Конференция "Физика – медицине" : Физика

Конференция "Физика – медицине" : Физика

Приложение

Цель: знакомство учащихся с достижениями современной физики и с перспективами её развития.

Задачи   конференции:

  • познакомить учащихся с некоторыми современными способами диагностики и лечения различных заболеваний и с физическими законами и принципами, лежащими в их основе;
  • провести профориентацию учащихся;
  • выработать у учащихся умение самостоятельно подбирать материал по заданной теме, составлять и делать доклады;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • развить у учащихся интерес к предмету.

ХОД СЦЕНАРИЯ

Учитель физики: Ребята, вы, конечно, слышали о научных конференциях, которые каждый год проводят ученые, специализирующиеся в различных областях науки. Зачем же проводятся эти конференции и почему ученые со всего мира приезжают  на них и выступают со своими докладами?
А дело в том, что сегодня каждая научная отрасль стала столь ветвиста и сложна, что человек, занимающийся отдельным ее аспектом, порою далее не представляет себе, чем занимаются его коллеги. Конечно, существуют специальные научные журналы, в которых все ученые могут опубликовать результаты своих исследований, но это только от части способно решить проблему обмена информацией и идеями.
Совсем другое дело — конференция. Именно здесь встречаются ученые из разных стран, работающие в одном направлении и заочно знакомые друг с другом по публикациям в научных изданиях. Ученые знакомятся и обмениваются опытом и идеями. А доклады, с которыми выступают ученые из разных стран, информируют всех о последних достижениях науки и о пока еще не решенных проблемах. Таким образом, любой участник конференции получает полную информацию об уровне развития научной мысли в данной области и о перспективах развития данного научного направления.
Всем нам важно знать, что может обнаружить и диагностировать современная медицина.  А возможности современной медицины сегодня в большой степени определяются теми приборами и инструментами, которые создают для медиков физики.

Это совместная конференция членов творческих объединений физики и биологии 11х классов. Ребята разбились на группы, состоящие из 23 человек, выбрали интересующий их вопрос, изучили его и подготовили для нас доклады.
Сейчас мы послушаем эти доклады и узнаем о возможностях, которые физики предоставили современной медицине для диагностики и лечения различных заболеваний.

Измерение давления крови у человека

Докладчик 1: Когда вы приходите на прием к педиатру  или к терапевту, врач обязательно измеряет вам температуру и кровяное давление. Ну как измеряют температуру и в чём секрет медицинского термометра, вы, конечно, знаете. А вот  как измеряют давление крови у человека, я вам сейчас расскажу.

Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа.

Докладчик демонстрирует приборы и действия врача с помощью одного из участников класса.

На правую руку врач надевает вам манжету, соединённую с манометром, и накачивает в манжету воздух. Фонендоскоп врач прикладывает к артерии  и, постепенно понижая давление в манжете, ждёт появления звуков ударов в фонендоскопе. То значение давления, при котором начинаются удары, называют «верхним» значением давленая, а то значение, при котором удары прекращаются — «нижним» значением давления.

Докладчик с помощью ассистента демонстрирует опыт по измерению давления крови у человека и сообщает классу, что «верхнее» значение давления равно 120 мм рт. ст., а «нижнее» значение 80 мм рт. ст.

При этом врач скажет, что у вас давление 120 на 80 и что это давление считается для человека нормальным.
Рассмотренный нами способ измерения давления в 1905 г. предложил русский врач, участник  русскояпонской войны, Николай Сергеевич Коротков, и с тех пор слышимые в фонендоскопе удары называются во всем мире звуками Короткова.
Природа этих звуков оставалась неясной почти до конца XX в., пока механики не предложили следующее объяснение природы их появления. Как известно, кровь движется по артерии под действием сокращений сердца. Изменение давления крови, вызываемое сокращением сердца, распространяется по стенкам артерии в виде пульсовой волны.

Слайд: «Звуки Короткова».

Значение давления в «гребне» волны (при сокращении сердца) — это и есть «верхнее» давление крови, а во «впадине» (при расслаблении сердца) — «нижнее». Сначала врач накачивает воздух в манжету до давления, превышающего «верхнее» кровяное давление. При этом артерия под манжетой сплющена в течение всего цикла сердечных сокращений. Затем воздух постепенно выпускают из манжеты и, когда давление в ней становится равно «верхнему» давлению крови, артерия хлопком расправляется и пульсации крови, вызываемые сокращениями сердца, приводят в колебание окружающие ткани на поверхности руки. При этом врач слышит звук и отмечает значение «верхнего» давления крови. При дальнейшем понижении давления в манжете, каждый раз, когда оно будет совпадать с давлением крови, в фонендоскопе будут слышны звуки. Но после того, как давление воздуха в манжете достигнет «нижнего» значения кровяного давления, артерия окончательно расправляется и звуки исчезают. Поэтому врач регистрирует «нижнее» значение давления крови по последнему удару.

Вот таким образом механики объяснили, чтозвуки Короткова прослушиваются только тогда,  когда давление воздуха в манжете меняется от «верхнего» до «нижнего» значений давления крови.

Учитель: Спасибо за интересный доклад. Думаю, что после окончания конференции вы поможете всем желающим научиться измерять давление.

А сейчас слово предоставляется докладчику №2.

Электрокардиография

Докладчик 2: В процессе жизнедеятельности в клетках, в тканях и в органах человека образуются разности электрических потенциалов, называемые биопотенциалами. Эту разность потенциалов можно измерить с помощью электродов, а затем усилить и записать на движущейся пленке регистрирующего устройства. Полученный таким образом график зависимости изменения биопотенциалов от времени позволяет проследить за работой того или иного органа.
Наверное, все вы слышали об электрокардиографии. Электрокардиография или ЭКГ — это регистрация биопотенциалов сердца человека. А график, полученный в результате ЭКГ, называется электрокардиограммой.

Слайд: «Электрокардиограмма»

Перед вами фрагмент электрокардиограммы здорового сердца, соответствующий одному сердечному циклу, длящемуся 0,8 секунды. Хорошо видны участки, соответствующие сокращению предсердий — 0,1 с, сокращению желудочков — 0,3 секунды, и сердечная пауза, длящаяся 0,4 секунды.

Слайд: Электрокардиограмма здорового и больного человека

А теперь перед вами две электрокардиограммы. Думаю, что вы уже догадались, что первая из них — это электрокардиограмма здорового, а вторая — больного человека.
Медики широко используют электрокардиографию для диагностики заболеваний сердца. Сегодня врач скорой помощи за 15—20 минут, сняв электрокардиограмму, может определить, нет ли у больного инфаркта, и, в случае необходимости, оказав больному немедленную медицинскую помощь, доставить его в больницу.

А сейчас слово предоставляется докладчику № 3.

Ультразвук в медицине

Докладчик 3: Хочу напомнить вам, что ультразвук — это механические колебания с частотой более 20 000 герц.

Ультразвук часто называют дробящим звуком. С его помощью можно, например, «смешать» масло с водой и образовать из этих двух несмешивающихся в обычных условиях жидкостей эмульсию. Эта способность ультразвука дробить и измельчать различные вещества нашла применение в фармакологии — для приготовления смесей из лекарственных веществ и в терапии — для разрыхления тканей и дробления некоторых видов почечных камней.

Применение ультразвука

Приготовление смесей с помощью ультразвука

Широко применяется ультразвук для приготовления однородных смесей (гомогенизации). Еще в 1927 году американские ученые Лимус и Вуд обнаружили, что если две несмешивающиеся жидкости (например, масло и воду) слить в одну мензурку и подвергнуть облучению ультразвуком, то в мензурке образуется эмульсия, то есть мелкая взвесь масла в воде. Подобные эмульсии играют большую роль в промышленности: это лаки, краски, фармацевтические изделия, косметика. Широкое внедрение такого метода приготовления эмульсий в промышленность началось после изобретения жидкостного свистка.

Применение ультразвука в биологии

Способность ультразвука разрывать оболочки клеток нашла применение в биологических исследованиях, например, при необходимости отделить клетку от ферментов. Ультразвук используется также для разрушения таких внутриклеточных структур, как митохондрии и хлоропласты с целью изучения взаимосвязи между их структурой и функциями (аналитическая цитология). Другое применение ультразвука в биологии связано с его способностью вызывать мутации. Исследования, проведенные в Оксфорде, показали, что ультразвук даже малой интенсивности может повредить молекулу ДНК. Искусственное целенаправленное создание мутаций играет большую роль в селекции растений. Главное преимущество ультразвука перед другими мутагенами (рентгеновские лучи, ультрафиолетовые лучи) заключается в том, что с ним чрезвычайно легко работать.

Применение ультразвука для диагностики

Ультразвуковые колебания при распространении подчиняются законам геометрической оптики. В однородной среде они распространяются прямолинейно и с постоянной скоростью. На границе различных сред с неодинаковой акустической плотностью часть лучей отражается, а часть преломляется, продолжая прямолинейное распространение.
Для исследования органов брюшной полости и забрюшинного пространства, а также полости малого таза используется частота 2,53,5 МГц, для исследования щитовидной железы используется частота 7,5 МГц.
Ультразвуковые зонды применяются для измерения размеров глаза и определения положения хрусталика, при определении местонахождения камней в желчном пузыре. Существуют зонды, которые помогают во время операций на сердце следить за работой митрального клапана, расположенного между желудочком и предсердием.

Применение ультразвука в терапии и хирургии

Ультразвук, применяемый в медицине, может быть условно разделен на ультразвук низких и высоких интенсивностей. Основная задача применения ультразвука низких интенсивностей (0,125 – 3,0 Вт/см2) – неповреждающий нагрев или какиелибо нетепловые эффекты, а также стимуляция и ускорение нормальных физиологических реакций при лечении повреждений. При более высоких интенсивностях (> 5 Вт/см2) основная цель – вызвать управляемое избирательное разрушение в тканях.

Первое направление включает в себя большинство применений ультразвука в физиотерапии и некоторые виды терапии рака, второе – ультразвуковую хирургию.

Применение ультразвука в хирургии

Существуют две основные области применения ультразвука в хирургии. В первой из них используется способность сильно фокусированного пучка ультразвука вызывать локальные разрушения в тканях, а во второй механические колебания ультразвуковой частоты накладываются на хирургические инструменты типа лезвий, пил, механических наконечников.

Хирургия с помощью фокусированного ультразвука

Хирургическая техника должна обеспечивать управляемость разрушения тканей, воздействовать только на четко ограниченную область, быть быстродействующей, вызывать минимальные потери крови. Мощный фокусированный ультразвук обладает большинством из этих качеств.
Возможность использования фокусированного ультразвука для создания зон поражения в глубине органа без разрушения вышележащих тканей изучено в основном в операциях на мозге. Позже операции проводились на печени, спинном мозге, почках и глазе.

Применение ультразвука в физиотерапии

Ускорение регенерации тканей

Одно из наиболее распространенных применений ультразвука в физиотерапии – это ускорение регенерации тканей и заживления ран. Восстановление тканей можно описать с помощью трех перекрывающихся фаз.
воздействии ультразвука, прочнее и эластичнее по сравнению с "нормальной" рубцовой тканью.

Лечение трофических язв

При облучении хронических варикозных язв на ногах ультразвуком частотой 3 МГц и интенсивностью 1 Вт/см2 в импульсном режиме 2 мс : 8 мс были получены следующие результаты: после 12 сеансов лечения средняя площадь язв составляла примерно 66,4% от их первоначальной площади, в то время как площадь контрольных язв уменьшилась всего до 91,6%. Ультразвук может также способствовать приживлению пересаженных лоскутов кожи на края трофических язв.

Ускорение рассасывания отеков

Ультразвук может ускорить рассасывание отеков, вызванных повреждениями мягких тканей, что скорее всего обусловлено увеличением кровотока или местными изменениями в тканях под действием акустических микропотоков.

Заживление переломов

При экспериментальном исследовании переломов малой берцовой кости у крыс было обнаружено, что ультразвуковое облучение во время воспалительной и ранней пролиферативной фаз ускоряет и улучшает выздоровление. Костная мозоль у таких животных содержала больше костной ткани и меньше хрящей. Однако в поздней пролиферативной фазе приводило к негативным эффектам – усиливался рост хрящей и задерживалось образование костной ткани.

УВЧ-терапия – метод лечения, при котором на определенный участок тела больного воздействуют непрерывным или импульсным электрическим полем ультравысокой частоты.

Нашел применение ультразвук и в хирургии. С его помощью производится безосколочная резка и сварка костей.
А сейчас мы познакомимся с применением электромагнитных волн в медицине. Слово предоставляется докладчику №4.

Инфракрасное излучение в медицине

Докладчик 4: Хочу вам напомнить, что инфракрасное излучение — это электромагнитное излучение с частотами меньшими, чем у красного, но большими, чем у радиоволн.

Докладчик показывает ИК диапазон на шкале электромагнитных волн.

Инфракрасные волны излучает любое нагретое тело, поэтому такое излучение называют тепловым.
Температура человека выше, чем у окружающих его тел, поэтому человек является источником инфракрасного излучения. И чем выше температура тела или отдельных участков тела человека, тем больше частота излучаемых электромагнитных колебаний.

В 80х гг. XX в. появились так называемые тепловизоры — приборы, регистрирующие инфракрасное излучение живых организмов. Тепловизор по интенсивности падающих на него инфракрасных излучений позволяет измерить температуру излучателя до сотых долей градуса. При этом тепловизор преобразует невидимое глазу ИКизлучение в световое и дает цветной снимок, на котором различными цветами изображаются участки с различной температурой. Участки тела с более высокой температурой «окрашиваются» тепловизором в красный цвет, а с меньшей — в оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый циста.

Слайд: «Теплография рук человека»

Так что не зря Минздрав на каждой пачке сигарет предупреждает о том, что «Курение вредит вашему здоровью».

Учитель: Спасибо за интересный доклад. А в вашей «научной» группе есть курящие ребята? Заставило ли их то, что они узнали, изучая данный вопрос, задуматься о том вреде, который они сами себе наносят?

Далее разворачивается небольшая дискуссия о проблеме курения.

Учитель: Давайте пока приостановим нашу дискуссию и послушаем докладчика № 5.

Оптические приборы в медицине

Докладчик 5: Сегодня медики и биологи широко применяют в своей практике различные оптические приборы. Это и различные источники света, и линзы, и призмы, и микроскопы, и световоды, и лазеры и т. п.
Микроскоп уже в конце XVII в. позволил исследователям заглянуть в микромир, увидеть и изучить жизнь клетки и простейших организмов, исследовать строение крови, тканей и т. д.
И сегодня оптические микроскопы, дающие увеличение изображения от 15 до1000 раз,   являются  основными  приборами  биологов и   медиков, исследующих микромир.
Применение оптических приборов в медицине очень разнообразно. Например, все вы, конечно, бывали на приеме у врачаокулиста, или офтальмолога. Обычно врач сначала с помощью специальной таблицы проверяет остроту вашего зрения, а затем приглашает вас в затемненную комнату, где через глазное зеркало, называемое офтальмоскопом, чтото рассматривает в ваших глазах.
Офтальмоскоп — это вогнутое сферическое зеркало с небольшим отверстием в его центре.

Докладчик демонстрирует классу офтальмоскоп.

При проведении исследования желудка пациент заглатывает эндоскоп, и, продвигаясь по пищеводу, эндоскоп оказывается в желудке. Источник света освещает желудок изнутри, и отраженные стенками желудка лучи проходят через  смотровую трубку и выводятся в глаз врача через специальные световоды.

Слайд:  «Световод»

Световоды представляют собой волоконные оптические трубки, толщина которых соизмерима с толщиной человеческого волоса. Световой сигнал вследствие явления полного внутреннего отражения от стенок трубки полностью и без искажений передается в глаз врача, образуя в нем изображение освещенного в данный момент участка желудка.

Далее в течение 35 минут можно послушать впечатления учащихся, которым делали эндоскопию какихлибо внутренних органов.

Ну вот, теперь вы знаете, что такое эндоскопия и, надеюсь, вам легче будет понять то, что говорит вам лечащий врач.

А теперь давайте послушаем докладчика № 6.

Докладчик 6:

Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовое излучение — это электромагнитное излучение с частотами большими, чем у видимого света, но меньшими, чем у рентгеновского излучения.

Докладчик показывает УФ диапазои на шкале электромагнитных волн.

Источниками ультрафиолетового излучения являются Солнце и так называемая кварцевая лампа.

Докладчик демонстрирует классу кварцевую лампу.

В этой лампе происходит дуговой разряд в паpax ртути. Свет ртутной дуги содержит видимые и УФлучи, Чтобы можно было использовать полученное УФизчучение, лампу делают не из стекла, когорое не пропускает ультрафиолет, а из плавленого кварца. Поэтому лампу и называют кварцевой.
Ультрафиолетовые лучи оказывают сильное действие на живые организмы. Проникая в ткани на глубину от 0,1 до 1 мм, УФлучи вызывают в них сложную биохимическую реакцию, следствием которой является покраснение кожи человека (эритема), которое затем проходит, но оставляет светлокоричневую пигмеитацию (загар).

Вы, наверное, слышали об увеличении солнечной активности и об озоновых «дырах» в атмосфере Земли. А следствием этих двух процессов явилось то, что резко увеличилась получаемая человеком доза ультрафиолетового облучения. Сегодня медики не рекомендуют принимать «солнечные ванны», т. е. загорать, так как получаемые при этом дозы ультрафиолета способны вызвать различные кожные заболевания, в том числе и рак кожи.

Учитель: Спасибо докладчику за очень интересное и поучительное сообщение.

Так что же ребята, загорать или не загорать? Что вы выбираете: красивый шоколадный оттенок кожи или бледную, но здоровую кожу?
Сегодня модно загорать, поэтому люди согласны  платить деньги за равномерный искусственный загар в соляриях и подвергать ультрафиолетовому облучению даже грудь и половые органы. Ну что же, как говорится, красота требует жертв.
Но давайте задумаемся, как возникала эта мода на загар. Ведь еще в начале прошлого века женщине, например, полагалось иметь белую кожу. Отсюда и мода на шляпы с широкими полями, летние зонтики и закрытые купальные костюмы. А вот в 60е гг. XX в. модельеры изобрели открытый купальный костюм. Новый товар надо было разрекламировать, и с помощью голливудских звезд в моду был введен шоколадный загар. Загар стал не только моден, но и престижен. Ведь только достаточно обеспеченный человек мог позволить себе позагорать на зимних горных или на летних морских курортах. Затем появилась мода на бикини и на мини. И реклама, являющаяся двигателем торговли, продолжает внушать вам, что загар не только моден и красив, но и полезен для вашего здоровья.
С начала появления моды на загар прошло уже почти 40 лет и за это время медики обнаружили, что у любителей позагорать часто наблюдается преждевременное старение кожи, да и общее число различных заболеваний кожи год от года все возрастает.
Так что же, загорать или не загорать? Задумайтесь над этим. А информация вам была предоставлена.
Надеюсь, ребята сделают правильный выбор.
А теперь давайте послушаем докладчика № 7.

Рентгеновские лучи в медицине

 Докладчик 7: Рентгеновское излучение — это электромагнитные волны с частотами большими, чем у ультрафиолета, но меньшими, чем у гаммаизлучения.

Докладчик показывает рентгеновский диапазон на шкале электромагнитных волн.

Источником рентгеновского излучения в медицине является рентгеновская трубка.
Проходя через тело человека, рентгеновские лучи частично поглощаются и степень их поглощения пропорциональна плотности тканей, через которые проходят лучи.
Например, если просветить грудную клетку человека рентгеновскими лучами, то легкие, заполненные воздухом, будут их мало поглощать, мышцы — больше, а кости — еще больше. Таким образом, прошедшие через грудную клетку человека рентгеновские лучи дадут на фотопластине изображение легких, мышц и костей. Причем изображение больных легких будет отличаться от изображения здоровых легких наличием зон затемнения.

Слайд: «Легкие человека»

Перед вами фотографии легких здорового и курящего человека. Частицы дыма и дегтя оседают на стенках легочных пузырьков курильщика. При этом его легкие теряют эластичность и становятся малорастяжимыми. Это приводит к уменьшению реальной емкости легких курильщика и нарушает процесс снабжения организма кислородом. При этом резко ухудшается работоспособность и общее самочувствие человека. Ежегодно курение является причиной гибели тысяч людей. А раком легких курящие заболевают в 6—10 раз чаще, чем некурящие.
В нашей стране все граждане раз в год должны пройти флюорографию. Флюорография — это снимок легких, сделанный с помощью рентгеновских лучей. Делаются эти снимки для того, чтобы врач мог выявить заболевание легких пациента в начальной стадии, до того как пациент начнет испытывать болезненные ощущения. Так рентгеновские лучи позволяют медикам диагностировать туберкулез и другие заболевания легких пациента.
Для диагностики сердечнососудистых заболеваний медики используют коронографию. Коронография — это рентгенологическое исследование работы сосудов сердца. Для проведения этого исследования в кровь пациента вводят рентгеноконтрастные вещества, дающие на фотопластинке изображение сосудов сердца.
Аналогичным образом получают рентгеновские снимки и других органов человека.

Слайд: «Рентгенография»

Так выглядит снимок, полученный с помощью рентгеноконтрастного вещества, ветви печеночных протоков и желчного пузыря. Получение рентгеновских снимков различных органов человека называется рентгенографией. С помощью рентгенографии костей и суставов медики диагностируют переломы, вывихи и заболевания суставов.

Слайд: рентгенограмма кисти руки человека.

Перед вами рентгенограмма кисти руки человека. На снимке хорошо видны все кости и суставы, образующие кисть. Видны также и инородные тела А и В — осколки снаряда и С — кольцо на мизинце.

Таким образом, мы убедились, что с помощью рентгеновского излучения медики могут:

  • диагностировать заболевание внутренних органов человека;
  • диагностировать переломы костей и различные виды заболеваний суставов;
  • обнаруживать наличие в теле пациента инородных тел.

Рентгеновское излучение используется в медицине и для лечебных целей. Биологическое действие рентгеновского излучения заключается в нарушении жизнедеятельности клеток, особенно быстро размножающихся раковых клеток. На этом и базируется применение рентгенотерапии для борьбы с наружными раковыми опухолями. Опухоль облучают узким пучком рентгеновского излучения и убивают раковые клетки.

Учитель: Спасибо за интересное сообщение. Ребята, наверное, всем вам и не один раз уже делали различные рентгеновские снимки. При этом врач всегда специальным прорезиненным свинцом закрывал от излучения ваши половые органы. А делал он это потому, что рентгеновское излучение даёт ощутимое облучение всего организма пациента. А сейчас послушаем докладчика № 8.

Можно ли «увидеть» мысль?

Докладчик 8: Как устроен и как работает мозг человека? Этот вопрос уже тысячи лет волнует ученых. А сегодня исследователи получили реальную возможность наблюдать на экране работу мозга человека и даже проследить за тем, как «течет» мысль. Эту чудесную возможность предоставил им новый прибор, который называется позитронноэмиссионный томограф.
Принцип работы позитронноэмиссионного томографа (или просто ПЭТ) заключается в следующем.

Слайд: «Позитронноэмиссионный томограф».

В кровь пациента вводится содержащее радиоактивные изотопы вещество, активно перерабатываемое нейронами мозга, например глюкоза, в которой некоторые атомы углерода 12С заменены радиоактивными изотопами углерода 11С. Нейтроны мозга для своей работы требуют очень много энергии, поэтому при возбуждении различных участков коры головного мозга резко увеличивается потребление этими участками кислорода. А кислород попадает в кору с артериальной кровью, которая несет с собой и радиоактивные изотопы углерода.
При распаде радиоактивного углерода  11С (а период его полураспада равен 20 минутам) испускаются позитроны. Эти позитроны сталкиваются с электронами и взаимоуничтожаются, отдавая энергию в виде двух гаммаквантов, разлетающихся в противоположных направлениях.

Оказалось, что, например, при обработке зрительной информации увеличивается кровоток в затылочную область коры головного мозга, а при обработке звуковой информации — в височные доли коры, и т. д. Таким образом, применение позитронноэмиссионного томографа открывает перед учеными принципиально новые возможности в изучении человеческого мозга.
Сегодня томограммы мозга, полученные с помощью ПЭТ, нашли широкое применение в медицине.

Слайд: «ПЭТтомограммы мозга человека».

Перед вами две ПЭТтомограммы мозга человека, полученные с помощью глюкозы, содержащей радиоактивный углерод. Первая — это томограмма здорового мозга. А на второй томограмме отчетливо видно красное пятно в затылочной области мозга. Это зона повышенного потребления глюкозы и кислорода. Такое ненормальное повышение обменных процессов обычно наблюдается у больных шизофренией. Так исследование мозга с помощью позитронноэмиссионного томографа позволяет медикам диагностировать различные заболевания и неврозы.

Учитель: Спасибо за интересное сообщение.

Итак, физики помогают биологам изучать работу мозга человека. А биологи в свою очередь помогают компьютерщикам в решении задачи создания искусственного интеллекта. Так, помогая друг  другу ученые пытаются раскрыть тайны человеческого мозга.
Известно, что потенциальные возможности человеческого мозга практически безграничны. Ученые установили, что на сегодняшний день человек научился использовать только около 10 % этих возможностей. А что же будет, если удастся активизировать работу мозга хотя бы еще на несколько процентов? Наверное, тогда каждый сможет за пару лет освоить всю школьную программу, выучить 5— 10 иностранных языков, научиться играть на различных музыкальных инструментах, овладеть 2— 3 профессиями, выучить наизусть всего Пушкина и т. д. и т. п.

А сейчас давайте послушаем докладчика № 9.

Лазеры в медицине

Докладчик 9: В 1964 г. советские физики Н. Г.Басов и А. М. Прохоров получили Нобелевскую премию за изобретение лазера. Лазеры способны генерировать электромагнитное излучение в диапазонах инфракрасного, видимого и ультрафиолетового света.

Докладчик демонстрирует эпи диапазоны на шкале электромагнитных волн.

Толщину лазерного луча можно уменьшить до размеров паутины, а высокую плотность его энергии можно сконцентрировать в точке размером в 1/50 толщины человеческого волоса.
В медицине лазеры начали применять в 70х гг. прошлого века. И первыми нашли применение лазерному лучу хирурги.
Еще 30 лет назад человеку, страдающему одной из самых тяжелых глазных болезней, — отслоением сетчатки, угрожала полная потеря зрения. А сегодня с помощью лазерного луча офтальмологи научились «приваривать» отслоившуюся сетчатку к задней стенке глазного яблока. И делается это подобно тому, как производится точечная искровая сварка листового железа.

Слайд: «Лазеры»

Луч лазера с помощью световода толщиной с иголочку можно ввести и во внутренние органы и ткани человека. Различные частоты и мощности лазерного излучения оказывают на биологические ткани различные действия. Простейшим из этих действий является прогрев, оказывающий на некоторые ткани лечебное действие. Например, уже в начале XXI в. медики обнаружили, что при прогревании лазерным лучом межпозвоночных диском человека происходит регенерация хрящевой ткани дисков. А это означает, что стертые и «изношенные» с годами межпозвоночные диски можно восстановить и вернуть «молодость» и подвижность позвоночнику пожилого человека. Таким образом человеку, видимо, удастся избежать «мести» природы за его прямохождение.

Видеоматериал.

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим группу «лазерщиков» и особенно докладчика за очень интересное сообщение. Конечно, в одном докладе невозможно рассказать о всех применениях лазера в медицине. Тем более, что ни медиками, ни биологами еще не изучены все виды воздействия различных частей электромагнитного излучения на клетки и ткани человека. Исследования продолжаются и, может быть, комуто из вас в будущем удастся изобрести новое лечебное применение лазера и избавить людей от страданий и тяжелых болезней.

Заключение

Учитель: Сегодня люди стали жить дольше, но после 50—60 лет, вследствие изношенности организма, люди начинают болеть и жизнь их перестает радовать. Как продлить активную творческую жизнь человека? Как избавить его от страданий и немощи? Как сделать молодых красивыми, умными и энергичными, а пожилых — красивыми, мудрыми и здоровыми? На все эти вопросы — один ответ. Ведите здоровый образ жизни, развивайте способности, данные вам природой, тренируйте мозг так же, как тренируете мышцы тела, разумно относитесь ко всему происходящему, не поддавайтесь унынию и будьте оптимистами. Запомните, что добрый человек живет дольше и лучше, чем злой.

А закончить наше сегодняшнее внеклассное мероприятие мне хочется словами Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым — будь им!».

Список использованной литературы и Интернетресурсов:

  1. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. Ростов н/Д:Феникс, 2002. – с.320.
  2. Иванов В.А.”Лазер”
  3. Кондарев С.В. ”Лечение УВЧ”
  4. Самойлов Д.М. “Магнитотерапия”
  5. Заявлова С.А. “Светолечение”
Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока географии для 9-го класса на тему "Дальневосточный экономический район" :: Равнины и суши. 6-й класс :: Блицопрос по темам "США" и "Япония" для учащихся 10-х классов :: ИКТ на уроках географии "Такая удивительная Америка". 7-й класс :: Интегрированный урок русского языка и обучения проектной деятельности в условиях школьной медиатеки. Составление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта "Эхо войны" :: Сделано в Америке ( American Made ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list25.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list25.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list25.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Кухня. Последняя битва, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD