Возможные формы экологического образования на уроке на основе физического материала. Решение задач по теме «Взаимодействие тел» : Физика

Возможные формы экологического образования на уроке на основе физического материала. Решение задач по теме «Взаимодействие тел» : Физика

Цели:

  • Повторение и обобщение знаний о механическом движении.
  • Выработка умения решать задачи на расчёт параметров прямолинейного движения.
  • Повторить определение плотности твёрдого тела.
  • Формирование представлений о единстве человека и природы, их обоюдной уязвимости.

План урока:

  1. Повторение теоретического материала
  2. Взаимоконтроль (ответить на вопросы);
  3. Знаешь ли ты формулы;
  4. Решение задач в группах.
    1. Первая группа (расчёт задач на движение);
    2. Вторая группа (экспериментальные задачи на определение плотности древесины и установление вследствие расчётов породы древесины).
    3. Третья группа (решение задач экологического содержания, с помощью которых можно изучить состояние водных ресурсов)

Ход урока

Цель урока повторить и обобщить знания о механическом движении, закрепить навыки по определению плотности твёрдого тела и решению задач по определению экологического состояния края.

Урок не традиционный. Мы сегодня на уроке будем готовиться к экспедиции по исследованию экологического состояния края.

В ходе урока будем выпускать “экологический бюллетень”, в котором отразим состояние окружающей нас природы.

Работать будем по группам.

1-я группа – занимается расчётными задачами, такими как:

  1. Сколько времени понадобиться трём группам для прибытия на базу, если они будут добираться разными видами транспорта?
  2. С какой скоростью надо двигаться, чтобы прийти вместе?
  3. Какой экологически чистый способ передвижения выбрать для экспедиции?
  4. Моё выступление. Состояние атмосферного воздуха г. Комсомольска-на-Амуре и способы очистки воздуха (инерционный фильтр).

2-я группа - будет заниматься исследованием пород деревьев, произрастающих в нашем крае и ролью лесов в жизни человека.

Ответят на вопросы:

  1. Определить, из каких пород деревьев изготовлены эти кубики.
  2. Рассмотреть образцы деревьев на столе и назвать виды деревьев, произрастающих в крае.
  3. Какую роль играют леса в жизни человека?
  4. Работа с картой (рассказать о лесных пожарах).

3-я группа – будет учиться исследовать состояние воды в реках и озёрах и ответят на такие вопросы:

  1. Надо ли брать с собой питьевую воду?
  2. Если нет, то, какие способы очистки воды в походных условиях они применят?

(Кто справиться с этим заданием, того возьмите с собой в экспедицию)

Повторение.

Вначале повторим теоретический материал по данной теме.

Командиры проводят в группах взаимоконтроль по следующим вопросам:

1. Вопросы взаимоконтроля (5 минут)

  1. Что называется механическим движением?
  2. Что показывает скорость движения тела?
  3. Как определить скорость движения тела?
  4. Единицы измерения скорости
  5. Как рассчитать пройденный путь?
  6. Как определить время движения?
  7. Что называют инерцией?
  8. Что называют плотностью вещества?
  9. Как рассчитать плотность вещества?

2. Знаете ли вы формулы?

3/ Раздать задание по группам.

Работаете 15 мин. – после чего каждая группа отчитывается о проделанной работе, защищает свою работу.

Задачи 1 группы.

№1. За какое время группа велосипедистов пройдёт путь 30 км, если средняя скорость их движения равна 6 м/c. (время в ответе выразить в часах)

S = 30 км = 30 000 м

U = 6 м/с

t - ?

_____________

Ответ: время движения 1,3 ч.

№2. Пешеходы двигались со средней скоростью 5 км/ч. Какое время им потребуется для прохождения расстояния в 30 км?

U = 5 км/ч

S = 30 км

t - ?

_____________

Ответ: время в пути равно 6ч.

№3. За какое время плывущая по течению реки Амур моторная лодка пройдёт путь 30 км, если скорость течения реки 3 км/ч, а скорость лодки в стоячей воде 40 км/ч?

S = 30 км

Up = 3 км/ч 

Uст.в. = 40 км/ч

t - ?

_____________

; где U = Up + Uст.в.

= = 0,66ч

Ответ: время движения 0,66ч.

№4. Автомобиль первую часть пути (30 км) прошёл со средней скоростью 15 км/ч. Остальной путь (40 км) он прошёл за 1 ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всём пути?

S = 30 км = 30 000 м

U1 = 15м/с

= 40 км

= 1ч

- ?

_____________

=

Неизвестно

  = 2 000с = 0,55ч.

= = 45км/ч = 12,5 м/с

Второй способ:

S = 30 км = 30 000 м

U1 = 15м/с

= 40 км = 40 000 м

= 1ч = 3 600 с

- ?

_____________

 

  = = 2 000 с

  = = 12,5м/с

Ответ: средняя скорость автомобиля 12,5м/с

№5. Какой экологически чистый способ передвижения выбрать для экспедиции?

№6. Кто является основными загрязнителями атмосферного воздуха в г. Комсомольске-на-Амуре?

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта в 1995г. составили 36,610 тыс.тонн, в том числе:

Твёрдых веществ – 6,844 тыс.тонн
Диоксида серы - 7, 381 тыс.тонн
Окиси углерода - 11,44 тыс.тонн токсичные
Углеводорода - 4,668 тыс.тонн отравляющие
Оксидов азота - 5,090 тыс.тонн вещества
Прочих - 1,187 тыс.тонн

Вклад предприятий и автотранспорта в загрязнение атмосферы можно рассмотреть на диаграмме.

Вы видите, что основными загрязнителями воздуха являются теплоэлектростанции и автотранспорт.

  • Каким образом на предприятиях и в автотранспорте борятся за очистку воздуха от загрязнения?
  • Рассказать о способе очистки воздуха:

Сообщение

N Инерционный промышленный фильтр

Заполнить бюллетень!!!

Задачи 2-й группы

№1. Определить их каких пород деревьев изготовлены эти кубики

Опыт 1 (кубик 5 – лиственница)

m = 45г

V = a3 = (4см)3 = 64 см3

p - ?

_____________

= 0,703 г/см3 = 703 кг/м3

Ответ: кубик изготовлен из лиственницы.

Опыт 2 (кубик 4 – ясень)

m = 41,2г 

V = 64 см3

p - ?

_____________

= 0,643 г/см3 = 643 кг/м3

Ответ: кубик изготовлен из ясеня.

Опыт 3 (кубик 1 – ель)

m = 29,6г 

V = 64 см3

p - ?

_____________

= 0,462г/см3 = 643 кг/м3

Ответ: кубик изготовлен из ели.

Опыт 4 (кубик 3 – липа)

m = 34,7г

V = 64 см3

p - ?

_____________

= 0,542 г/см3 = 542 кг/м3

Ответ: кубик изготовлен из липы.

Плотность древесины при 12% влажности

Лиственница - 700 кг/м3

Сосна обыкновенная - 500 кг/м3

-//- сухая - 400 кг/м3

Ель - 460 кг/м3

Дуб - 540 кг/м3

Липа - 540 кг/м3

Пихта сибирская - 375 кг/м3

Граб - 800 кг/м3

Ясень - 640 кг/м3

Бук - 670 кг/м3

Берёза - 650 кг/м3

Учитель: Летом в наших местах бушевали пожары, уничтожившие огромные участки леса.

Работа с картой.

На карте фишками отмечены районы, в которых бушевали пожары. Откройте атласы Комсомольского района и найдите Бельго. В прошлом году бушевал пожар в Солнечном, Селихино и других районах.

Какую роль играют леса в жизни человека?

№2 Подсчитайте, сколько человек лишились при этом своих генераторов кислорода.

Задача. Два дерева обеспечивают одному человеку в течение года необходимое количество кислорода. Пожары в этом году уничтожили 500 га леса. На каждом гектаре росло в среднем 140 деревьев.

Сколько человек лишилось своих генераторов кислорода?

1 ч – 14 дер. 1) 500 * 140 = 70 000 деревьев
500 ч – х дер. 2) 70 000 : 2 = 35 000 человек

№3 Известно, что средняя скорость роста дуба примерно 0,3 м в год. Сколько лет дереву высотой 6,3 м?

Сколько лет надо ждать человеку, чтобы вырастить дубовую рощу.

Почему дубовые рощи необходимы человеку?

Ответ:

1) 6,3 : 0,3 = 21 (год) дереву высотой 6,3м

2) ждать надо 21 год;

3) деревья вырабатывают кислород.

Учитель: Что надо сделать с вами, чтобы восстановить сгоревшие в пожаре леса.

Заполнить бюллетень!!!

(Пожары уничтожили более 500 га леса, при этом 35 000 человек лишились своих генераторов кислорода)

Задачи 3 группы.

За последнее время участились аварии на нефтепроводах, аварии нефтеперевозящих танкеров в стране и за рубежом. Совсем недавно наш нефтетанкер потерпел крушение в районе Японских островов. Исключением не является и Хабаровский край, может не в таких масштабах, но, тем не менее, сбрасывают в Амур и мазут, нефтепродукты, и бензин, нерадивые хозяйственники не стесняются выбрасывать отходы производства. Нефтепродукты проникают в организм растений, рыб, животных, человека и губительно действуют на них.

Конкретные задачи по этой теме решала 3 группа.

№1. Определить площадь поверхности воды в озере, покрытой нефтяной плёнкой, если объём вылившейся нефти 600 м, а толщина плёнки 0,000001 мм.

V = 600 м3 

h = 0,000001 мм = 0,000 000 001 м

S - ?

_____________

= = 600 000 000 000 м2 =  600 000 км2

Ответ: площадь плёнки в озере 600 000 км2.

№2. Попадая в организм человека 0,013 мл нефти вызывает изменение в составе крови. Опасна ли для употребления вода, содержащая 0,007 мл нефти в каждом литре, если человек в среднем потребляет не менее 2 л воды в сутки?

Предельно допустимая доза 0,013мл

1 л – 0,007мл х = 2*0,007

2 л – х мл х = 0,014мл

Ответ: да, опасна, т.к. уже при 0,013 мл человек заболевает.

№3. Надо ли брать с собой питьевую воду?

Если да, то решите задачу:

Какой вес имеет вода объёмом 1 дм?

V = 1 дм3 = 0,001 м3

P = 1000 кг/м3

P -?

_____________

P = Fтяж = mg = pB * VB*g

P= 1000 кг/м3 * 0,001м3 * 9,8 н/кг = 9,8 Н

Ответ: вес воды 9,8 Н

№4. Если не надо брать с собой питьевую воду, то какие способы очистки воды в походных условиях вы примените.

Ответ:

1) фильтрация воды (через ватно-марлевую салфетку);

2) кипячение воды;

3) в зимнее время – замораживание.

Итог урока.

  • Какой вы находите экологическую обстановку в нашей местности?
  • Как нужно поступать?
  • Ваши предложения?

Ответы:

  • Природу нужно восстановить и беречь.
  • Человек – часть природы.
  • Ущерб, наносимый природе, пагубно сказывается на людях.

Конец урока.

Кто получает красные фишки, поставьте себе в дневник – 5

  • Синие фишки - 4
  • Коричневые фишки - 3

Спасибо за урок!

Экологический бюллетень.

Рисунки учащихся на экологическую тему Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за год: 36,610 тыс. тонн, в т.ч.: твёрдых веществ – 6,844т. т

Диоксида серы - 7,381т. т

Окиси углерода – 1,44т. т

Углеводорода – 4,668т. т

Окислов азота – 5,090т. т

Прочих - 1,187т. т

Токсичные отравляющие вещества

 

Пожары уничтожили более 500га леса, лишив 34000 человек генераторов кислорода.

 

Вода – продукт питания необходимый человеку.

Люди, берегите природу!

Человек – часть природы.

Физ. разминка.

  1. Встаньте, прогнулись, отведите лопатки назад. Повторите 5-6 раз это упражнение. Сядьте.
  2. Разминка по карточкам.

Программа

  1. Самостоятельный курс экологии;
  2. Учебник: экология, техника и производство.

Турдукалов

Яханович: 61 стр.

m 3 P(кг/м3)  
57

?

*

?

*

*

1036

*

?

V =?

m =?

p =?

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий урока в 8-м классе по теме "Строение атома. Информационные технологии на уроках физики" :: Познавательная игра "Поле чудес", посвящённая Всемирному Дню авиации и космонавтики :: Обобщающий урок по теме "Основы динамики" в 9-м классе :: Урок "Построение изображений в тонких линзах" (9-й класс) :: Урок — музыкальная гостиная :: Вещий сон (), 2017 :: Дом и дача/Дом и интерьер/Текстиль/Текстиль/Наматрасники/Двуспальные / Primavelle / Наматрасник двуспальный 130852 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD