Организация деятельности школьника на уроках физики при переходе к ФГОС ООО : Физика

Организация деятельности школьника на уроках физики при переходе к ФГОС ООО : Физика

Развитие школы в момент перехода к новым государственным стандартам образования должно быть направлено на воспитание обучающихся мотивированных к познанию, владеющих достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни, критически мыслящими, готовыми к сотрудничеству и коммуникации, готовыми отвечать за свои действия и их последствия, уважающих закон, справедливость, принимающих ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества, любящих свою семью, свой народ, его культуру, открытых к ценностям и традициям других людей и народов, уважающих и принимающих разные мнения и точки зрения, мотивированных к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовых отстаивать свою точку зрения, понимающих важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих, обладающих навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего.

Эти требования к выпускнику школы предъявляются в связи быстро изменяющимся миром вокруг нас: меняются политика, уклад современной жизни, технологии, появляются новые потребности, меняются формы и перспективы работы. Сегодня наиболее успешными становятся люди, которые могут за очень короткое время перестроиться и овладеть новыми методами работы, создать уникальный продукт или услугу, предложить нестандартный выход из проблемных ситуаций. Чтобы не превратиться в технологически отсталую страну необходимо быстро находить решения возникающих производственных и научных задач, необходимо применять новые методы и технологии в работе, что привело к распространению проектной и исследовательской деятельности как наиболее востребованной сегодня технологии решения мировых проблем.

Особенность современного образования и физики в частности такова, что объём информации, который осваивает обучающийся, увеличивается с каждым годом. Каждый урок несет в себе все новый объём информации, который ученик должен усвоить (т. е понять, принять и применить). При двух часовом изучении физики времени на осмысление и закрепление изученного практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации. Ученик испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому у обучающихся нужно повысить мотивацию познания, оживляя процесс обучения, создавая атмосферу комфортности, сопутствующей успеху и творчеству, сделать учебную деятельность познавательной. С моей точки зрения решить эти вопросы при обучении физике поможет погружение ученика в условия исследователя, первооткрывателя, а непознанного вокруг - целый привычный мир.      

Физика – это одна из экспериментальных наук, источником которой являются наблюдения и опыты, и чтобы сделать её более занимательной и интересной, показать, что  физика – это совсем не страшно, а очень интересно, необходима организация исследовательской и проектной деятельности на уроке как необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке. В ребенке любого возраста живёт страсть к открытиям и исследованиям. Им необходимо не столько услышать о каком- то явлении, но и потрогать руками, попробовать создать что-то новое самому. Поэтому исследовательскую и проектную работу на уроках и внеурочное время я рассматриваю как необходимость для повышения мотивации обучения школьников. Например, в 7 классе при изучении темы “Выталкивающая сила. Плавание тел” ученики работают над проектом создания плота, на котором можно с друзьями отправиться в плавание. Для этого каждая группа, исходя из количества участников похода, их массы, веса груза, рассчитывают необходимое количество бревен, способы их крепления и примерную стоимость похода. Защищая свой проект, каждая группа доказывает его состоятельность с точки зрения безопасности плавания и рентабельности подготовки. Создание шлюзов и фонтанов вызывает у семиклассников взрыв фантазии и восторг от того, что сухие формулы и скучные законы позволили создать самим свой не похожий на другие действующий макет. Исследовательская работа по определению дальности полета, высоты подъема, скорости и времени движения созданного своими руками летательного аппарата, доказывает, что ученик с очень слабыми знаниями по физике может сконструировать самолет, который взлетит выше и дальше, так как у него есть навык работы с инструментами и различными материалами, что повышает его самооценку и вызывает уважение в классном коллективе. В 8 классе при изучении темы "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”, я предлагаю детям в течение двух - трех дней записывать показания счетчика электрической энергии при полной нагрузке сети, когда одновременно работают несколько электроприборов, в комнатах горит свет даже если в них никого нет, и при экономном расходовании энергии, и рассчитать стоимость потребления электроэнергии в этих двух случаях по действующим тарифам. Потенциал такого урока несравнимо выше, чем при стандартном решении задач из сборника. Познавательный мотив – в этом случае один из главных, так как мы рассматриваем вопрос использования электроэнергии, ее стоимости, необходимости экономить электроэнергию и бюджет семьи. На уроке мы выясняем, что это проблема не только лично для нас, но и для общества и государства.

В старших классах возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок литературы, потому что особую значимость приобретает разработка исследовательских тем “на стыке” наук - физики, химии, биологии, математики. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета, что положительно отражается на учениках, например, в девятом классе, при работе над проектом создания действующей модели ракеты; в десятом классе - исследовании электрических свойств, выращенных самостоятельно кристаллов соли, сахара, медного купороса, мыльного пузыря различных моющих средств; в одиннадцатом классе – при выполнении проектной работы по исследованию, моделированию радиоприемников, источников питания, охране жизни и окружающей среды при использовании атомной энергии. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. У обучающихся формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные.

Использованная литература.

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : метод. реком. для педагогов и учащихся . Завуч для администрации школ, 2005, № 6.- С. 4–30.
  2. Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы, 1995, № 6.-С. 12-32.
  3. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей: КАРО,2006. – 176 с.
  4. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования .Рос. Акад. Образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (чтение + ИЗО) по теме "Басни И.А. Крылова" :: Урок художественного труда в начальной школе :: Воспитательское занятие "Лес и мы" :: Урок русского языка "Общее понятие об имени существительном" (2-й класс) :: Урок английского языка в 6-м классе по теме: "Английский язык плюс компьютер"(с использованием информационных технологий) :: Над глубиной: Хроника выживания ( Cage Dive ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван Респект Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD