Дополнительная образовательная программа "Физические задачи и методы их решения". 9-й класс : Физика

Дополнительная образовательная программа "Физические задачи и методы их решения". 9-й класс : Физика

Курс “Физические задачи и методы их решения” предназначен для тех, кто любит решать интересные и сложные задачи, а также для тех, кто испытывает трудности в изучении физики. Основными направлениями деятельности на занятиях являются углублённое изучение основных разделов физики и решение задач. Обучающиеся учатся решать задачи различных типов: качественные, расчётные, экспериментальные, графические, тестовые, задачи на смекалку: сначала более лёгкие, а потом переходят к решению сложных задач.

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа с общим объёмом 64 часа.

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Задачи курса:

  • Развить общеучебные умения обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать в процессе решения задач.
  • Развить предметные ЗУН:
  • Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
  • Решение задач различного типа и уровня сложности.
  • Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Понимание текстов физического содержания.
  • Сформировать представления о приемах и методах решения физических задач.
  • Сформировать представления учащихся о практическом применении законов физики к процессам, происходящим в окружающем мире.
  • Сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
  • Развить творческие способности учащихся.
  • Развить коммуникативные умения работать в парах и группе. Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира.

Основные виды деятельности учащихся:

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач разных видов и различной трудности.
  • Составление обобщающих таблиц.
  • Выполнение тестовых заданий.
  • Чтение текстов физического содержания.
  • Выполнение экспериментальных заданий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании курса слушатели должны:

  • Уметь использовать для познания окружающего мира методы: наблюдение, эксперимент, моделирование.
  • Развить навыки воспринимать, анализировать и перерабатывать информацию.
  • Овладеть способами решения теоретических и экспериментальных задач.
  • Научиться планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты.
  • Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения.

В процессе обучения предполагается организовать текущий контроль в различных формах:

  • наблюдение за учащимися в ходе решения теоретических и экспериментальных задач,
  • взаимоконтроль и самоконтроль,
  • собеседование с учащимися,
  • выполнение тестовых заданий и диагностических работ.

Сроки реализации программы.

  • Программа реализуется в течение одного учебного года с октября по май включительно.
  • Курс рассчитан на 64 часа.
  • Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 1 час 30 минут.

Содержание программы

Тема №1. Механические явления

Кинематика материальной точки.

Прямолинейное движение. Составление модели движения. Координатный метод решения задач. Графический метод решения задач. Алгоритмические приемы решения задач кинематики. Решение задач на движение точки по окружности. Движение в поле тяготения Земли.

Динамика материальной точки.

Силы в механике (составление сводной таблицы). Геометрические приемы решения задач динамики. Алгоритмические приемы решения задач на законы Ньютона. Задачи на движение с учетом силы трения. Постановка и решение экспериментальных задач:

  • Измерение коэффициента упругости пружины.
  • Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени ее деформации.
  • Измерение коэффициента трения бруска при его движении по горизонтальной поверхности.
  • Исследование зависимости силы трения скольжения бруска от его веса.

Законы сохранения.

Алгоритмические приемы решения задач на закон сохранения импульса. Работа механических сил (составление сводной таблицы). Решение задач на определение работы сил и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии.

Статика. Гидростатика.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем (равновесие материальной точки; тела, имеющего ось вращения). Давление. Давление атмосферы. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Простые механизмы. КПД. Постановка и решение экспериментальных задач:

Исследование зависимости силы Архимеда от объема погруженной части бруска.

Механические колебания и волны.

Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний. Решение задач на определение характеристик упругих механических волн. Постановка и решение экспериментальных задач.

Тема № 2. Тепловые явления

Расчет количества теплоты при агрегатных превращениях вещества. Решение задач с использованием закона сохранения энергии в тепловых процессах. Определение влажности воздуха. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Постановка и решение экспериментальных задач:

Определение относительной влажности воздуха.

Тема № 3. Электромагнитные явления

Электростатика.

Решение задач электростатики с использованием закона сохранения электрического заряда.

Постоянный электрический ток.

Решение задач на описание электрических цепей постоянного тока с помощью законов Ома и Джоуля - Ленца. Решение задач на расчет сопротивления разветвленных электрических цепей. Постановка и решение экспериментальных задач:

Определение характеристик работы резистора в электрической цепи.

Построение вольтамперной характеристики резистора.

Электромагнитное поле.

Задачи на описание магнитного поля тока: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера. Решение задач на определение характеристик электромагнитных колебаний и волн.

Световые явления.

Решение задач на законы геометрической оптики. Решение задач на построение изображений, даваемых тонкой линзой. Постановка и решение экспериментальных задач:

Определение характеристик собирающей линзы.

Тема № 4. Квантовые явления

Решение задач на радиоактивные превращения атомных ядер. Решение задач с использованием законов сохранения массы и электрического заряда в ядерных реакциях.

Тематический план занятий

№ п/п Тема Количество часов
всего теория эксперимент
1 Механические явления
  Кинематика материальной точки. 9 9 0
  Динамика материальной точки. 12 8 4
  Законы сохранения. 5 5 0
  Статика. Гидростатика. 8 7 1
  Механические колебания и волны. 3 3 0
2 Тепловые явления 8 7 1
3 Электромагнитные явления
  Электростатика. 2 2 0
  Постоянный электрический ток. 6 4 2
  Электромагнитное поле. 5 5 0
  Световые явления. 4 3 1
4 Квантовые явления 2 2 0
  Всего 64 55 9

Поурочное планирование курса “Физические задачи и методы их решения” <Приложение 1>

 Список основной и дополнительной литературы:

  1. ГИА. Физика. Сборник экспериментальных заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Москва. Санкт-Петербург. “Просвещение” 2012
  2. Лебедева О. И., Гурецкая Н. Е. Промежуточная аттестация. Физика. 7-9 классы. Москва. “Вако” 2013.
  3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7-9 классы. Просвещение.
  4. Лукашик В. И. Физическая олимпиада. Москва. “Просвещение” 1987.
  5. Перышкин А. В. Сборник задач по физике. 7-9 классы. М: Экзамен, 2014
  6. Перышкин А. В. Физика 7 класс. Москва. Издательство “Дрофа” 2013
  7. Перышкин А. В. Физика 8 класс. Москва. Издательство “Дрофа” 2013
  8. Перышкин А. В., Гутник Е. М., Физика 9 класс. Москва. Издательство Дрофа.2013
  9. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации.
  10. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 7 класс. М: Экзамен, 2013
  11. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 8 класс. М: Экзамен, 2012
  12. Чеботарева А. В. Тесты по физике. 9 класс. М: Экзамен, 2012
  13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов А. В. (http://school-collection.edu.ru/)
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное занятие на тему "Уроки жизни Сергия Радонежского" :: Сценарий торжественного концерта к 50-летнему юбилею школы :: Удмуртия – родина П.И.Чайковского :: "Казачьему роду нет переводу" (жизнь и обычаи донских казаков) :: Урок-игра "Миллионер знаний" :: Хищник ( The Predator ), 2018 :: Мебель/Диваны / Etagerca / Двухместный серый диван Provance ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD