Фотоэффект. Фотоны и их характеристики : Физика

Учебник: Физика – 11 класс/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М. : Мнемозина, 2010

Вид урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Образовательная:
    • получить студентов, знающих о том, что фотоэффект – это физическое явление вырывания электронов из вещества под действием света (излучений); 
    • виды фотоэффекта: внешний и внутренний; фотоны – частицы света;
    • скорость фотона в вакууме – 300000 км/с; фотоны – нейтральные частицы, фотоны в покое не существует.
  • Развивающая: получить студентов, умеющих распознавать  фотоэффект.
  • Воспитательная:
    • получить студентов, убежденных в том, что научные знания о фотоэффекте, видах фотоэффекта  позволяют ориентироваться в окружающем мире и создавать определенные конкретные ситуации.
  • Дидактическая: формирование общих компетенций на уроках физики:
    • обучение студентов формулированию целей своей деятельности;
    • обучение студентов планированию своих действий по достижению поставленной цели.

Средства обучения: карточки – ситуации по теме «Фотоэффект»,  учебная карта для организации исполнительного этапа деятельности «Распознавание фотоэффекта», дидактические материалы  для показа образца деятельности.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

Примечание

1. Организацио-нный Запись в журнале, проверка посещаемости Готовятся к уроку, открывают учебники и тетради, записывают дату урока в тетрадях 1 мин.  
2. Мотивация к обучению 1. Назовите физическое явление, которое мы с вами изучаем.
2. Какие знания об этом явлении мы получили?
3. Перечислите названия частицы света.
5. Назовите скорость, с которой  фотон движется  в вакууме.
4. Зачем нам нужны эти знания?

Молодцы!

У 1. Фотоэффект.
У 2. Фотоэффект – это физическое явление вырывания электронов из вещества под действием света (излучений).
У 3. Фотоны  или  кванты.
У.4  300000 км/с
У 5. Знания нужны для понимания автоматизации производства.
У 6. Чтобы правильно устанавливать датчики движения или автоматические счетчики деталей.
У 7. Для общего развития!
5 мин.  
3. Введение нового материала 1. Сегодня я расскажу вам  о видах фотоэффекта (внешний; внутренний).
2. Внешний фотоэффект – это фотоэффект, при котором электроны под действием света покидают поверхность вещества (Вакуумный фотоэлемент)
3. Внутренний фотоэффект – это фотоэффект, при котором оторванные от своих атомов или молекул электроны остаются внутри освещаемого вещества в качестве свободных частиц.
4. Демонстрация опыта: гальванометр, солнечная батарея, источник света.
1.Внимательно слушают рассказ преподавателя.
2. Записывают в тетради краткий конспект (ЛОС – логически-опорная схема).
6 мин.  
4. Организация многократного  выполнения студентами деятельности (тренировка распознавания фотоэффекта) Задание: распознать ситуации фотоэффекта.
1.Уточнить цель деятельности:
а) выделить в формулировке цели конечный продукт;
б) выделить термин, которым описываются свойства конечного продукта;
в) определить этот термин;
г) сформулировать уточнённую цель, заменив в формулировке задания термин его определением.

2. Составить систему действий по достижению уточнённой цели:
а) выделить признаки понятия;
б) установить вид связи между признаками (конъюнктивная или дизъюнктивная);
в) установить, обладает ли этими признаками заданная конкретная ситуация;
г) сформулировать вывод.

У.1. а) Ситуация.
У 2. б) Фотоэффект.
У 3. в) Фотоэффект – это физическое явление вырывания электронов из вещества под действием света.
У 4. г) Распознать ситуации, в которых происходит вырывания электронов из вещества под действием света.

а)
У 5. Появляется ток.
У 6. Не всегда появляется ток.
У 7. Должен присутствовать источник света и вещество.
У 8. Тело может зарядиться.
У 9. Тело может потерять электрический заряд.
б) связь между признаками – дизъюнктивная.
в) установить
указан ли в ситуации источник света (излучения), вещество;
возник ли электрический ток (автоматическое включение прибора)
г)
• Если ситуация обладает этими признаками, говорю: «Да, есть фотоэффект».
• Если ситуация не обладает этими признаками – говорю: «Нет».
• Если не ясно, то говорю:
«Не могу дать
определённый ответ».

50 мин. 1. Упр. 24 стр.171
в том, случае, если остается свободное время.

2. Агеев М.
«Рентгеновские лучи»

3. Соловов А. «УФ»
4. Лабин С. «ИК»
5. Горельников Н. «Спектральный анализ»
6. Еремеев В. «Спектральные аппараты»
7. Носов А. «Спектральные аппараты»

5. Контрольный этап 1. Раздать карточки с ситуациями.
2. Дать задание студентам распознать ситуации фотоэффекта, используя разработанное планирование  по распознаванию ситуаций фотоэффекта.
3. На доске  прикрепить лист с ответом с помощью магнита.
4. Переведите  ситуацию на физический язык.
5. Критерии оценки:
«5» – 7 ситуаций
«4» – 5 или 6 ситуаций
«3» – 3 – 4 ситуации
«2» – 1 – 2 ситуации
«1» – 0 ситуаций, не приступал к выполнению задания
1. Ответы оформляют на листочках под копировку: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12.
(Способ  описания – текст, схема, рисунок)

2. Верхний лист сдают преподавателю, а нижний сверяют с ответами на доске и вкладывают в рабочую тетрадь.

15 мин.
6. Рефлексия 1. Понравился ли вам  урок?
2. Какие этапы урока вызвали затруднения?
3. Назовите положительные и отрицательные стороны  нашего  урока.
У. 1 Сами себя наполнили знаниями.
У. 2 Сильно устаешь.
У. 3 Оказалось распознать фотоэффект просто, когда разберешься сам.
У. 4  Просто не привычно.
У. 5 Тяжело в понимании, надо больше работать с целью и планированием.
2 мин.  
7. Домашнее задание § 55 повторить;
§ 58 читать
Записывают домашнее задание в тетрадях 1 мин.  

 

Мои действия по достижению цели

Результат выполнения действия

1.Уточнить цель деятельности:

а) выделить в формулировке цели конечный продукт;
б) выделить термин, которым описываются свойства конечного продукта;
в) определить этот термин;
г) сформулировать уточнённую цель, заменив в формулировке задания термин его определением

 
2. Составить систему действий по достижению уточнённой цели:

а) выделить признаки понятия;
б) установить вид связи между признаками (конъюнктивная или дизъюнктивная);
в) установить, обладает ли этими признаками заданная конкретная ситуация;
г) сформулировать вывод.

 

Задание: Распознать ситуации фотоэффекта

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка по теме «Mass Media and Me». 11-й класс :: "Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения" :: Литературный вечер "Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова. Любовь в жизни поэта. Любовная лирика" :: Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина :: Программа спецкурса по литературе в 11-м классе "Малые прозаические жанры XX века. Рассказ" :: Уедем к чёртовой бабушке ( Andiamo a quel paese ), 2014 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Игровые кресла / Tetchair / Кресло компьютерное Driver ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD