Урок на тему "Освоение космоса". 9-й класс : Физика
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок на тему "Освоение космоса". 9-й класс : Физика

Тип занятия: совершенствование знаний

Цель: сформировать знания о первой космической скорости, об искусственных спутниках Земли; познакомить учащихся с основными историческими этапами в освоении космоса, поддержать стремление к изучению истории страны, воспитание патриотизма.

Задачи:

  • Образовательная – изучить формулу первой космической скорости, рассмотреть устройство искусственных спутников Земли; этапы освоения околоземного пространства Земли и состав Солнечной системы, рассмотреть достижения человека через исторические события.
  • Развивающая – продолжить развитие абстрактного мышления, умения работать в группе, высказывать предложения, согласовывать ответ в группе.
  • Воспитательная – продолжить развитие интереса к предмету, в том числе и к астрономии, воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствие.

Приветствие.

2

Постановка цели и задачи занятия

1) Сегодня вы исследователи. Определите, что мы будем сегодня изучать, глядя на экран. (Приложение 1)
Правильно: Космос и его освоение.

2) Давайте подумаем и сформулируем мысль для чего и зачем нам нужно знать о космосе?
Чтобы вас воодушевить, предлагаю следующие картинки.

3) С помощью чего можно изучать космос?

Попробуйте сформулировать задачи нашего занятия.

Выдвигают свои варианты.
Ожидаемый ответ: космос.

Знакомятся с картинками и отмечают идею. Формулируют конечную мысль на бумаге.

 

Выдвигают свои варианты.
Ожидаемый ответ: телескопы, искусственные спутники.

3

Актуализация опорных знаний

1) Какой закон главенствует в космосе?

2) Вспомните, от чего зависит сила притяжения тел. Запишите формулу закона всемирного тяготения.
3)Чем отличаются силы притяжения Луны к Земле и Земли к Луне?

4) Почему же Луна – спутник Земли, а не наоборот?
(обратите внимание на рисунок)

 

Для рассмотрения системы тел Земля – Луна, разберем упр. 18 (5)
(работа по слайду, диалог с учащимися)

Выдвигают свои варианты.
Ожидаемый ответ: закон Всемирного тяготения.
Выдвигают свои варианты.
Ожидаемый ответ:

Выдвигают свои варианты.
Ожидаемый ответ: согласно III закону Ньютона, только направлением.
Выдвигают свои варианты.
Ожидаемый ответ: центр вращения находится внутри Земли, Луна имеет меньшую массу.
Пошаговое оформление и решение задачи в тетради.

4

Теоретическое усвоение новых знаний

1) Рассмотрим скорость искусственного спутника в поле тяготения Земли:, ,
, ,

2) Ознакомимся с ИСЗ:
– использование;
– космические скорости;
– устройство.

 

5

Закрепление

Назовите страны, сделавшие огромное количество открытий о Земле и Солнечной системе.
Продолжим нашу работу в группах. (делит класс на 2 группы)

Вручает флаги стран группам.

Ожидаемый ответ:
Это Россия (СССР) и США

Слушают инструкцию.

 

Игра на исторические факты.

Дает инструкцию по выполнению упражнения на исторические факты.
Раздаёт карточки с событиями по командам,
Задаёт вопросы к карточкам.
(Приложение 2 игра – спрашивайте у автора статьи. Прим.ред.)

Выполняют задания.

 

Приём тонких и толстых вопросов.

Отправимся в путешествие по нашей Солнечной системой.
Викторина «Освоение Солнечной системы»

Отвечают на вопросы викторины.

5

Домашнее задание

§ 20; Упр 19
Презентации в программе PowerPoint:

  • Первые спутники в освоении космоса
  • Современные спутниковые системы
  • Принцип работы спутника
  • Фантастические идеи К.Э Циолковского.
  • История успеха С.П. Королёва

Запись задания на дом.

6

Рефлексия и оценивание

Выскажите своё мнение об уроке (что было интересным, что вам пригодится для дальнейшего изучения, чтобы вы хотели ещё узнать);
Оцените свою работу на уроке.
Высказывает благодарность за работу на занятии.

Выступают со своими замечаниями и предложениями.
Оценивают работу в группе, самооценивание, проверка достижения цели и задачей.

Работа в группах.

Инструкция к заданиям: подобрать карточки с событиями к датам с картинками.

Вопросы: Что произошло…

Карточки

4 октября 1957

запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1.

4 января 1959

станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца.

4 октября 1959

запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны.

14 сентября 1959 

станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР.

19 августа 1960

совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.

12 апреля 1961 

первый полёт человека в космос, Гагарин, Юрий Алексеевич.

6 августа 1961

второй пилотируемый  полет, проводились медико-биологические эксперименты и киносъёмка Земли с борта космического корабля.

14 декабря 1962

Первый контролируемый пролёт около Венеры.

19 июня 1963

Первый неуправляемый пролёт около Марса.

Викторина «Освоение Солнечной системы»

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

1) От чего зависит первая космическая скорость?
2) Чем отличается искусственный спутник от естественного спутника?
3) За счет чего выполняется электропитание искусственного спутника?
4) Что нужно для запуска ИСЗ?
5) Какой скорости надо достичь, чтобы покинуть орбиту Земли?

1) Какая страна впервые запустила ИСЗ?
2) Какая страна впервые отправила человека в космос?
3) Какая страна впервые отправила человека на Луну?
4) Имеет ли Марс естественные спутники?
5) Может ли человек провести в невесомости 4 месяца?
6) Правда ли, что спутник Вояджер-1 долетел до Юпитера и Сатурна?
7) На какой телескоп не действует атмосфера Земли?
8) Как называются останки человеческой деятельности на орбите Земли?
9) Правда ли, что с Земли мы можем увидеть обратную сторону Луны?
10) Назовите 2 основные системы навигации?

Читать еще:

Новые материалы:

Иллюстрации к волшебным сказкам народов Саха :: Интегрированный урок "Окружающий мир + математика" по теме "Лес и человек" (4-й класс) :: Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" :: Сценарий выпускного вечера. 4-й класс :: Урок-путешествие "Мой край — Воронежская область" (Окружающий мир, 4-й класс) :: Да, шеф!, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru