Урок физики на тему "Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха". 8-й класс : Физика

Цели  урока:

  • Образовательная – сформировать представление о влажности воздуха, ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха;
  • Развивающая – развивать у учащихся умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, развивать устную речь;
  • Воспитательная – формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной работой, развитие эстетики.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1), термометры, кусочки марли, стакан с водой  (на каждую парту), психрометр, психрометрическая таблица.
На уроке используется образовательный ресурс  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
План урока

Этап урока

Приемы и методы

время

1

Организационный

Устное напоминание. Приветствие.

2

2

Подготовка к восприятию нового

Беседа. Презентация.

7

3

Постановка проблемного вопроса

Презентация

5

4

Новый материал.

Интернет-ресурс

20

5

Закрепление.

Беседа

5

6

Подведение итогов урока

Беседа

5

7

Домашнее задание

Задание

1

ХОД УРОКА
Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примененное оборудование

I. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим формирование знаний об агрегатных состояниях вещества.

II. Подготовка к восприятию нового

Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.
Первое задание:
...они оставят в небесах
свой след и медленно растают.
Что объединяет эти сюжеты?
Какие виды облаков вы знаете?

Бывает слепой, обложной, ливневый…
Что это?

«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.»
О чем говорится?
Кто автор этих строк?

А теперь подумайте и отгадайте загадку «Сивые  кабаны все поле облегли».
О каком явлении  идет речь?

Данное явление очень красиво описано Л. Толстым: «Когда в солнечное утро летом выйдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…»
Какое сравнение подобрал автор?

«Белая береза под моим окном / / Принакрылась снегом, точно серебром..»
Кто написал это стихотворение? Про что оно?

«Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.»
О чем идет речь в стихотворении С.Маршака

Некоторые родственные радуге явления возможно вам доводилось наблюдать – это гало (радужные круги вокруг Солнца и Луны), ложные солнца.
А теперь второе задание – ответы на основной вопрос:
Что объединяет все эти явления?
Итак, тема сегодняшнего урока «Влажность воздуха».

III. Постановка проблемного вопроса

А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить перед собой?

 

Какими способами будем искать ответы на все эти вопросы?

 

 

 

 

 

Как вы думаете, что такое влажность воздуха?

 

Какова причина появления водяного пара в воздухе?

 

Какой вид парообразования играет большую роль в образовании пара в атмосфере?
Верно. Давайте повторим, что такое испарение и от чего оно зависит.

IV. Новый материал

Влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять. В воздухе содержатся водяные пары. Мы можем определить массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность. Также эту величину мы раньше называли плотностью.

Значит, в каких единицам мы можем выразить абсолютную влажность?

Запишем в тетрадях, абсолютная влажность обозначается буквой…

Найдите в учебнике на странице определение этой величины и прочитайте его.

Введем следующее понятие – это «относительная влажность». Относительная влажность воздуха обозначается буквой φ и равна отношению плотности водяных паров к плотности насыщенных паров.
Запишем формулу для определения относительной влажности воздуха

Найдите в учебнике определение относительной влажности воздуха. Прочитайте его.

Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в воздухе – абсолютную и относительную влажности.

А теперь давайте немного порешаем задачи.

Для измерения относительной влажности используют прибор психрометр и психрометрические таблицы. Давайте рассмотрим устройство психрометра.
Для чего нужен сухой термометр?

Каковы показания сухого термометра?
Для чего нужен влажный термометр?
Почему показания влажного и сухого термометров отличаются?

 

Проведем эксперимент по определению влажности воздуха в кабинете. Для этого у вас на столах имеются термометры, кусочек марли, стакан с водой.

 

Можно по психрометру определить следующую зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров. При повышенной влажности испарение происходит медленнее с влажной ткани и термометр охлаждается меньше.
Также есть и другие приборы для измерения влажности воздуха, но о них вы прочитаете в учебнике дома самостоятельно.

V. Закрепление

Давайте вернемся к тем явлениям, которые мы рассматривали в начале урока и поговорим об одном из них, а также попробуем понять как связаны они с влажностью воздуха.

 

Как облака, дождь, иней связаны с влажностью вам объяснить нетрудно.
Объясните, как связана радуга с этим понятием.

 

VI. Подведение итогов урока

Вернемся к вопросам, которые мы с вами сегодня обсудили, и кратко ответим на них.
Объявление и выставление оценок.

VII. Домашнее задание: § 19, подобрать пословицы и приметы по теме

 

 

 

 

 

 

Облака
Перистые, кучевые, слоистые и т. д.

Дождь

 

 

 

О снеге
Сергей Есенин

«Пороша»

 

 

О тумане.

 

 

Роса
Алмазы. Также росу сравнивают с бриллиантами и жемчугом.

 

С.Есенин «Белая береза»

Иней.

Радуга.

 

Вода

 

 

1. Что такое влажность воздуха?
2. В чем причина проявления влажности?
3.  Как она себя проявляет? 4. На что влияет?
5.  Зачем нам необходимы знания о влажности?
6. Какими величинами характеризуется?
7.Как можно ее определить?

Рассказ, работа с учебником, проведение эксперимента, рассуждения.

Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.
Парообразование. 

Испарение.

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

г/см3

 

ρ

Учащиеся читают определение.

 

Дети записывают формулу в тетради.

 

Дети находят определение и читают его.

 

 

Учащиеся решают предложенные задачи

Учащиеся рассматривают устройство прибора.

Для измерения температуры.

Дети отвечают.

Вода с ткани испаряется, термометр охлаждается и показывает более низкую температуру. 

Обучающиеся проводят эксперимент по определению влажности воздуха. По психрометрической таблице учащиеся находят значение влажности воздуха.

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают одно из явлений и объясняют его.

 

 

 

Дети не сразу, но все-таки догадываются. Капля воды – призма, разлагает свет на спектр – радугу

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Слайд 2
Слайд 3

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд7
Слайд 8

 

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

 

 

Слайд 11

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр. 1

 

 

 

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр. 2

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр. 3

 

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр. 4

 

 

 

 

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр. 5,6

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр. 7

Термометр, кусочек марли, стакан с водой.

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
стр.В

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. Физика, 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений – 7-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 191, [1] c.: ил.
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
Читать еще:


Новые материалы:

Мамин платок. Урок изобразительного искусства. 3-й класс :: Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах :: Урок-практикум с элементами интеграции по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" :: Урок литературного чтения во 2-м классе «Сказка об игрушках. С.А. Воронин "Храбрый клоун"» :: Имя прилагательное – антонимы. 2-й класс :: Белый парень Рик (White Boy Rick), 2018 :: Кресла / MOON TRADE / Кресло-кровать Даллас 018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD