Урок изучения нового материала "Плавание тел. Исследование условий плавания тел". 7-й класс : Физика
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок изучения нового материала "Плавание тел. Исследование условий плавания тел". 7-й класс : Физика

Значимость темы:

а) познавательная (выяснение условий плавания тел);

б) практическая (умение определять, как ведут себя различные тела при помещении их в ту или иную жидкость)

Цели деятельности педагога.

  • Образовательная (определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё)
  • Развивающая (продолжить работу по развитию мышления, познавательного интереса к предмету).
  • Воспитательная (продолжить работу по формированию добросовестного отношения к учёбе, преодолеть боязнь некоторых детей плавать); воспитание у учащихся умения делать выводы по результатам экспериментальных знаний;содействовать экологическому воспитанию учащихся, обратив внимание на загрязнение воды.

Требования к усвоению содержания учебного материала.

Учащиеся должны знать:

  • какие силы действуют на тело в жидкости; при каких условиях тело тонет, плавает, всплывает; как располагаются в сосуде несмешивающиеся жидкости.

Учащиеся должны уметь:

  • определять поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о поведении тел в жидкости (газе), применении плавания тел в жизни.

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:

- понять смысл условий плавания тел;

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент);

- понимание ценности: “успех как самостоятельное преодоление затруднений”

2. Метапредметных:

в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- поиск и устранение причин возникших трудностей;

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

3. Личностных:

1) Стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Структура урока:

  1. Организационный момент – вступительное слово учителя. 2 мин.
  2. Мотивационно-ориентировочный момент. 5-8 мин.
  3. Постановка темы и цели урока.
  4. Работа учащихся в группах – экспериментальные задания. 10 мин.
  5. Отчет групп о проделанных экспериментах – формулировка выводов. 12 мин.
  6. Домашнее задание и заключительное слово учителя. 3 мин.
  7. Рефлексия 3 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

- Добрый день всем! Дорогие ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. Поэтому глубоко вздохнули! Расправили плечи! Прошу садиться! Выберите кружок любого цвета (по три кружка разных цветов – всего 15). Эпиграфом к уроку будут слова И.Гёте: “Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать”

- Мы продолжаем изучение темы “Давление жидкости и газа” и сейчас я предлагаю немного вспомнить пройденное. Составьте из предложенных букв формулы (время на выполнение задания – 2 минуты)

Презентация.

Приложение 1. Карточки с заданием

На каждом уроке мы с вами ведем разговор о том, как использовать полученные знания на практике. Сегодняшний урок – не исключение. Чтобы определить тему урока, я предлагаю следующие фотографии (айсберг, корабль, оборудование для дайвинга, спасательный круг). Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Запишите в тетрадях число и тему урока “Плавание тел”. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать в ходе урока? Запишите эти вопросы на карточках в графе “хочу узнать”. Действительно, на уроке мы будет выявлять условия плавания тел. Плавание тел непосредственно связано с именем Архимеда. Давайте послушаем легенду об Архимеде (выступление ученика).

Теперь нам предстоит экспериментально изучить условия плавания тел. В начале урока вы взяли кружочки. Сформируйте группы в зависимости от цвета кружков. Каждая группа получает конверт соответствующего цвета с набором заданий.

Обратите внимание на то, что после выполнения опытов необходимо сделать вывод и ответить на вопрос, где в жизни мы встречаемся с подобными ситуациями.

Приложение 2. Практические задания

После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги.

Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь.

Учитель: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. (Группа 1)

Учащиеся: Один из них называет те тела, который тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод.

Выводы:

  • Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет.
  • Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.

(Выводы записываются в тетрадях.)

Учитель: Что произойдет с телом, если плотности жидкости и вещества будут равны?

Учащиеся: дают ответ.

Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята группы 2 рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

Учащиеся: Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

Учитель: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?

Учащиеся: В масле брусок погружался глубже, чем в воде.

Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.

Запишем этот вывод.

Учитель: Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин. (Группа 4)

Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Они тонут в воде. Чтобы заставить картофелину плавать, мы насыпали в воду больше соли.

Учитель: В чем же дело? Что же произошло?

Учащиеся: У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.

А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?

Учащиеся: Мы сделали из пластилина лодочку. Она имеет больший объем и поэтому плавает. Можно сделать из пластилина коробочку, она тоже плавает. У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.

Вывод: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело.

Учитель: Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Учитель: (Группа 5) Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Учитель: Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?

Учащиеся: (Группа 3) Мы погружали в воду две пробирки с песком – одна легче, другая тяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести.

Учитель: Молодцы. Значит, если тело плавает, то FA = Fтяж. (записываю на доске). А если тело тонет в жидкости?

Учащиеся: Тогда сила тяжести больше архимедовой силы.

Учитель: А если тело всплывает?

Учащиеся: Значит, архимедова сила больше силы тяжести.

Учитель: Итак, получили условие плавания тел. Но оно не связано с плотностью тела или с плотностью самой жидкости. (Эту зависимость рассмотрели ребята 1 группы). Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. Где в технике учитываются эти условия?

Учащиеся: При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде.

Учитель: Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде.

Учащиеся: С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще делают понтоны и подводные лодки.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

Это дало возможность создать прибор для измерения плотности жидкости – ареометр. Деления на нём растут сверху вниз. Чем больше плотность жидкости, тем на меньшую глубину ареометр в неё погружается (демонстрируется ареометр).

Домашнее задание

  1. Плавание животных и человека.
  2. Архимедова сила в живой природе.
  3. Плавание судов.
  4. Воздухоплавание (дирижабль, воздушный шар, аэростат)
  5. Разработайте правила поведения плохо плавающего человека, внезапно оказавшегося в воде, на глубине, вдали от берега.

У каждого на парте лежат рисунки-макеты ареометров. Выразите своё отношение к уроку, закрасив его по нижней или верхней линии, используя зависимость глубины погружения от плотности жидкости.

И закрепите их на пирамиде достижений.

Приложение 3. Актуализация знаний и рефлексия.

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству "Рождение весны"для учащихся 6-х классов :: Сценарий концерта "Песни из наших любимых мультфильмов" :: Сценарий творческого отчета "Я люблю тебя, Россия" :: Дополнительная образовательная программа "Тайны зеленого леса" :: "Я была тогда с моим народом…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") :: Солдат ( Soldado ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru