Разработка интегрированного урока (история + физика) "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…". 8-й класс : Физика

Цели урока:

  • Образовательные — ознакомиться с личностью Ломоносова, с его значением для российской науки.
  • Развивающие — создание условий для развития творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные — размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека; воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.

Тип урока: интегрированный урок (история+физика)

Межпредметные связи: история, физика, химия, литература, МХК.

Оформление доски — тема, портрет, эпиграф: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник…» А. С. Пушкин

Оборудование:

  • выставка книг о М.В. Ломоносове;
  • иллюстративный материал о научной деятельности Ломоносова;
  • фрагменты документального фильма о Ломоносове «Петр Великий русской литературы»;
  • музыкальное оформление: Рахманинов  «Симфония №2»;
  • мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или другие технические средства обучения).

Задачи:

  • Раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества.
  • Показать значение просветительской и научной  деятельности М. В. Ломоносова всех сторон жизни России XVIII века.
  • Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.
  • Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Образовательные и воспитательные технологии: информационно–коммуникационная, проектная, традиционная.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова в истории отечественной и мировой науки и культуры занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Сегодняшний урок мы назовем «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» и посвятим этому великому ученому.
Документальный фильм о Ломоносове (3-4 мин.) (Приложение 7)
Урок начинаем с маршрута: Отправная точка – Архангельская губерния

II. Выступления учеников

Поморье – родина великого ученого.

Звучит отрывок из «Симфонии №2» Рахманинова.
Выступление учащихся начинается с чтения стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»
Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В.Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги – «вратаучености» М.В.Ломоносова. Север и формирование личности М.В.Ломоносова (см. Приложение 1)

Становление будущего академика.

Годы учебы М.В.Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В.Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В.Ломоносова в Германии. Ученые – учителя М.В.Ломоносова. (см. Приложение 2)

Летопись научных достижений

Достижения М.В.Ломоносова в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук (см. Приложение 3)

Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.

Естественнонаучные взгляды М.В.Ломоносова. Корпускулярная теория материи. Достижения М.В.Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания – физической химии. М.В.Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.
Достижения М.В.Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В.Ломоносова в развитие метеорологии (см. Приложение 4)

М.В.Ломоносов – первый историограф российского народа

Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация истории России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В.Ломоносов о роли ПетраI в истории России. Понимание русской истории как героической (25 сюжетов М.В.Ломоносова для живописных картин на темы русской истории). Основание Московского университета (см. Приложение 5)

Стекольное дело и мозаичное искусство.

Выведение рецептуры стекла в химической лаборатории. Открытие стекольной фабрики в Усть-Руде. Мозаичная мастерская в Санкт-Петербурге. Работы по мозаике (см. Приложение 6)

III. Викторина “О Ломоносове»

  1. Какие книги Ломоносов называл “вратами своей учёности”? («Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)
  2. Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)
  3. Как называлась деревня, в которой родился Михайло Ломоносов? ( деревня Мишанинская)
  4. С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)
  5. Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)
  6. Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)
  7. В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)
  8. “Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец...” Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин.)
  9. С 1841 г М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Попробуйте предположить, какие термины ввёл Ломоносов? (термометр, формула, барометр, атмосфера)
  10. Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Что в чёрном ящике? (состав для получения фарфора – фарфоровая посуда)
  11. Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? Попробуйте их назвать. (восемь: Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович,Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II)
  12. Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета» (25 января 1755г)

IV. Рефлексия

– Какие трудности возникли у вас на протяжении работы?
– Что вам было интересно на этом уроке?
– Согласны ли вы с высказыванием из отрывка А.С.Пушкина о М.В.Ломоносове, взятым в качестве эпиграфа?

 

V. Заключительное слово учителя

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В.Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
 “Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”.
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы отрывком из стих. В.Гайдуковой «Век восемнадцатый…» и пожелать вам, чтобы достичь многого в жизни, вы как можно больше сил своих отдавали вашему главному занятию – Учебе!

(Подготовленный ученик читает отрывок из В. Гайдуковой  «Век восемнадцатый…».)

Век восемнадцатый — России просвещение,
Расцвет в науке, шаг в литературе.
Образования явилось вдруг знаменье,
И настоящий человек заложен в той натуре.
Его фамилия известна всей России,
И в городах, и в деревнях гордятся им,
То имя на себя печать носило
И отпирало двери все благословением своим.
Открытия его нам до сих пор известны,
Важны и применяются сейчас,
И иностранцев нам высказывания лестны,
Что это был России час.
Его научные заслуги все бесценны,
В литературу новые открытья внёс,
Его прекраснейшие оды очень ценны,
Талант ему признание принёс.
Его произведения читают в наши дни
И ими восхищаются все до сих пор,
Вся жизнь его — открытия одни,
А кто того не знает, сильный им укор.
Он подлинный был свет образованья,
Всемирной славы в жизни он достиг,
И заслужил он громкое признанье,
И знания великие постиг.

VI. Домашнее задание

Составить кроссворд на тему: «М.В.Ломоносов – великий ученый». 

Читать еще:


Новые материалы:

Работа с текстом на уроке французского языка по теме "Je me promene dans Paris" :: Интегрированный урок (риторика + английский язык) "Почему? Какой? Как это было?". 2-й класс :: Кто был Шекспиром? (английский язык) :: Региональный компонент на уроках английского языка :: Урок-игра "Рождество – Christmas" :: Звездные войны: Эпизод 9 ( Star Wars: Episode IX ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Неман / Комод Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как похудеть и не есть после 6

Как не есть после 6 вечера при похудении - как научиться, мотивация и результаты Важным фактором, негативно влияющим на фигуру, врачи называют употребление пищи...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Упражнения на тренажерах для похудения

Упражнения на тренажерах Занятия спортом для похудения способны принести огромные результаты, но не всегда есть возможность заниматься бегом, плаванием, ездой на...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Комплекс физических упражнений для похудения

Эффективные физические упражнения для похудения тела Упражнения для похудения тела также необходимы, как правильное питание и сильная мотивация. Именно на этих...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Белковый обед для похудения рецепты

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD