Дополнительная образовательная программа "Физические задачи и методы их решения". 9-й класс : Физика

Курс “Физические задачи и методы их решения” предназначен для тех, кто любит решать интересные и сложные задачи, а также для тех, кто испытывает трудности в изучении физики. Основными направлениями деятельности на занятиях являются углублённое изучение основных разделов физики и решение задач. Обучающиеся учатся решать задачи различных типов: качественные, расчётные, экспериментальные, графические, тестовые, задачи на смекалку: сначала более лёгкие, а потом переходят к решению сложных задач.

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа с общим объёмом 64 часа.

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Задачи курса:

  • Развить общеучебные умения обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать в процессе решения задач.
  • Развить предметные ЗУН:
  • Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
  • Решение задач различного типа и уровня сложности.
  • Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Понимание текстов физического содержания.
  • Сформировать представления о приемах и методах решения физических задач.
  • Сформировать представления учащихся о практическом применении законов физики к процессам, происходящим в окружающем мире.
  • Сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
  • Развить творческие способности учащихся.
  • Развить коммуникативные умения работать в парах и группе. Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира.

Основные виды деятельности учащихся:

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач разных видов и различной трудности.
  • Составление обобщающих таблиц.
  • Выполнение тестовых заданий.
  • Чтение текстов физического содержания.
  • Выполнение экспериментальных заданий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании курса слушатели должны:

  • Уметь использовать для познания окружающего мира методы: наблюдение, эксперимент, моделирование.
  • Развить навыки воспринимать, анализировать и перерабатывать информацию.
  • Овладеть способами решения теоретических и экспериментальных задач.
  • Научиться планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты.
  • Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения.

В процессе обучения предполагается организовать текущий контроль в различных формах:

  • наблюдение за учащимися в ходе решения теоретических и экспериментальных задач,
  • взаимоконтроль и самоконтроль,
  • собеседование с учащимися,
  • выполнение тестовых заданий и диагностических работ.

Сроки реализации программы.

  • Программа реализуется в течение одного учебного года с октября по май включительно.
  • Курс рассчитан на 64 часа.
  • Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 1 час 30 минут.

Содержание программы

Тема №1. Механические явления

Кинематика материальной точки.

Прямолинейное движение. Составление модели движения. Координатный метод решения задач. Графический метод решения задач. Алгоритмические приемы решения задач кинематики. Решение задач на движение точки по окружности. Движение в поле тяготения Земли.

Динамика материальной точки.

Силы в механике (составление сводной таблицы). Геометрические приемы решения задач динамики. Алгоритмические приемы решения задач на законы Ньютона. Задачи на движение с учетом силы трения. Постановка и решение экспериментальных задач:

  • Измерение коэффициента упругости пружины.
  • Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени ее деформации.
  • Измерение коэффициента трения бруска при его движении по горизонтальной поверхности.
  • Исследование зависимости силы трения скольжения бруска от его веса.

Законы сохранения.

Алгоритмические приемы решения задач на закон сохранения импульса. Работа механических сил (составление сводной таблицы). Решение задач на определение работы сил и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии.

Статика. Гидростатика.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем (равновесие материальной точки; тела, имеющего ось вращения). Давление. Давление атмосферы. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Простые механизмы. КПД. Постановка и решение экспериментальных задач:

Исследование зависимости силы Архимеда от объема погруженной части бруска.

Механические колебания и волны.

Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний. Решение задач на определение характеристик упругих механических волн. Постановка и решение экспериментальных задач.

Тема № 2. Тепловые явления

Расчет количества теплоты при агрегатных превращениях вещества. Решение задач с использованием закона сохранения энергии в тепловых процессах. Определение влажности воздуха. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Постановка и решение экспериментальных задач:

Определение относительной влажности воздуха.

Тема № 3. Электромагнитные явления

Электростатика.

Решение задач электростатики с использованием закона сохранения электрического заряда.

Постоянный электрический ток.

Решение задач на описание электрических цепей постоянного тока с помощью законов Ома и Джоуля - Ленца. Решение задач на расчет сопротивления разветвленных электрических цепей. Постановка и решение экспериментальных задач:

Определение характеристик работы резистора в электрической цепи.

Построение вольтамперной характеристики резистора.

Электромагнитное поле.

Задачи на описание магнитного поля тока: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера. Решение задач на определение характеристик электромагнитных колебаний и волн.

Световые явления.

Решение задач на законы геометрической оптики. Решение задач на построение изображений, даваемых тонкой линзой. Постановка и решение экспериментальных задач:

Определение характеристик собирающей линзы.

Тема № 4. Квантовые явления

Решение задач на радиоактивные превращения атомных ядер. Решение задач с использованием законов сохранения массы и электрического заряда в ядерных реакциях.

Тематический план занятий

№ п/п Тема Количество часов
всего теория эксперимент
1 Механические явления
  Кинематика материальной точки. 9 9 0
  Динамика материальной точки. 12 8 4
  Законы сохранения. 5 5 0
  Статика. Гидростатика. 8 7 1
  Механические колебания и волны. 3 3 0
2 Тепловые явления 8 7 1
3 Электромагнитные явления
  Электростатика. 2 2 0
  Постоянный электрический ток. 6 4 2
  Электромагнитное поле. 5 5 0
  Световые явления. 4 3 1
4 Квантовые явления 2 2 0
  Всего 64 55 9

Поурочное планирование курса “Физические задачи и методы их решения” <Приложение 1>

 Список основной и дополнительной литературы:

  1. ГИА. Физика. Сборник экспериментальных заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Москва. Санкт-Петербург. “Просвещение” 2012
  2. Лебедева О. И., Гурецкая Н. Е. Промежуточная аттестация. Физика. 7-9 классы. Москва. “Вако” 2013.
  3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7-9 классы. Просвещение.
  4. Лукашик В. И. Физическая олимпиада. Москва. “Просвещение” 1987.
  5. Перышкин А. В. Сборник задач по физике. 7-9 классы. М: Экзамен, 2014
  6. Перышкин А. В. Физика 7 класс. Москва. Издательство “Дрофа” 2013
  7. Перышкин А. В. Физика 8 класс. Москва. Издательство “Дрофа” 2013
  8. Перышкин А. В., Гутник Е. М., Физика 9 класс. Москва. Издательство Дрофа.2013
  9. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации.
  10. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 7 класс. М: Экзамен, 2013
  11. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 8 класс. М: Экзамен, 2012
  12. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 9 класс. М: Экзамен, 2012
  13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов А. В. (http://school-collection.edu.ru/)
Читать еще:


Новые материалы:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное" (космическое путешествие) :: Лексические средства выразительности художественной речи :: Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Способы словообразования. 10–11-й классы :: Открытый урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" :: Урок русского языка по теме "Типы связи слов в словосочетании". 8-й класс :: Zомбоящик, 2017 :: Детские товары/Игрушки и игровые комплексы/Игры на улице/Игровые и спортивные комплексы, горки/Садовая мебель/Детские площадки / Симба / Игровой комплекс Симба ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD