Занятие каникулярной школы для учащихся 5–6-х классов на тему "Пока горит моя свеча…" : Физика

Тип занятия: комбинированный.

Используемые технологии: Традиционная, групповая, инновационная.

Цель:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся.
  • Формирование умения проводить физические измерения.
  • Формирование умения проводить экспериментальную проверку физических закономерностей.
  • Формирование умения систематизировать полученные результаты в виде таблицы, умение делать вывод на основе эксперимента.

Задачи:

Воспитательная:

  • Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, чувство ответственности.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов учащихся.
  • Развитие навыков исследовательской деятельности.
  • Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, в числе которых:
    • навыки осознанного, беглого чтения текстов различных жанров и стилей, их логико-смыслового анализа;
    • составление плана, тезиса, конспекта;
    • определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
    • сравнение, сопоставление, оценивание, классификация объектов по одному или нескольким основаниям, критериям;
    • разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей;
    • логическое обоснование и аргументирование собственных суждений;
    • выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;
    • умение действовать по алгоритму;
    • умение пользоваться различными источниками информации.

Предполагаемые результаты:

Знать: Процесс горения свечи.

Уметь: Объяснять процесс горения свечи.

Оборудование: компьютер и мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Пока горит моя свеча ….», Обыкновенные цилиндрической формы свечи, которые используются для хозяйственных нужд, закрепленные на подставке; спички, стеклянные трубки, щипцы, пробирки, известковая вода, кусочек жести, стакан, стеклянная банка емкостью 0,5 л и 3 л.

Учащимся предоставляется возможность пронаблюдать явления, происходящие при горении свечи и узнать, как же происходит процесс горения.

Данный вид занятий развивает у учащихся творческое мастерство и умение действовать четко и аккуратно. Подборка заданий для проведения эксперимента соответствует познавательным возможностям учащихся, способствует развитию их мышления, также побуждает их к выполнению умственных операций (сравнение, обобщение, синтез и другие) и создает возможность для самоконтроля. Активизация мыслительной деятельности достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения работ. Задания для проведения опытов и необходимое оборудование находится у учащихся на столах. Эксперимент ребята проводят самостоятельно, учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся.

В конце занятия обязательное коллективное обсуждение результатов.

Организация проведения практикума: Все учащиеся принимающие участие в работе практикума делятся на группы. Каждая группа учащихся получает задание с кратким описанием работы.

По окончании выполнения работы учащимся необходимо составить отчет. Отчет состоит из таблицы и вывода по работе.

Ход занятия

I. Введение

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наше занятие сегодня мы начнем с загадок. (текст загадок у ребят на столе)

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу.

Таять может,
Да не лед.
Не фонарь,
А свет дает.

У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек

Столбик парафиновый,
В серединке фитилёк,
Чиркнем маленькую спичку,
И зажжётся огонёк.
(Ответом ко всем загадкам является слово свеча)

Учитель: Совершенно верно, во всех загадках речь идет о «свече».

С древних времен до сегодняшнего дня человечество старалось познать природу тепла и света. Было придумано немало изобретений, однако, одним из выдающихся изобретений человека по праву можно считать создание свечи, история которой началась 5 тысячелетий тому назад и продолжается по сегодняшний день.

Каждый из нас держал горящую свечу в руках, которая давала нам свет, тепло и уют, создавала праздник, дарила романтический вечер, а мы ей доверяли свои самые заветные желания.

«Что такое свеча?» Чтобы ответить на этот вопрос, я предложила учащимся обратиться к различным источникам. Давайте послушаем, что же они нашли.

Ученик 1: В словаре В.И. Даля дано следующее определение: «Свеча, свечка – горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит само вещество свечи, усиливаясь через это, и светит, освещая потемки».

Ученик 2: В Большом толковом словаре современного русского языка Д.Н.Ушакова сказано: «Свеча – палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая источником освещения».

Ученик 3: В словаре Ожегова: «Длинный тонкий цилиндр из какого-нибудь жирного вещества (воска, стеарина) с фитилем внутри, служащий для освещения».

Учитель: История изобретение свечи уходит корнями в глубокое прошлое. Изначально, когда люди только начали осваивать огонь, для освещения служила обычная палка, вынутая из костра, первый аналог факела.

Ученик 1: Считается, что история изобретения свечи началась в древнем Египте, еще 5 тысяч лет назад. В какой-то мере это верно, так как именно там начали использовать жир для изготовления приборов освещения. Египтяне брали полый тростник, который рос у них в изобилии, и окунали его в растопленный животный жир. Таким образом, получали первые свечи и факела. Но этой свече было еще далеко до современной, так как у нее отсутствовал фитиль, являющийся привычной составляющей современной свечи.

Ученик 2: Продолжили историю изобретения свечи население римской империи, подарившей миру множество полезных изобретений. Именно римляне впервые начали использовать фитиль при изготовлении свечей, которыми они освещали свои дома и храмы, а также использовали для перемещения по темным ночным улицам городов и деревень. Древние свечи из-за сала, из которого они были сделаны, сильно коптили и обладали неприятным запахом, ведь римляне, как и египтяне, для изготовления первых свечей использовали животный жир.

Ученик 3: В 1850 году свечное производство сделало еще один шаг вперед, так как именно тогда был изобретен парафин, из которого делается большинство современных свечей. Добавление в состав свечного парафина твердой и прочной стеариновой кислоты позволило сделать её более прочной. Так была создана свеча, которую люди используют, и по сей день.

Учитель: Велико разнообразие используемых нами свечей.

  1. Хозяйственные свечи – свечи, сделанные из не подкрашенного парафина, имеют простую цилиндрическую форму и полупрозрачный белесый цвет. Самый простой, дешёвый и распространённый вид свечей.
  2. Столовые свечи – подобно хозяйственным свечам имеют удлинённую цилиндрическую форму (ровный цилиндр или длинная конусообразная форма). В их производстве используются различные красители для придания им лучшего эстетического вида. Могут быть классическими, витыми, ароматическими. Хозяйственные и столовые свечи нуждаются в подсвечнике, т.к. они неустойчивы из-за своей формы.
  3. Пенько́вые свечи – свечи большого диаметра, не нуждающиеся в подсвечнике для устойчивости. В остальном совпадают по характеристикам со столовыми свечами – производятся с применением красителей, могут быть классическими без запаха, или ароматическими.
  4. Церковные свечи
  5. Чайные свечи – иначе их часто называют свечи-таблетки из-за их формы. Выпускаются помещенные в алюминиевый корпус. Используются в декоративных светильниках, аромалампах, для подогрева заварочных чайников в соответствующих приспособлениях.
  6. Уличные свечи предназначены для использования на открытом воздухе – на пикнике, на даче, на природе, во время представлений и шоу.
  7. Тростниковая свеча – тусклая сальная свеча с фитилём из сердцевины тростника.
  8. Декоративные свечи
  9. Гелевые свечи

В настоящее время появились электронные свечи. Принцип их работы таков: в полупрозрачном стакане находится электрическая лампа, которая периодически мерцает, за счёт чего создаётся эффект настоящей свечи.

(Все сведения о видах свечей только на слайдах с их изображениями)

Но самое главное, сегодня нам предоставляется возможность пронаблюдать явления, происходящие при горении свечи и узнать, как же происходит процесс горения.

Задания для проведения опытов и необходимое оборудование находится у вас на столах. Мы смело можем начать экспериментировать.

Находим описание опыта 1, отбираем оборудование и приступаем к работе.

(Провожу инструктаж по технике безопасности)

II. Практическая работа: «Наблюдение горения свечи»

Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Приборы и материалы: Обыкновенные цилиндрической формы свечи, которые используются для хозяйственных нужд, закрепленные на подставке; спички, стеклянные трубки, щипцы, пробирки, известковая вода, кусочек жести, стакан, стеклянная банка емкостью 0,5л и 3 л.

Опыты – Приложение.

III. Итог занятия

Учитель: Вы самостоятельно выполнили все предложенные мною опыты. Скажите, какие науки, изучаемые в школе, могут объяснить рассмотренные нами явления, свойства, процессы.

В заключении мне бы хотелось привести слова знаменитого английского ученого, который уделил большое внимание изучению пламени свечи – Майкла Фарадея:

«Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, – который при этом не был бы, так или иначе, затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естественных наук».

В память о нашем занятии мы приготовим с вами парафиновые сувениры: ключики от «ларца знаний»:

  1. Положите образец на плитку пластилина и вдавите его в пластилин, а затем аккуратно вытащите: на пластилине осталась вмятина по форме ключа.
  2. Зажгите свечу, и держите ее, чуть наклонив над вмятиной в пластилине. Через несколько секунд со свечи начнут падать капли жидкости.
  3. Когда капли жидкости заполнят всю вмятину в пластилине и застынут, погасите свечу, аккуратно подцепите и вытащите из пластилиновой формочки отлитую фигурку ключа.

IV. Рефлексия

  1. Если вам понравилось на занятии, все было понятно, и вы загорелись желанием продолжить экспериментировать, выберите горящую свечу.
  2. Если занятие не вызвало у вас интереса, вам было скучно, выберите свечу не горящую.

Всем спасибо за работу. Сотрудничество с вами было очень приятным. До новых встреч!

Читать еще:


Новые материалы:

Заглавные буквы Г, П, Т, Р, И. Заглавная буква в именах людей и географических названиях :: Урок развития русской речи во 2-м классе "Изложение с элементом сочинения" :: Урок математики во 2-м классе по теме "Умножение числа 3 на однознаные числа". (УМК "Перспективная начальная школа") :: Использование проектной деятельности при изучении таблицы умножения во 2-м классе :: Игры на уроках литературного чтения :: Силвер и Блэк (Silver & Black), 2019 :: Мебель/Стеллажи / Etagerca / Полка Leontina Black для книг ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD