Распространение звука. Скорость звука. 9-й класс : Физика

Распространение звука. Скорость звука. 9-й класс : Физика

Цель урока: доказать, что звук распространяется в твёрдых, жидких и газообразных телах; научить вычислять скорость звука.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

2. Проверка домашнего задания

Тест (распечатывается отдельно для каждого ученика)

1. В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?

А) во всех направлениях;
Б) только по направлению распространения волны;
В) только перпендикулярно распространению волны;
Г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению

2. Чем определяется высота звука?

А) частотой колебаний;
Б) амплитудой колебаний;
В) частотой и амплитудой;
Г) ни частотой, ни  амплитудой

3. Динамик подключён к выходу звукового генератора электромагнитных колебаний. Частота колебаний 680 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?

А) 0,5 м;
Б) 1 м;
В) 2 м;
Г) 231200 м

4. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при постоянной амплитуде колебаний вынуждающей силы?

А) непрерывно возрастает с увеличением частоты;
Б) непрерывно убывает с увеличением частоты;
В) сначала возрастает, достигает максимума, затем убывает;
Г) сначала убывает, достигает минимума, затем возрастает

5. Камертон, прикреплённый резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий – настроен на большую частоту. Какой из камертонов начнёт звучать с большей амплитудой?

А) второй;
Б) третий;
В) оба камертона;
Г) ни один из них.

3. Изучение нового материала

Эксперимент

Под стеклянный колокол помещают электрический звонок, выкачивают воздух из-под колокола с помощью ручного насоса. Звук становится всё слабее и слабее, и прекращается.
Почему так происходит? (для распространения звука необходима упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут).

Газ

В воздухе скорость звука впервые была измерена в 1636 г фр. М.Марсенном. при температуре 20°С она составила 343 м/с.
Для примера, начальная скорость пули из пулемёта Калашникова 825 м/с, что превышает скорость звука в воздухе.
Пуля обгоняет звук выстрела и достигает своей жертвы до того, как приходит звук.
υ  звука (t среды): с увеличением  t среды - υ  звука возрастает.

Жидкость

В жидкостях скорость звука больше скорости звука в газах. 1826 г Ж.Каллад и Я.Штурм впервые измерили скорость звука в воде на Женевском озере в Швейцарии. При температуре 8°С она оказалась равна 1440 м/с.

Твёрдые тела

Скорость звука в твёрдых телах больше, чем в жидкостях и газах. Если приложить ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса можно услышать два звука. Один из них достигает уха по рельсу, другой по воздуху.
Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена она при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землёй, могли определить, ведёт ли враг подкоп к стенам или нет.
Твёрдые тела хорошо проводят звук. Благодаря этому люди, потерявшие слух, иной раз способны танцевать под музыку, которая доходит до их слуховых нервов не через воздух и наружное ухо, а через пол и кости.

4. Решение задач

Задача №1.

Какое утверждение верно?

1. Всякое звучащее тело колеблется;
2. Всякое колеблющееся тело звучит.

Ответ: верно первое утверждение, так как ухо человека воспринимает в виде звука колебания определённых частот 0 от 16 Гц до 20000Гц. Остальные колебания не являются звуковыми, поэтому не всякое колеблющееся тело звучит.

Задача №2.

На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с.

Ответ: S = 2,25 км

5. Домашнее задание

§ 37, 38 учебника Физика. 9 кл. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник; упр. 31.

Список литературы

  1. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, (4) с.: ил.; 1 л. цв. вкл.
  2. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
  3. Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.: ил.
  4. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7 – 9 кл. сред. шк. / В.И. Лукашик – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение,2004.
Читать еще:


Новые материалы:

Что такое бытовой гибкий эндоскоп :: Самое главное в нашумевшей истории про студента Бауманки и его соседку :: Почему мужчины бреются? :: «Звездные войны», Soft Power и цветовое кодирование :: Построение межсубъектных взаимоотношении в системе "учитель – ученик" — основа дифференциации образовательного процесса развивающейся школы :: Чудо-женщина ( Wonder Woman ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-04-Д2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD