Организация и проведение конференции по теме "Тепловые машины в жизнедеятельности человека". 8-й класс : Физика

Организация и проведение конференции по теме "Тепловые машины в жизнедеятельности человека". 8-й класс : Физика

Цель: организовать самостоятельно познавательную деятельность учащихся по подготовке и проведению конференции по теме «Тепловые машины в жизнедеятельности человека»  с использованием для иллюстрации интерактивного плаката 8 «Тепловые машины».  (Молекулярная физика. Часть 2. Электронное наглядное пособие, компания «Новый диск»)

Образовательный аспект цели:

  • продолжить формирование следующих специальных понятий: первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения энергии, второй закон термодинамики указывает направление возможных энергетических превращений и тем самым выражает необратимость процессов в природе – законы, на которых основана работа тепловых машин;
  • продолжить освоение  следующих специальных понятий: закон сохранения и превращения энергии,    КПД теплового двигателя
  • углубить представления о таких понятиях, как    внутренняя энергия, изменение внутренней энергии, количество теплоты, работа внешних сил, работа газа, нагреватель, холодильник, рабочее тело, КПД
  • продолжить формирование специальных умений и навыков:     осмысленной работы со схемами
  • расширить понимание  знаний и отношений:  связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры, соотношением между работой внешних сил и работой газа, поглощение и выделение тепла, связь между изменением внутренней энергии с работой, совершенной над системой и количеством теплоты, процесс испарения идет с выделение энергии, а процесс конденсации – с поглощением энергии.
  • расширить представление  о  молекулярно-кинетической теории и строении вещества
  • продолжить формирование УУД: умения работать с  учебными материалами, применяя технологию критического мышления (заполнение таблиц, составления плана ответа);  умения планировать, контролировать ход своей деятельности;  умения работать во времени;  умения работать со справочными материалами; умения осознанного чтения; умения находить рациональные пути выполнения работы;  умения соотношения разных видов информации;  умения иллюстрирования текстовой информации с помощью интерактивного плаката.

Развивающий аспект цели:

  • продолжить формирование научного, теоретического и диалектического  мировоззрения;
  • продолжить формирование знаний о процессе научного познания;
  • продолжить формирование представлений об единой физической картине мира, материальности мира;
  • развивать умение логически мылить, умение анализировать и  систематизировать  знания, делать вывод при  работе в группе по   изучению темы «Тепловые двигатели»;
  • развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность;
  • развивать  осмысленную самостоятельность.

Воспитательный аспект цели:

  • продолжить формирование научного диалектическо-материалистического мировоззрения;
  • продолжить формирование умения критично оценивать результаты;
  • продолжить формирование сознательной дисциплины;
  • продолжить формирование системы нравственных  ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране;
  • продолжить формирование умений работы в группе, уважительного отношения к членам группы и к другим группам;
  • продолжить формирование уважительного отношения к мнениям других людей.

Занятие строится на проработке текстовых материалов, иллюстрации их с помощью интерактивного плаката «Молекулярная физика. Часть 2» Плакат 8  «Тепловые машины» (Компания «Новый диск»)

Замысел: заканчивая изучать раздел физики «Тепловые явления и агрегатные состояния вещества», важно показать учащимся как применяются  и используются  полученные знания в жизнедеятельности человека. На занятии учащимся предоставляются различные тексты, а также интерактивные плакаты, иллюстрирующие тексты и задания к этим материалам. Группы готовят выступления, в своих выступлениях должны будут проиллюстрировать с помощью интерактивного плаката материал, связанный с применением тепловых машин в жизнедеятельности человека. Занятие состоит из двух частей: 1 часть – работа в группах с информацией и интерактивными плакатами, подготовка к выступлению; 2 часть – проведение конференции.

Плакаты:

  • Плакат 3 – двигатель внутреннего сгорания (и вложение в плакат – двухтактный ДВС),
  • Плакат 4 – паровая турбина (и вложение в плакат – схема работы тепловой электростанции),
  • Плакат 6 – холодильник (и вложение в плакат – тепловой насос).

Организация занятия: Работая в группах, учащиеся должны подготовить устное выступление по теме «Применение тепловой машины», проиллюстрировав его интерактивным плакатом. Группа получает индивидуальное задание.

Работа в группе состоит из следующих этапов:

  1. Работа с текстом, заполнение предложенной таблицы
  2. Работа с интерактивным плакатом
  3. Соотнесение текстовых материалов с материалами интерактивного плаката
  4. Подготовка публичного выступления по теме занятия.
  5. Проведение выступления на конференции
  6. Коллективная оценка и самооценка деятельности каждого участника группы – заполнение рабочей карты урока

Деятельность учителя: мотивация активной деятельности учащихся, координация работы групп, хронометраж деятельности, контроль деятельности учащихся в группах, организация публичных выступлений представителей групп, анализ групповой деятельности, подведение итогов.

Конечная цель занятия: сформировать более широкое представление о применении тепловых машин, отработать методы групповой деятельности, методы осмысленной деятельности с различными видами информации, умений работы во времени, умений оценки собственной деятельности и деятельности всей группы.

Используемые материалы и оборудование:

  • Урок проводится в кабинете, оснащенном выходом в интернет, наличием нескольких компьютеров
  • Каждая группа получает раздаточный материал: задание, текст или ссылку на текст, компьютер, загруженное в него электронное наглядное пособие «Молекулярная физика. Часть 2». Плакат 8 «Тепловые машины» (интерактивный плакат «Новый диск»)
  • Плакат 3 – двигатель внутреннего сгорания (и вложение в плакат– двухтактный ДВС),
  • Плакат 4 – паровая турбина (и вложение в плакат – схема работы тепловой электростанции),
  • Плакат 6 – холодильник (и вложение в плакат – тепловой насос).

Предварительная работа:

1. Класс разбивается на группы по 3-4 человека:

  • 1 группа«Двигатели внутреннего сгорания», группа состоит из учащихся, занимающихся на 1-2 уровне усвоения знаний – работа по образцу и в схожей ситуации, т.к. материал, который они будут иллюстрировать, уже изучен – это двигатель внутреннего сгорания (§22 учебник Перышкин А.В. физика 8 класс). Интерактивный плакат 3 ДВС.
  • 2 группа – «Двухтактный двигатель», группа состоит из учащихся, занимающихся на 1-2 уровне усвоения знаний – работа по образцу и в схожей ситуации,   материал, который они будут иллюстрировать новый, но аналогичен ДВС. Вложение в плакат 3 – двухтактный ДВС.
  • 3 группа – «Паровая турбина», группа состоит из учащихся, занимающихся на 1-2 уровне усвоения знаний – работа по образцу и в схожей ситуации, они интерпретируют изученный ранее материал,   (§23 учебника).  Интерактивный плакат 4 «Устройство паровой турбины»
  • 4 группа – «Тепловая электростанция», группа состоит из учащихся, занимающихся на 3 уровне усвоения знаний – творческий уровень, группа изучает и иллюстрирует новый материал. Вложение в интерактивный плакат 3 «Схема тепловой электростанции»
  • 5  группа – «Холодильник», группа состоит из учащихся, занимающихся на третьем уровне усвоения знаний – творческий уровень, т.к. материал новый, который нужно будет самостоятельно осмыслить, используя материалы Интернета, незнакомого текста  и интерактивного плаката 6 «Холодильная установка»
  • 6 группа – «Тепловой насос», группа состоит из учащихся, занимающихся на третьем уровне усвоения знаний – творческом, т.к. материал новый, который нужно будет проиллюстрировать вложением в интерактивный плакат 6

2. Подбираются тексты интернета и учебника, описывающие работу данных тепловых машин.

3. Разрабатываются задания для каждой группы, которых помогут осмысленной деятельности учащихся, развивая необходимые УУД

4. Разрабатывается рабочая карта урока для коллективной и индивидуальной самооценки деятельности группами.

5. Для удобства работы группы распечатываются интерактивные плакаты

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Этап занятия, время

Планируемая деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание

Методы (контроль), оборудование

 Организация начала урока  2 мин

 Учитель знакомит учащихся:
–  с темой урока –  подготовка и проведение конференции по теме – «Тепловые машины в жизнедеятельности человека»,
– ставит цели на урок – используя интерактивные плакаты, рассказать о применении тепловых машин в жизнедеятельности человека
– рассказывает о форме деятельности на уроке – работа в группах, работая в группах, учащиеся должны подготовить выступления для конференции,  и выступить с ними, используя для иллюстрации интерактивные плакаты

беседа

Посадка учащихся – группа рассаживается вокруг компьютера, на который загружен нужный интерактивный плакат, получает раздаточный материал, знакомится с ним

Актуализация знаний 3 мин
знаний  3 мин.
 

Используя интерактивный плакат 1 – принцип действия тепловой машины , учитель напоминает учащимся о принципиальной схеме любой тепловой машины,  о КПД, о том, что законы термодинамики лежат в основе их устройства:
первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения энергии, второй закон термодинамики указывает направление
 возможных энергетических превращений и тем самым выражает необратимость процессов в природе – законы, на которых основана работа тепловых машин. Говорит о том, что такое КПД, о том, что КПД тепловых машин низкий, о вреде тепловых машин для окружающей среды 

Беседа, работа с интерактивным плакатом 1

Слушают, смотрят презентацию интерактивного  плаката 1

 Закрепление знаний,  применение знаний 20 мин.
 

Учитель предлагает   группам подготовить рассказ, иллюстрируя его интерактивными плакатами, работая с предоставленными текстами и при необходимости материалами из Интернета:
1 группа – о ДВС (интерактивный плакат 3)
2 группа – о двухтактном двс (вложение в интерактивный плакат 3)
3 группа – о паровой турбине (интерактивный плакат 4)
4 группа – о тепловой электростанции (вложение в интерактивный плакат 4)
5 группа – о холодильнике (интерактивный плакат 6)
6 группа –  о тепловом насосе (вложение в интерактивный плакат 6)

Наблюдение, координация в случае заминок, визуальный контроль

    Группы изучают задания, работают,  выполняя задания.
Каждая группа работает на компьютере со своим интерактивным плакатом, заполняют таблицу, составляют план ответа

 Демонстрация знаний. Проведение репетиции  конференции 20 мин (+ 10 мин на перемене)

  Учитель организует проведение репетиции конференции «Тепловые машины в жизнидеятельности человека», выступления:
1 группа – 4-х тактный ДВС
2 группа – 2х– тактный ДВС
3 группа – принцип действия паровой турбины
4 группа – схема работы тепловой электростанции
5 группа – принципиальная схема и устройство холодильника
6 группа – работа теплового насоса

Наблюдение, хронометраж, оценка, предоставление критериев оценки выступающих.Работа с интерактивными плакатами диска «Молекулярная физика. Часть 2.» Тепловые машины.

 Представители групп выступают, остальные слушают выступления товарищей

 Подведение итогов, оценка и самооценка деятельности групп (5 мин)
Информация о домашнем задании
5 мин
 

Учитель подводит итог занятия, просит группы оценить деятельность каждого участника – заполнить рабочую карту урока.
Домашнее задание: Учитель предлагает дома проработать изученный материал, подготовиться к выступлению на конференции

 Беседа, наблюдение, консультация

Учащиеся оценивают деятельность своей группы, заполняя рабочую карту урока.
 Учащиеся получают тексты, таблицы для заполнения

Вторая часть занятия – проведение конференции – 45 мин.

Итоги деятельности:

Занятие состояло из 2-х частей. Первая часть занятия проводилось в 2-х 8 классах, одном – общеобразовательном, во втором – гимназическом. Запланированная самостоятельная познавательная деятельность была выполнена полностью – работа в группах  с текстом и интерактивными плакатами, и репетиция выступлений на конференции. Обратите внимание – учитель только организовывал эту деятельность, направлял, контролировал, хронометрировал, все остальное дети делали сами.
Первая часть занятия – групповая работа.  Классы были разбиты на группы, каждая группа получила индивидуальное задание.
Каждая группа с заданием справилась, был отработан предложенный текст, информация была соотнесена с интерактивным плакатом, были заполнены предложенные таблицы, был составлен план ответа, представитель каждой группы выступил на репетиции проведения конференции, иллюстрируя свое выступление демонстрацией интерактивного плаката. Была проведена оценка деятельности каждой группы и самооценка каждого учащегося – получены положительные результаты.
Вторая часть занятия – конференция проводилась с участием двух классов одновременно. Выступили представители всех групп. Все выступления сопровождались использованием  интерактивных плакатов. Ребята продемонстрировали понимание  изученного материала.
Благодаря работе с интерактивным плакатом, учитель получил возможность расширить информационное поле изучаемых тем (тепловые двигатели и их применение) – работа холодильника, тепловой станции, теплового насоса – прекрасно представлено в плакатах. Участники конференции отметили, что интерактивный плакат помог им более наглядно представить работу предложенных тепловых двигателей и устройств, использующих их.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности по изучению предложенных тепловых машин, учитель использовал рекомендации к плакатам,  а также  подобрал текст и составил задания для работы с этим текстом. Хотелось бы, чтобы текстовый  материал и задания к нему тоже входили в комплект материалов, входящих в интерактивный плакат.
В заключении я хочу поблагодарить разработчиков электронного наглядного пособия.
Я имею в личном пользовании диск «Молекулярная физика. Часть 1». Его материалы давно использую в своей деятельности. Очень нравится.
Хотелось бы, чтобы были разработаны интерактивные плакаты и по другим темам – электрическим явлениям, магнитным, квантовым и ….
Большое спасибо!
https://cloud.mail.ru/69C4508E6C5E49D292D2231B2F1C1AEFссылка на скачивание фильма https://cloud.mail.ru/69C4508E6C5E49D292D2231B2F1C1AEFссылка на скачивание приложений

Читать еще:


Новые материалы:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности при изучении английского языка у младших школьников :: Читательская конференция. А.С. Пушкин. "Повести Белкина" :: Дети и война :: Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина :: Художественная деятельность учащихся на уроке музыки. Урок в 6-м классе "Вариации на тему осени" :: Наурыз, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Айрон / Тумба для обуви Айрон Люкс 3с ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD