Организация деятельности школьника на уроках физики при переходе к ФГОС ООО : Физика

Развитие школы в момент перехода к новым государственным стандартам образования должно быть направлено на воспитание обучающихся мотивированных к познанию, владеющих достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни, критически мыслящими, готовыми к сотрудничеству и коммуникации, готовыми отвечать за свои действия и их последствия, уважающих закон, справедливость, принимающих ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества, любящих свою семью, свой народ, его культуру, открытых к ценностям и традициям других людей и народов, уважающих и принимающих разные мнения и точки зрения, мотивированных к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовых отстаивать свою точку зрения, понимающих важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих, обладающих навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего.

Эти требования к выпускнику школы предъявляются в связи быстро изменяющимся миром вокруг нас: меняются политика, уклад современной жизни, технологии, появляются новые потребности, меняются формы и перспективы работы. Сегодня наиболее успешными становятся люди, которые могут за очень короткое время перестроиться и овладеть новыми методами работы, создать уникальный продукт или услугу, предложить нестандартный выход из проблемных ситуаций. Чтобы не превратиться в технологически отсталую страну необходимо быстро находить решения возникающих производственных и научных задач, необходимо применять новые методы и технологии в работе, что привело к распространению проектной и исследовательской деятельности как наиболее востребованной сегодня технологии решения мировых проблем.

Особенность современного образования и физики в частности такова, что объём информации, который осваивает обучающийся, увеличивается с каждым годом. Каждый урок несет в себе все новый объём информации, который ученик должен усвоить (т. е понять, принять и применить). При двух часовом изучении физики времени на осмысление и закрепление изученного практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации. Ученик испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому у обучающихся нужно повысить мотивацию познания, оживляя процесс обучения, создавая атмосферу комфортности, сопутствующей успеху и творчеству, сделать учебную деятельность познавательной. С моей точки зрения решить эти вопросы при обучении физике поможет погружение ученика в условия исследователя, первооткрывателя, а непознанного вокруг - целый привычный мир.      

Физика – это одна из экспериментальных наук, источником которой являются наблюдения и опыты, и чтобы сделать её более занимательной и интересной, показать, что  физика – это совсем не страшно, а очень интересно, необходима организация исследовательской и проектной деятельности на уроке как необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке. В ребенке любого возраста живёт страсть к открытиям и исследованиям. Им необходимо не столько услышать о каком- то явлении, но и потрогать руками, попробовать создать что-то новое самому. Поэтому исследовательскую и проектную работу на уроках и внеурочное время я рассматриваю как необходимость для повышения мотивации обучения школьников. Например, в 7 классе при изучении темы “Выталкивающая сила. Плавание тел” ученики работают над проектом создания плота, на котором можно с друзьями отправиться в плавание. Для этого каждая группа, исходя из количества участников похода, их массы, веса груза, рассчитывают необходимое количество бревен, способы их крепления и примерную стоимость похода. Защищая свой проект, каждая группа доказывает его состоятельность с точки зрения безопасности плавания и рентабельности подготовки. Создание шлюзов и фонтанов вызывает у семиклассников взрыв фантазии и восторг от того, что сухие формулы и скучные законы позволили создать самим свой не похожий на другие действующий макет. Исследовательская работа по определению дальности полета, высоты подъема, скорости и времени движения созданного своими руками летательного аппарата, доказывает, что ученик с очень слабыми знаниями по физике может сконструировать самолет, который взлетит выше и дальше, так как у него есть навык работы с инструментами и различными материалами, что повышает его самооценку и вызывает уважение в классном коллективе. В 8 классе при изучении темы "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”, я предлагаю детям в течение двух - трех дней записывать показания счетчика электрической энергии при полной нагрузке сети, когда одновременно работают несколько электроприборов, в комнатах горит свет даже если в них никого нет, и при экономном расходовании энергии, и рассчитать стоимость потребления электроэнергии в этих двух случаях по действующим тарифам. Потенциал такого урока несравнимо выше, чем при стандартном решении задач из сборника. Познавательный мотив – в этом случае один из главных, так как мы рассматриваем вопрос использования электроэнергии, ее стоимости, необходимости экономить электроэнергию и бюджет семьи. На уроке мы выясняем, что это проблема не только лично для нас, но и для общества и государства.

В старших классах возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок литературы, потому что особую значимость приобретает разработка исследовательских тем “на стыке” наук - физики, химии, биологии, математики. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета, что положительно отражается на учениках, например, в девятом классе, при работе над проектом создания действующей модели ракеты; в десятом классе - исследовании электрических свойств, выращенных самостоятельно кристаллов соли, сахара, медного купороса, мыльного пузыря различных моющих средств; в одиннадцатом классе – при выполнении проектной работы по исследованию, моделированию радиоприемников, источников питания, охране жизни и окружающей среды при использовании атомной энергии. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. У обучающихся формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные.

Использованная литература.

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : метод. реком. для педагогов и учащихся . Завуч для администрации школ, 2005, № 6.- С. 4–30.
  2. Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы, 1995, № 6.-С. 12-32.
  3. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей: КАРО,2006. – 176 с.
  4. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования .Рос. Акад. Образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" на тему "Источники загрязнения воды" :: Методический конспект урока "Различные виды соединений при написании слогов, слов и предложений" :: Организация групповой работы на уроках чтения в 1-м классе :: Проблемно-эвристический урок по теме "Вода на планете Земля" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list1.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок-путешествие по математике "Сложение и вычитание в пределах 20" :: Роден ( Rodin ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Интеди / Шкаф четырехдверный Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачаться в армии

...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Что нужно пить чтобы убрать живот и бока за неделю

Как убрать живот за неделю и бока в домашних условиях? » Теория » Как убрать живот за неделю и бока в домашних условиях? Лишний жир на косых и прямой мышцах...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD