Механические волны. Звук : Физика

Механические волны. Звук : Физика

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с одним из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением.
  • Расширить знания о полезном и вредном действии звука.

Развивающие:

  • Развитие критичности и гибкости мыслительных операций, умения делать сопоставления, выдвигать гипотезы.
  • Расширение кругозора учащихся на основе материала по теме, формирование мировоззрения и научных убеждений.
  • Развиватие внимания, логики, умения выделять главное в тексте, анализировать и систематизировать информацию.

Воспитательные: Воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи.

Методическая цель: использование информационных технологий при изучении нового материала, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.

Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции обучающегося:

  • отыскивать причины явлений;
  • работать с инструкциями;
  • искать (умение получать информацию из прочитанного, услышанного и увиденного;
  • мыслить (умение устанавливать взаимосвязь);
  • описывать результаты, формулировать выводы
  • навыки самоорганизации (умение организовывать учебную работу);
  • коммуникативные навыки (умение работать в группе, умение отстаивать свою точку зрения).

Задачи урока:

  • познакомить с условиями возникновения волн и их видами;.
  • изучить свойства механических волн;
  • вести понятия длины волны, скорости распространения волны,
  • сформировать представление о звуке.

Тип урока: комбинированный

Возраст обучащихся: I курс

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • Ноутбук, мультимедийное оборудование;
  • презентация “Волны”
  • запись Физкультминутки
  • 2 маятника, измерительная лента
  • бельевой шнур длиной12 м
  • игрушка пружина
  • камертоны, легкий шарик на нити
  • расческа с частыми и редкими зубьями, открытка волновая машина

Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:

  • частично-поисковый (анализ результатов эксперимента);
  • контроля и самоконтроля (закрепление знаний, ответы на вопросы);
  • информационно-коммуникационные образовательные технологии;
  • групповая работа

Время реализации занятия: 80 минут

Дидактический материал:

  • Мини-тесты
  • Сравнительные таблицы уровня шума и реакции организма,
  • Тексты с заданиями для групповой работы

Межпредметные связи: математика, информатика

Ход урока

По ходу урока демонстрируется презентация. Приложение 6

Время, мин. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1 2 Орг. момент Приветствие, организация внимания, проверка посещаемости Готовят всё необходимое, доклад командира
2 6 Актуализация пройденных знаний Мини-тест по пройденному материалу

2 человека получают индивидуальные задания

Отвечают на вопросы теста

Выполняют индивидуальные задания

3 6 Взаимопроверка теста Демонстрирует правильные ответы и критерии оценки.

Проверяет и оценивает индивидуальные задания

Проверяют и оценивают тест
4 4 Тема и задачи урока Обозначает тему и задачи урока Записывают тему урока в рабочую тетрадь.
5 20 Изучение нового материала Объясняет новый материал Слушают учителя, делают записи в рабочей тетради.
6 3 Физкультминутка Дает ссылку на физкультминутку Выполняют упражнения
7 20 Работа в группах Выдает групповые задания.

Предлагает записать основные выводы.

Выполняют экспериментальные задания или читают выданные тексты, рассказывают о том, что узнали
8 2 Доклад учащегося Предлагает выслушать Слушают
9 3 Микроисследование Предлагает изучить таблицу и ответить на вопрос Знакомятся с таблицей и отвечают на вопрос.
10 12 Работа по закреплению полученных знаний Предлагает решить задачи №,1026, 1030,1031 и ответы на вопросы Решают задачу 1026 1 человек у доски, остальные в тетради. Другие задачи решают устно.
11 5 Домашнее задание, итог урока Указывает домашнее задание, выставляет оценки Записывают домашнее задание в дневник
12

3

Рефлексия Предлагает проанализировать свою деятельность на уроке Анализируют свою деятельность на уроке,

Сценарий урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! К уроку необходимо подготовить учебник, рабочую тетрадь, ручку, карандаш, .

2. Актуализация пройденного материала.

Вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке?

(О механических колебаниях, их видах и величинах их описывающих)

Проверим, как вы запомнили изученный материал. Вам нужно к первому столбику приписать числа или буквы из второго столбика. Подпишите ручкой листок.

Приложение 1

3. Тема и задачи урока.

Сегодня мы познакомимся с волновым движением. Где в жизни вы встречались со словом “волны”? (Волны на поверхности воды).

Волновое движение часто встречается в природе Например морские волны все помнят картину И.К. Айвазовского “Девятый вал”, существуют сейсмические волны.

Мы будем изучать волны, распространяющиеся в упругой среде. Их называют “Механические волны”.

Назвать тему урока. Записать в тетрадь.

Наши задачи:

  • познакомится с условиями возникновения волн и их видами;.
  • изучить свойства механических волн
  • узнать что такое длины волны, скорость распространения волны,
  • получить представление о звуке.

4. Изучение нового материала.

Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называют волной.

Чтобы волны начали распространяться, необходим источник колебаний. Он возбуждает колебания в среде. Среда деформируется, а т.к. отдельные элементы среды связаны друг с другом, то колебание вызванное в одном месте, будет возбуждать колебания следующих за ним частиц. Постепенно все более отдаленные частицы придут в колебательное движение, и получается волна.

В зависимости от того, как ориентированы колебания частиц среды относительно направления распространения волны, различают поперечные и продольные волны.

Слайд Поперечные волны. (Только в твердых телах).

Слайд Продольные волны. (В твердых жидких и газообразных средах).

Свойства волн.

  • Волна переносит энергию и не переносит вещество.
  • Для волнового движения характерна периодичность во времени и периодичность в пространстве.

Физические величины, описывающие волны.

Волны, это колебания, которые движутся. Поэтому все физические величины, описывающие колебания, используют и для волн.

Это:

  • Амплитуда А
  • Период Т
  • Частота v а также
  • Скорость U\'
  • Длина волны

Длиной волны называется расстояние, на которое смещается вола за один период. = U\' Т, ? = U\'/

Если упругие волны имеют частоту в диапазоне от16 до 20000 Гц, то достигнув уха они вызывают ощущение звука.

Звук - упругие волны с частотой от16 до 20000 Гц.

Ели частота меньше, то инфразвук, ели больше, то ультразвук.

5. Физкультминутка.

6. Групповая работа.

Все учащиеся делятся на группы по 4 человека.

Каждая группа получает задание. Необходимо выполнить задание и представить отчет группы. Приложение 2

7. Сообщение учащегося "Шум и борьба с ним". Приложение 3

8. Микроисследование.

Пользуясь таблицей, определить:

1. Какой шум безвреден.

2. Какой шум самый опасный для вас лично?

Приложение 4

Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Для человека практически безвреден шум 20–30 дБ, допустимая граница – 80 дБ, 130 дБ вызывают болевые ощущения, 150 дБ уже непереносимы

9. Работа по закреплению полученных знаний.

Задача. Во время грозы человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел разряд?

Найти S.
___________

Дано

v =340м/с

t=15c

Решение.

Скорость света очень велика. Поэтому мы будем считать, что человек увидел вспышку молнии практически в тот момент, когда она произошла.

Поэтому S = vt

S=340 x 15=5100м примерно 5 км.

Когда гроза, как можно определить, на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

Ответ: Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20о С примерно 340 м/с и время, за которое до него дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.

Задача 2: При полете большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается? Кто в полете быстрее машет крылышками: муха, шмель или комар? Как это можно определить?

(Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель, определить это можно по высоте звука, который издают насекомые).

Задача 3. Как на слух определить, работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие?

(По высоте звука. При сверлении отверстия частота уменьшается и звук становится ниже.

10. Домашнее задание, итог урока.

Создать презентацию или подготовить сообщение “Ультразвук и его использование в медицине и технике”

Рефлексия. Проанализировать свою деятельность на уроке, закончив фразы. Приложение 5

Читать еще:


Новые материалы:

Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада :: Урок русского языка по теме "Три типа склонения имен существительных". 4-й класс :: Викторина по произведениям С.Писахова, Л.Лагина, М.Зощенко. Проект "Успешное чтение". 3-й класс :: Урок окружающего мира по теме "Дикие животные: лось" :: Урок геометрии в 8-м классе по теме: "Значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45° и 60°" :: Козни. Последний сюжет Пазолини ( La macchinazione ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Роден ( Rodin ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD