Выталкивающая сила. Сила Архимеда : Физика

Тип урока: Изучение нового материала с элементами исследования.

Оборудование: динамометры, стаканы с водой и раствором соли, тела разной формы, объема, плотности, проектор, экран, ПК.

Цель: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости (газа) и показать зависимость силы Архимеда от объема погруженной части тела и плотности жидкости.

Задачи:

  • Образовательная – обеспечить усвоение учащимися формулы для расчета архимедовой силы.
  • Воспитательная – формирование научного мировоззрения, эстетических представлений, способности следовать нормам поведения на уроке.
  • Развивающая – развивать познавательную активность учащихся, умение делать наблюдения, ставить эксперименты и делать выводы.
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся время
1. Организационный Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нет, нет, я не ошиблась, сегодня действительно вы мои коллеги – физики – экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа.   1 мин
2. Мотивационный Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед. Нам предстоит сегодня заново открыть его закон. Итак, в путь!    
3. Актуализация знаний (Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия) Читали ли вы книгу Александра Беляева “Человек-амфибия”. (гл 12 рассказ о дельфине) в которой Ихтиандр рассуждал о том, как он спасал дельфина. Почему в воде все кажется легче?

Вспомните лето. Вы у водоёма (озеро, река, море). Вы входите в воду и учите плавать своих друзей. Вы берете тело человека на руки, замечали ли вы что вам легче держать тело в воде, чем на воздухе.

Прослушивают фрагмент из книги, ответы на вопросы (побуждающий диалог)

Да легко.

Очень короткий промежуток времени. Нет.

Сила. (выталкивающая сила).

Направлена верх.

5 мин
Что помогает вам в этом случае? При падение тел действует сила притяжения, а как бы вы назвали эту силу? Давайте определим тему сегодняшнего урока “Выталкивающая сила”. Куда направлена сила? Как определить выталкивающую силу? У нас в наличии мензурка с водой, динамометр, тело. Определяем вес тела в воздухе, вес тела в воде. Находим разность. Это и будет значение выталкивающей силы  
4. Формулировка проблемы, цели урока Сформулируйте цель дальнейшей работы. Учащиеся формулируют цель: в ходе исследовательской работы узнать от каких факторов (физических величин) зависит выталкивающая сила. 1 мин
5. Планирование работы От чего зависит выталкивающая сила?

Гипотезы записываются на доске (Слайде)

Выдвижение гипотезы: выталкивающая сила зависит от:

- объема погруженного тела

- веса (или массы), плотности тела

- плотности жидкости

- глубины погружения тела

-формы тела

 
6. Практическая (исследовательская) деятельность Техника безопасности.

Фронтальный эксперимент в мини-группах. Цель: выяснить зависит ли выталкивающая сила от заданной величины.

Задания группам.

1. Исследование зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, тело.

1.Подвесьте тело к пружине. Отметьте показание на бумаге. Это будет вес тела в воздухе.

2.Подставьте стакан с водой, чтобы тело полностью оказалось под водой. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в воде.

3.Возьмите второй стакан соленой водой и погрузите в него тело на пружине. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в соленой воде.

4.Сравните вес тела в воде и в соленой воде. Сделайте вывод.

(натолкнуть на мысль, что в реке вода пресная в море соленая )

Учащиеся по карточкам выполняют задание и вывод записываю на доске

 

 

 

 

 

 

10 мин
    2. Исследование зависимости выталкивающей силы от глубины погружения.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, мензурка с водой, тело на нити.

1.Подвесьте тело на нити к пружине. Отметьте показание на бумаге. Это будет вес тела в воздухе.

2.Опустите тело в мензурку с водой. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в воде.

3.Опустите тело в мензурку с водой на большую глубину. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела на другой глубине.

4.Сравните вес тела на разной глубине. Сделайте вывод.

 

 

Вывод: FА не зависит от глубины погружения h.

 
    3. Исследование зависимости выталкивающей силы от плотности тела.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, стаканы с водой, алюминиевый и стальной цилиндры (одинакового объема), бумага.

1.Подвесьте алюминиевый цилиндр к пружине. Отметьте показание на бумаге. Это будет вес тела в воздухе.

2.Опустите алюминиевый цилиндр в стакан с водой. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в воде.

3.Закройте шкалу динамометра другим листом бумаги и проделайте п.1 п.2 со стальным цилиндром.

4.Сравните расстояние между показаниями для обоих цилиндров. Сделайте вывод.

 

 

 

FА не зависит от плотности тела.

 
    4. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема тела.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, стаканы с водой, два тела разного объема, но одинаковой массы.

1.Подвесьте к пружине тело меньшего объема. Отметьте показание на бумаге. Это будет вес тела в воздухе.

2.Подставьте стакан с водой, чтобы тело полностью оказалось под водой. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в воде.

3.Подвесьте к пружине тело большего объема. Отметьте показание на бумаге. Это будет вес тела в воздухе.

4.Подставьте стакан с водой, чтобы тело полностью оказалось под водой. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в воде.

5.Сравните вес тел в воде. Сделайте вывод.

(Ответ.

V1=10 см3, FА=0,15 Н

V2=20см?,

FА=0,2 Н

V3=40см3,

FА=0,3 Н => вывод: FА~V.)

 
    5. Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела.

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, стаканы с водой, тело из пластилина.

1.Подвесьте тело к пружине. Отметьте показание на бумаге. Это будет вес тела в воздухе.

2.Подставьте стакан с водой, чтобы тело полностью оказалось под водой. Отметьте показание на бумаге. Это вес тела в воде.

3.Измените форму тела (не меняя объема) и проделайте п.1 п.2 еще раз.

4.Сравните вес тел разной формы. Сделайте вывод.

Вывод: FА не зависит от формы тела.

Просмотр мультфильма “Архимедова сила”

 
    Тот же результат получил и Архимед. Поэтому выталкивающую силу называют силой Архимеда. Вы сегодня сделали открытие?

А вы можете прокричать слово “Эврика”? Давайте вместе дружно, на раз, два, три.

Вы много раз слышали это слово, а кто знаком с лексическим значением слова (с греческого - нашел,

это слово не только легендарное восклицание Архимеда, но и выражение радости в случае разрешения трудной задачи)

Кричим слово “Эврика”

 

 

Высказывания учащихся

 
7.   На доске следующие результаты:

На основании этого вывода получаем формулу для вычисления выталкивающей силы, которая полностью подтверждает наше исследование.

Учащиеся самостоятельно формулируют итог гипотезы, записывают формулу 1 мин
  Закрепление. Постановка проблемной задачи. Определить силу Архимеда, действующую на тело, погруженное в воду.

Сравним значения, полученные при проведении первого и второго опытов. Сделаем вывод.

Проверю листы работы группы как вы оцените работу своей группы. Что вы сегодня делали? Достигли поставленной цели.

Определяем объем тела с помощью мензурки, подставляем числовые значения получаем итоговое значение

(результаты совпадают - они верны - наши гипотезы мы подтвердили или опровергли с помощью опытов и теоретических доказательств)

10 мин
8. Рефлексия Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок до подлинно научной теории и “переоткрыли” уже известный закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими и наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.   1 мин
  Домашнее задание Параграф 48, 49. Упр. 24, задание 14* Сообщение об Архимеде.

Это интересно! (интересные факты, связанные с силой Архимеда)

Творческое задание: написать сочинение на тему: “Если бы Архимедова сила исчезла...”

  1 мин

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное занятие по теме "Путешествие в город, который построил Маршак" :: "Заповедное дело" (факультативный курс для 10—11-х классов) :: Проект "Наши традиции" :: Классный час в 3-м классе по теме "Ответственность" :: Акция, посвященная творчеству В.Д. Берестова :: Анна Каренина. История Вронского, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner 900C Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD