Испарение и конденсация : Физика

Цели урока:

  • Сформировать знания о понятиях: испарение и конденсация.
  • Продолжить формирование представлений о процессе научного познания.
  • Продолжить развивать представление о естественно-научной картине мира.
  • Прививать культуру умственного труда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: смешанный урок.

Оборудование для учителя: компьютер и мультимедийная установка, сосуд с горячей водой и зеркало; термометр; флакон со спиртом.

Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом, ватные палочки, стеклянные пластины.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

Сегодня наш урок будет посвящен известным вам явлениям, но мы посмотрим на них с иной стороны.

Проблема:

В один стакан налили воду, в другой спирт (начальная температура одинаковая). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?

Презентация.

2. Актуализация знаний:

Вопросы:

1 Какие агрегатные состояния вещества вам известны?

2 Какие тепловые процессы (переходы вещества) вам известны?

3 При переходе вещества из одного состояния в другое изменяются ли: молекулы вещества, расстояние между молекулами, энергия молекул?

3. Формулировка темы урока и целей:

Демонстрационный эксперимент №1: необходимо направить поток пара на зеркало.

Вопросы учащимся: почему с течением времени изменяется картина на стекле? Что происходит с капельками воды и паром? (пар-конденсируется; вода -испаряется)

Какие явления вы наблюдаете?

(Тема урока записывается на доске)

Вопрос для постановки цели урока: что необходимо выяснить относительной явлений испарение и конденсация? (определения; признаки явления; условия, при которых протекает явление; использование данного явления на практике)

Сообщается учителем: какие факторы влияют на данные процессы, изменение энергии в процессе испарения.

4. Усвоение нового материала:

Задание 1: рассмотреть модель явления испарения; выявить механизм процесса испарения.

Вопросы для учащихся:

1 Как происходит в процессе испарения и конденсации вещества с точки зрения строения вещества?

2 Сформулируйте определение процесса испарения.

3 Сформулируйте определения процесса конденсации.

Задание 2: соотнесите ваши формулировки с определения в учебнике и выявите отличия.

Вопрос: почему процесс испарения происходит только с поверхности вещества? Объясните данный процесс с точки зрения энергии.

Возвращение к цели урока.: каковы признаки процессов испарения и конденсации? Условия протекания указанных явлений?

Вопрос: С вашей точки зрения, какие факторы могут повлиять на процесс испарения? Ваши предположения.

Дети выдвигают гипотезы, которые учитель фиксирует на доске.

Для подтверждения гипотез учитель предлагает выполнить эксперимент по плану:

1 Формулировка цели эксперимента.

2 Выдвижение гипотезы, которую необходимо подтвердить или опровергнуть с помощью эксперимента.

3 Выбор приборов и материалов.

4 Проведение эксперимента

5 Запись результатов эксперимента.

6 Анализ результатов эксперимента.

7 Формулировка выводов.

8 Применение или учет данного явления на практике.

Задание 3 — работа в парах. Каждая пара выполняет эксперимент.

№1

Цель: выявить влияние температуры на скорость испарения жидкости.

Указание к работе: взять два стекла, капнуть по капле воды на каждое, одно из стекл закрепить в держателе и подержать над пламенем спиртовки.

Вывод: как скорость испарения жидкости зависит от температуры вещества?

№2

Цель: выявить влияние плотности жидкости на скорость испарения.

Указание к работе: взять два стекла, на каждое капнуть разные жидкости и пронаблюдать процесс испарения.

Вывод: зависит ли процесс испарения от рода вещества?

№3

Цель: выявить влияние площади поверхности жидкости на скорость испарения.

Указание к работе: взять два стекла, на каждое капнуть каплю воды, на одном стекле каплю размажьте.

Вывод: как скорость испарения жидкости зависит от площади ее поверхности?

№4

Цель: выявить влияние воздушного потока на скорость испарения.

Указания к работе: возьмите два стекла, на каждое капните по капле воды, около одного стекла с помощью листа бумаги создайте воздушный поток.

Вывод: как влияет воздушный поток на скорость испарения жидкости?

Предъявление результатов экспериментов группами. Группы, слушающие отчет, фиксируют выводы в тетрадях.

Обобщенный вывод представляет один ученик.

Взаимооценка работы в группе. Критерии работы в группе - это реализация этапов проведенного эксперимента.

Вопрос: как изменяется энергия вещества в процессе испарения? Предложить учащимся выдвинуть предположения (гипотезу)?

Демонстрация: термометр окутать ватой смоченной спиртом.

Фиксация результата.

Формулировка вывода.

Возвращение к проблеме, сформулированной в начале урока и формулирование ответа на вопрос.

5. Первичное закрепление:

1 Выполнение заданий записанных на доске.

2 Самопроверка.

Самооценка работы с тестом.

6. Вывод:

  • Какие процессы мы называем испарением и конденсацией?
  • Каковы условия протекания данного явления?
Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Не забывай прошлого – оно учитель будущего: история моего города" :: Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству :: Урок обучения грамоте на тему "Звуки [ф] [ф'] и буквы Фф" :: Психологическое занятие :: Урок математики по теме "Умножение и деление на 9. Девятая часть числа". 2-й класс :: Репродукция ( Replicas ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Пледы и покрывала/Текстиль/Текстиль для детской/Одеяла и подушки/Пледы / TexRepublic / Плед детский (110х140 см) Мишка с пледом ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD