За кулисами конкурса "Учитель года". Еще раз о мастер-классе : Физика

Мастер-класс  это самое открытое испытание конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены жюри и оргкомитета, учителя школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы...

Импровизированный класс подбирает сам конкурсант из своих коллег – участников конкурса можно работать с целым залом.

Что же такое мастер-класс? Что его отличает от обычного урока? Кто-то склонен думать, что мастер-класс – это все-таки шоу, спектакль и потому не может считаться серьезным конкурсным испытанием, но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.

Задача участника  – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории – трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и незаурядными личностными качествами.

Давать рекомендации по проведению мастер-класса – дело трудное и очень ответственное. Сколько методистов, столько и подходов к этой форме работы. И все-таки мы отважимся изложить некоторые советы участникам и организаторам конкурса.

Мастер-класс – это передача мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель мастер-класса как конкурсного соревнования – представление конкурсантом наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

При каких условиях можно прогнозировать результативность мастер-класса?

Как известно, технология мастер-класса представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Пример пошагового алгоритма технологии мастер-класса.

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера: краткое обоснование основных идей опыта.
2-й шаг. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра; занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета.
4-й шаг. Моделирование.
4.1 Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей, по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока Мастера и управляет ею.
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
Таким образом, Мастер раскрывает авторскую систему работы по своему предмету. Это занятие не должно быть обычным, рабочим, состоящим из известных этапов, приемов, действий.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Рекомендации по подготовке мастер-класса

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.
8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
10. Когда все готово  дайте команду организаторам, что можно начинать.

Рекомендации по проведению мастер-класса

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями
2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале.
3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
6. Это урок не для профессионалов данного направления. Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех.
9. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше  не продолжайте двигаться в эту сторону.
10. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.
11. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
12. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».

Мастер-класс «Метапредметный  подход на уроках математики»

Читать еще:


Новые материалы:

Культурно-речевая среда региона в образовательной практике старшеклассников :: Повторение и обобщение по теме "Имя существительное". Урок-путешествие в 5-м классе :: Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы :: Неделя русского языка в школе. Научно-практическая конференция для учащихся 9–11-х классов по теме "Русский язык в современном обществе" :: Использование ИКТ на уроках русского языка (с приложениями) :: Он и Она ( Mr & Mme Adelman ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Стеллажи / Петроторг / Стеллаж для обуви А 1238 хром ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD