ИКТ-технологии на уроках физики. Тема: «Звук. Источники звука» : Физика

Цель работы: создать условия учащимся для эффективного использования новых информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  • Развитие интеллектуального уровня учащихся;
  • Повысить интерес к предмету и развитие творческих способностей учащихся;
  • Подготовить учащихся информационного общества;

Актуальность данной технологии:

Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Методы достижения:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Проблемное изложение;
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский;
  • Групповые и индивидуальные методы.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика;
  • Занятия становятся более наглядными и нтересными;
  • Рационально организуется учебная деятельность;
  • Повышение качества обучения;

Все это дает положительные результаты:

Создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности. Растет интерес учеников к предмету и уровень качества знаний. Повторения домашнего материала (опрос по слайдам-вопросам, тесты, кроссворды, ребусы и т.д.)

Информационные технологии используются мною на всех этапах урока:

Для организации повторения домашнего материала (опрос по слайдам-вопросам, тесты, кроссворды, ребусы,демо-версии,зачеты и т.д);

Для объяснения нового материала (электронный учебник, демонстрация опыта L-микро, видеофрагменты, выход на Интернет, презентация и т.д.);

Для закрепления материала (презентация, тест, решение задач проверкой и т.д).

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы –тренажеры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий и т.д.

Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а так же дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.

Современный учитель - это профессионал, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но и при этом навсегда оставаться и учеником. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами, учиться готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться...

Рассмотрим возможность применения ИКТ на разных этапах урока физики.

Цели урока:

Образовательные:

  • ввести понятие источника звука;показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями;

Развивающие:

  • обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применении знаний в различных ситуациях расширить кругозор знаний учащихся по теме: “Звуковые колебания”

Воспитательные:

  • обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
  • Оборудование демонстрационное: различные музыкальные инструменты, камертон, колокол вакуум- насоса, насос Комовского, молоточек камертона, электрический звонок.

Демонтсрации:

1) возникновение звуковых волн с помощью музыкальных инструментов;

2) опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки;

3) опыт с насосом Комовского и электрическим звонком.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок начинается с прослушиванием музыки.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на этом уроке. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем и получим удовольствие от общения друг с другом.

Слайд№ 1.

Физика! Какая емкость слова!
Физика- для нас не просто звук!
Физика - опора и основа
Всех без исключения наук!

2. Повторение опорных знаний.

Ребята, вы обратили внимание, что наш урок начался со звуков музыки? Вы ,наверно догадались о чем пойдет речь сегодня..

Чтобы узнать тему нашего урока, решим кроссворд.(приложение 1)

Ребята, перед вами кроссворд, разгадав который вы узнаете ключевое слово урока.

1-й фрагмент: назовите физическое явление- резкое увеличение амплитуды вынужденных колебаний

2-й фрагмент: назовите физический процесс- возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.

3-й фрагмент: назовите физическую величину- наибольшее отклонение колеблющиеся тела от положения равновесия .

4-й фрагмент: назовите физический прибор- твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.

Оратите внимание на выделенное слово(Рисунок 1-слайд 2). Это слово “ЗВУК”, оно является ключевым словом урока. Наш урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока. Тема нашего урока “ Источники звука. Звуковые колебания”. На уроке вы узнаете, что является источником звука, что такое звуковые колебания их возникновение и некоторые практические применения в вашей жизни.

Эпиграф  урока, слайд 3

“Я буду умным,
Я буду знающим,
Я буду стараться...
И все получится!”

3. Объяснение нового материала.

А, теперь ребята приведите примеры тел , которые издают звуки.

(Учащиеся приводят примеры)

Учитель обобщает ответы учащихся: Человек живет в мире звуков. Звук - это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы лай собак и т.д.. Издают звуки работающие машины, движущийся транспорт, электрический звонок и т.д.

Тела, которые издают звуки называют источниками звука.

Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называются акустикой.

Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Сегодня мы узнаем о них.

Учитель: чтобы решить эту проблему рассмотрим пример - Веселые смайлики с музыкальной заставкой.(рисунок 2-слайд 4)

Выясним причину возникновения звука в музыкальных инструментах (Видеоматериал “Игра на гитаре”-скачать из Интернета).

Что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: Струны гитары колеблются.

Вывод: Значит, колеблющееся тело издает звук.

Учитель: Но как звук доходит до нас? Я хочу услышать ваше мнение. (Ответы учеников.) Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо источник звука, причем звук распространяется в виде волн. Мы выяснили ,что колеблющиеся тело издает звук, а что является проводником звука?, что принимает звук.

Источник звука - колеблющиеся тело, проводник- воздух, приемник- ухо (рисунок 3 )

А теперь познакомимся историей изучением звуковых явлений. (Сообщение учащихся-слайд 5)

История изучения звуков. Звуки начали изучать еще в далекой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в 6 веке до нашей эры. Пифагор установил ,что связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В 4 в. До н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяются звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука о препятствий. В 15 веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.

Следующий этап урока –решение проблемных вопросов.

Проблема 1. Всегда ли звук создается колеблющимся телом -Слайд 6

А теперь проведем опыт по следующей схеме:

1. Сформулировать цель;

2. Выдвинуть гипотезу;

3. Составить план проведения эксперимента;

4. Подобрать необходимое оборудование;

5. Провести эксперимент;

6. Проанализировать результаты;

7. Сделать выводы.

Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.

Гипотеза:звук порождается любым колеблющимся телом.

Прибор, который вы видите перед собой, называется камертоном. (рисунок 4-слайд 7)

Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебаний камертона не заметно. Чтобы убедиться в том, что камертон колеблется, осторожно пододвинем его к тенистому шарики подвешенному на нити и увидим, что колебания камертона передались шарику, который пришёл в периодическое движение.

Вывод: звук порождается любым колеблющимся телом.

Проблема 2: В каких средах звук может распространяться?

Ребята самостоятельно находят ответы на этот вопрос.

(Ученики делятся на группы, выбирает на демонстрационном столе оборудование, учебники, дополнительные литературы по физике, работа с Интернетом, демонстрация опытов(тиканье часов в кармане, стук по одному концу стола,практические примеры и т.д)

Защита своих работ по группам .Выводы учащихся.

  • 1группа - Распростанение звука в твердых телах;
  • 2 группа - Распространение звука в жидкостях;
  • 3 группа - Распространение звука в газах.

Общий вывод :Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.

Обобщение выводов учащихся: Источник звука- это любое тело, совершающее колебания с частотой от 20 до 20000 Гц. . Любое колеблющееся тело создает звук, распространяющийся в воздухе в виде звуковых волн. Звуки бывают слышимые неслышимые. Это инфразвук (диапазон колебаний меньше 20 Гц) и ультразвук (диапазон больше 20 000 Гц). Схему частотных диапазонов вы видите на доске, зарисуйте её в тетрадь . Исследуя инфра и ультразвуи учёные открыли много интересных особенностей этих звуковых волн.

Проблема 3. Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух?

Демонстрация опыта :Под колокол воздушного насоса помещаем звонок и включаем его

.Затем начинаем откачивать воздух насосом .По мере разрежения воздуха звук становится слышен все слабее и слабее и, наконец, почти совсем исчезает.

Сделайте вывод.

Вывод: Звук не может распространяться безвоздушном пространстве.

4. Закрепление изученного материала.

1) Фронтальный опрос – слайд 8 (ответы появляются на экране)

Учащиеся отвечают на вопросы. После этого правильные ответы появляются на экране. Они проверяют своих ответов- самопроверка.

1  Какой прибор был изобретен для настройки музыкальных инструментов? (камертон)

2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

Ответ: Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.

3. В каких средах звук распространяться быстрее всего. А в каких медленнее?

Ответ: В газах звук распрострется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твердых телах звук распространяется быстрее всего.

2) Мини-тест (тестирование на компьютере)

1, При полете большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается?

А) голосовыми связками;

Б) ветром;

В) взмахами крыльев;

Г) строением тела.

2. Какое насекомое - бабочка или муха- делает большее количество взмахов крыльями?

А) бабочка;

Б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов;

В) муха;

Г) они не взмахивают крыльями.

3) Интерактивная игра “Угадал! Не Угадал!”

Учащиеся выполняют тест на компьютерах. Если учащиеся правильно ответят, на экране появляется слайд “Молодец! Угадал! Следующий вопрос”. Если неправильно будет “Неверно!!! Попробуй еще раз!”. Всего 5 вопросов.

4) Физический тест по теме "Звук"

Всем раздать листы с заданиями в тестовой форме. После выполнение работы взаимопроверка. Оценки учащихся в учитель выставляет на дневниках.

1. Звуковые волны распространяются со скоростью равной -

А. 300 м/с

Б. 30 м/с

В. 3000000 м/с

2. Человек воспринимает звук в пределах -

А.до 16 Гц

Б.20-20000 Гц

В. 20000-26000 Гц

3. Ультразвуком называют волны с частотой -

А.ниже 20000 Гц

Б. 20000 Гц

В. выше 20000Гц

4. Звук может распространяться в виде –

А.продольных волн

Б.поперечных волн

В. продольных и поперечных волн

5. Звук распространяется

А. в твердых, жидких и газообразных телах

Б. только в газах

В. только в твердых телах

6. Звук не может распространяться

А. в воздухе

Б. в безвоздушном пространстве

В. в воде.

После выполнения работы учащиеся проверяют друг друга по парте.

(Ответы на слайде №9 1А2Б3В4А5А 6Б)

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Рефлексия-слайд 10

  • Сегодня на уроке я узнал ....
  • Теперь я могу ...
  • Было интересно

Слайд №11

Домашнее задание: параграф 34, 37, 38, упр. 32 (1,2) стр 126 Подготовить сообщения о инфразвуке и ультразвуке.

(Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 6-м классе якутской школы по теме: "Словообразующие аффиксы" :: Тема урока: "Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа" :: Урок русского языка в 6-м классе (по учебнику для 6-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) "Правописание суффикса -чик (-щик)" :: Открытый урок по русскому языку на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным". 9-й класс :: Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по произведению П.И. Чайковского "Времена года. Октябрь" :: Как приручить дракона 3 ( How to Train Your Dragon 3 ), 2019 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный JEANS ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD