Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс : Физика

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс : Физика

ВАРИАНТ I

Энергия связи ядра

Как вам известно, ядра атомов состоят из протонов и нейтронов. Протоны имеют положительные заряды. Однако ядра являются устойчивыми образованиями, хотя одноименные заряды отталкиваются друг от друга. Какие же силы удерживают ядра о распада? Ядра не распадаются благодаря действию ядерных сил. Они действуют только на расстояниях порядка 10-15 м и в пределах ядра приблизительно в 100 раз больше кулоновских. Для разделения ядра на отдельные нуклоны нужно совершить работу против таких сил. Энергия, равная этой работе, называется энергией связи. Как же практически определить ее значение?

В этом помог выясненный с помощью масс-спектрографа интересный факт. Оказалось, что масса отдельных нуклонов больше, чем масса образованного ими ядра. Например, масса ядра атома составляет 14,003 а.е.м., а масса отдельно взятых нуклонов, входящих в его состав – 14,115 а.е.м., то есть возникал так называемый дефект массы в 0,112 а.е.м. Этот факт объяснила созданная в 1905 г. теория Эйнштейна. В ней утверждается, что масса и энергия любого тела взаимосвязаны. Уменьшение масс нуклонов означает потерю ими части своей энергии, которая при образовании ядра переходит в энергию связи его нуклонов. Энергия связи ядер определяется по формуле

где - разность масс отдельных нуклонов и ядра, с – скорость света в вакууме.

Согласно этой формуле энергия связи рассмотренного ядра азота равна

0,112 * 1,7 * 10-27 кг * 10 18 м22 = 1,7 * 10 – 9 Дж.

1. Почему энергия свободных нуклонов больше их энергии в ядре?

а) они находятся на одной бесконечности

б) они связаны в ядре

в) они не движутся в ядре

г) они непрерывно излучают энергию

2. По какой формуле можно рассчитать дефект масс?

1) * с2

2) Е/с2

3) Е/с

4) Е/t

3. Если дефект масс для некоторого ядра равен 0,500 а.е.м., то чему равна энергия связи его ядра?

а) 7,47 * 10-11 Дж

б) 5,47 * 10-11 Дж

в) 6,47 * 10-11 Дж

г) 4,47 * 10-11 Дж

4. Проведите энергетический расчет ядерной реакции и выясните, выделяется или поглощается энергия в этой реакции:

7 Li + 4 He —> 10 B + 1 n
3 2 5 0

5. Напишите недостающие обозначения в данной ядерной реакции:

? + 1 H a 22 Na + 4 Ne
1 11 2

ВАРИАНТ II

Регистрация заряженных частиц

Распространенным прибором для регистрации заряженных частиц является газоразрядный счетчик Гейгера-Мюллера. Газоразрядный счетчик представляет собой металлический цилиндр. По оси которого натянута тонкая проволока, изолированная от цилиндра. Цилиндр заполняется специальной смесью газов (например, аргон + поры спирта), давление которых 1000-1500 мм рт. ст. Счетчик включается в цепь: цилиндр соединяется с отрицательным полюсом источника тока, а нить с положительным; на них подается напряжение порядка 1000 В.

Попадание в счетчик быстрой заряженной частицы вызывает ионизацию газа. При этом образуется свободный электрон. Он движется к положительно заряженной нити, и в области сильного поля вблизи нити ионизирует атомы газа. Продукты ионизации и электроны ускоряются полем и в свою очередь ионизируют газ, образуя новые свободные электроны, которые участвуют в дальнейшей ионизации атомов газа.

Число ионизированных атомов лавинообразно возрастает и в газе счетчика вспыхивает электрический разряд. При этом по цепи счетчика проходит кратковременный импульс электрического тока. Отрицательно заряженные электроны собираются вблизи нити. А более массивные положительно заряженные ионы медленно движутся к стенкам цилиндра. Электроны уменьшают положительный заряд нити, а положительные ионы отрицательный заряд цилиндра, соответственно. Электрическое поле внутри цилиндра ослабевает. Через промежуток времени порядка микросекунды поле ослабляется настолько, что электроны не будут иметь скорости, необходимой для ионизации. Ионизация прекращается, и разряд обрывается.

За счет притока зарядов из источника тока счетчик снова будет готов к работе через 100-2000 мкс после вспышки. Таким образом, в счетчике возникают кратковременные разряды, которые могут быть подсчитаны специальным устройством. По их числу можно оценить число частиц, попадающих в счетчик.

1. При каком условии происходит ионизации газа в газоразрядном счетчике?

А. При попадании в него заряженной частицы

Б. При попадании электрического поля, ускоряющего движения частицы

Правильным является ответ

  1. только А
  2. только Б
  3. и А, и Б
  4. ни А, ни Б

2. Какие частицы вызывают ионизацию газа?

А. Электроны

Б. Положительно заряженные ионы

Правильным является ответ

  1. только А
  2. только Б
  3. и А, и Б
  4. на А. ни Б

3. Что происходит при попадании в счетчик быстрой заряженной частицы? Ответ поясните.

4. Определите энергетический выход ядерной реакции,

2 H + 2 H —> 3 He + 1 n
1 1 2 0

если энергия связи ядра изотопа гелия 7,7 МэВ, ядра дейтерия 2,2 МэВ.

5. Определите дефект масс ядра дейтерия в атомных единицах массы.

2 H
1

ВАРИАНТ III

Атомное ядро

Атом состоит из атомного ядра и вращающихся вокруг него электронов. В 1032 г. было установлено, что атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. Протон – положительно заряженная частица с массой в 1836 раз большей, чем масса электрона. Электрический заряд протона совпадает по модулю с зарядом электрона qp = 1.6 х 10-19Кл. Ядра разных атомов содержит разное число протонов. Так в ядре атома водорода один протон, а в ядре атома кислорода их восемь, в ядре урана 92 протона. Число протонов в ядре совпадает с порядковым номером соответствующего элемента в таблице Менделеева. Число протонов в ядре обозначают буквой Z. Столько же и электронов в атоме. В периодической таблице для каждого элемента указано, кроме порядкового номера, еще одно число, которое, будучи округленным до целого числа, показывает общее число частиц (протонов и нейтронов) в атомном ядре. Оно обозначается буквой А и называется массовым числом.

Нейтрон – нейтральная частица с массой, которая в 1839 раз превышает массу электрона. Заряд нейтрона равен нулю. Число нейтронов обозначают буквой N.

N = A – Z

Чтобы найти число нейтронов в ядре, надо из массового числа ядра вычесть число протонов в нем.

1. В ядре атома бора 5 протонов и 6 нейтронов. Во сколько раз масса протонов и нейтронов, из которых состоит это ядро, превышает массу электронов в этом атоме?

  1. в 1836
  2. в 1839
  3. в 4047
  4. в 4039

2. По данным таблицы Менделеева германий имеет порядковый номер 32 и массовое число 73. Сколько протонов и нейтронов в ядре германия?

  1. Z = 41; N = 32
  2. Z = 32; N = 73
  3. Z = 73; N = 32
  4. Z = 32; N = 41

3. Масса электрона 9,1 х 10-31 кг. Чему равна масса частиц, из которых состоит ядро урана, имеющего массовое число 238?

А) 3,976 х 10-25 кг

Б) 3,989 х 10-25 кг

В) 3,980 х 10-25 кг

Г) 4,011 х 10-25 кг

4. Определите дефект масс

10 В
5
7 Li
3

5. Вычислите энергию, необходимую для расщепления ядра лития на нейтроны и протоны.

Ответы

  № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
1 вариант 2 2 1 поглощается магний - 25
2 вариант 3 1 ионизация газа в цилиндре счетчика;

влетающие в счетчик заряженные частицы имеют большую скорость и большую энергию, которой достаточно чтобы, столкнувшись с молекулами газа выбить свободные электроны

3,3 МэВ 0,0019 а.е.м.
3 вариант 3 4 3 0,0695 а.е.м. 6,2*10-12Дж
Читать еще:


Новые материалы:

Развитие восприятия музыки с использованием метода моделирования художественно-творческого процесса :: Урок-сказка "Там, где музыка, плохо быть не может" :: Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Веселые нотки здоровья" :: Нестандартные формы уроков по музыке :: Осенний бал "Арбузник" :: Пассажир ( The Commuter ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Как приручить дракона 3 ( How to Train Your Dragon 3 ), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD