушки).

Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими. Подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.

Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребёнка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление к новой социально значимой деятельности.

Негативное поведение детей в критические периоды говорит об их потребности в признании взрослыми тех изменений, которые произошли в развитии ребёнка. Появляется стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнят новую, важную, не только для него самого, но и для других людей деятельность. Кризисы развития наиболее ярко проявляются в семье.

Симптомы кризиса говорят и об изменениях в самосознании ребёнка, о его стремлении к новым социальным ролям.

Самосознание – это система представлений, образов и оценок человека, относящихся к самому себе.

В самосознании выделяют две составляющие:

- содержательную (кто я?). Ребёнок готов рассказать о том, как его зовут. Сколько ему лет, как зовут его родителей, где он живёт.

- оценочную (какой я?). Большинство детей 6- 7 лет характеризуются завышенной самооценкой и могут аргументировать свой выбор.

Таким образом, уровень социальной зрелости характеризует готовность ребёнка к принятию новой социальной ситуации развития и к личностным самооизменениям.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе- это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности. Психологическая готовность есть ничто иное, как готовность к учебной деятельности (к учению), которая является ведущей в данный возрастной период и приходит на смену игровой деятельности.

По мнению психологов, деятельность ребёнка принимает форму ученой деятельности тогда, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

Учебная деятельность в упрощённом виде содержит в своей структуре такие компоненты, как мотив, цель и необходимые для достижения цели действия. Структура психологической готовности к учению должна соответствовать структуре учебной деятельности. У ребёнка должно быть желание (мотив), он должен осознавать, для чего ему это необходимо (цель), и он должен иметь навыки, достаточные для овладения учебной деятельностью.

Перечислим качества, которые имеют наибольшее значение для успешного начала обучения: мотивы учения, зрительный анализ, принятие учебной задачи, умение контролировать сои действия, речевые навыки, математические представления, графические навыки, вербальная механическая память, чувствительность к помощи взрослого.

На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда первоклассник очень хотел пойти в школу, с нетерпением ждал начала учебного года, но с началом самого процесса учения вдруг желание пропадает. В этом случае мы сталкиваемся с тем, что при наличии мотивов учения и при наличии принятия учебной задачи- “Я иду в школу, чтобы учиться” отсутствует прямая связь между этими компонентами структуры. То есть ребёнок мотивирован пойти в школу, но не мотивирован на учение, он не получил ответ на вопрос, чем для него лично, а не для родителей или учителя может быть привлекателен учебный процесс.

То есть психологическая подготовка к школьному обучению предполагает, что ребёнок не только хочет идти в школу, но и понимает, что означает учиться; имеет представления о том, как это делать, и обладает достаточным уровнем развития познавательных процессов; может управлять своим поведением и контролировать его.

Другая ситуация -ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться. Практика показывает, что чаще всего это бывает в трёх случаях.

Во-первых, когда ребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности. И у него сформировалась своеобразна установка на “отказ от усилия”.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома сформирован страх перед школой (“Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!”).

И наконец, в-третьих, у тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Анкетирование родителей

Для оценки особенности поведения вашего ребёнка за последние полгода-год предлагаем вам заполнить следующую анкету, ответив на вопросы и оценив результат в баллах.

Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0 баллов.

Анкета для родителей

Оценка особенностей поведения ребёнка 6-7 –летнего возраста

1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается “переговорить взрослого”.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6. Предпочитает общение с более старшими ребятами и взрослыми играм с малышами.

7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов

  • 20-11 баллов – трудности в воспитании вашего ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо перестроить своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.
  • 10-6 баллов –негативные реакции вашего ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.
  • 5-0 баллов – для этого возраста ваш ребёнок слишком спокоен, нужно приглядеться к нему повнимательнее, может быть, он отстаёт от сверстников в своём развитии.

Рекомендации родителям

- При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребёнка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

- При наличии признаков кризиса необходимо перестроить своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.

- Приучать ребёнка ограничивать свои желания и преодолевать трудности

- Не провоцировать у ребёнка страха перед школой и не рисовать школьную жизнь в радужных тонах

Литература:

1. Г.А. Стюхина, Психологические особенности и механизмы развития ребёнка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

2. Рабочая книга школьного психолога под редакцией И.В. Дубровиной, М., “Просвещение”, 1991.

Читать еще:


Новые материалы:

Мультимедийная презентация на уроках истории :: Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе" :: КВН "Древняя Греция" в 5-м классе :: Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса) :: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на тему: "Строение растений" :: Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016 :: Мебель/Мебель для детской/Детские кровати и диваны/Колыбели / M-Style / Кровать детская Sleep up white with pink textile ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD