Урок физики на тему "Законы идеального газа". 10-й класс : Физика

Урок физики на тему "Законы идеального газа". 10-й класс : Физика

Раздел: Молекулярная физика и термодинамика

Цель урока: Изучение газовых законов (история открытия, графики изопроцессов, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ, практическое применение).

Задачи урока:

Образовательные:

- установить связь между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретическим способами;

- научить применять свои знания при решении задач, показать графическое объяснение изопроцессов;

- указать границы применимости теории идеальных газов на практике;

- рассмотреть следствия из уравнения состояния идеального газа.

- научится использовать знания на практике, понять значимость полученных знаний в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Развивающие

развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, развивать мышление;

развивать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии;

активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, показать значимость физических знаний в жизни;

продолжить формировать умение принимать решения.

Воспитательные

способствовать формированию сотрудничества и взаимовыручки в классном коллективе.

воспитывать интерес к предмету изучения, любознательность.

развивать творческую активность и самостоятельность учеников;

развивать умения  выделять главное, делать выводы;

развивать навыки грамотной речи и логического мышления;

развивать объективную самооценку;

совершенствовать экспериментальные навыки.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, исследовательский, проблемный.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Развитие общих компетенций

  • осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития:
  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами, социальными партнерами:
  • брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Межпредметные связи: химия, физика, история.

Учебно-методическое обеспечение урока:

1. Дидактические и методические средства:

- презентация урока,

- методическая разработка занятия для учителя,

- Интернет ресурсы - анимации газовых законов,

- лабораторное оборудование Sensor Lab.

2. Учебно-материальное оснащение:

  1. А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.М. Салецкий , Физика 10 класс. М.:Вентана-Граф, 2012;
  2. ЭФУ Физика 10 класс.

Прогнозируемый результат:

Учащийся должен знать:

  • понятия изопроцесс, газовый закон;
  • закономерности изотермического, изобарного, изохорного процессов.

Учащийся должен уметь:

  • решать задачи на применение газовых законов.

Список использованной литературы:

  1. ВикипедиЯ http://ru.wikipedia.org/wiki/Изопроцессы
  2. Изобарный процесс http://www.youtube.com/watch?v=ic3pMbDgdNQ
  3. Изотермический процесс http://www.youtube.com/watch?v=_XrePhFymtI
  4. Изохорный процесс http://www.youtube.com/watch?v=0m37bjWYP

План урока:

  1. Организационный момент - 1 минута
  2. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала (фронтальная беседа) – 5 минут
  3. Этапы усвоения новых знаний
    1. объяснительная беседа – 3 минуты;
    2. демонстрационный эксперимент -2 минуты;
    3. фронтальные экспериментальные задания (работа в группах) - 7 минут;
    4. представление работы группы – 9 минут.
  4. Этап закрепления новых знаний
    1. решение графичесих задач – 4 минуты;
    2. самостоятельное решение задач (тест) – 7 минут;
    3. анализ типичных затруднений -3 минуты;
  5. Подведение итогов, выставление оценок -1 минуты
  6. Домашнее задание – 1 минута
  7. Заключение урока о результатах работы на уроке -2 минута

Характеристика этапов урока

Этап урока Задачи этапа Содержание этапа Формы организации учебной работы

Методы и приемы работы

Средства обучения
Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение положительной обстановки для работы на уроке Приветствие, организация внимания.

Фиксирование присутствующих.

Проверка подготовленности к занятию.

Методы: словесный (диалог, беседа);

Формирование групп по случайному признаку.

 
Актуализация опорных знаний Повторение пройденного материала Фронтальный опрос по ранее изученному материалу:

Что изучает МКТ?

Что такое идеальный газ?

Сформулируйте нулевой закон термодинамики?   (изолированная Т/Д система самопроизвольно переходит в состояние т/д равновесия)

Что такое макро и микропараметры? Чем они отличаются?

Как называются приборы для измерения объема, давления и температуры?

- Как зависят параметры газа друг от друга? Макропараметры Т\д не могут принимать произвольное значение, они связаны определенными соотношениями. Эти соотношения называются уравнениями состояния, которые мы должны вывести в течение урока. Переход т\д системы из одного состояния в другое называется газовым процессом.

Методы:

словесный (описание, разъяснение, вопросы);

наглядный.

Формы:

индивидуальная и групповая работа.

Презентация
Этапы усвоения новых знаний

объяснительная беседа

демонстрационный эксперимент

Сообщить тему, сформулировать цель и план занятия. Подведение к формулировке новой темы и постановка цели ее изучения.

Формулирование вопросов, актуализирующих опорные знания: макроскопические параметры характеризующие состояние идеального газа?

Какое уравнение связывает между собой эти параметры?

Учёных же давно интересовал вопрос, а существуют ли закономерности в поведении газа, если менять его состояние, как при неизменной массе, так и при неизменном каком-либо другом параметре (P,V,T). Как вы понимаете, эти задачи были успешно решены. Изменение состояния газа при неизменной массе и каком-либо другом параметре назвали изопроцессом. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с законами изопроцессов, иначе газовыми законами.

Работа в группах (каждая группа изучает один газовый закон, используя Электронную форму учебника по физике), заполняют часть таблицы  (Приложение 1). Учащиеся работают по предложенной схеме : Приложение 2.

Методы:

словесный (описание, разъяснение, вопросы);

наглядный.

практический (работа с текстовой информацией, заполнения таблицы).

Формы:

индивидуальная и групповая работа;

 

 

 

 

 

 

Прием “Инсерт”

Презентация учебник, заполнение таблицы

Конспектирование

Чтение, выделение информации, структурирование

Представление работы группой

фронтальные экспериментальные задания (работа в группах)

представление работы группы

Обмен информацией.

Заполнение итоговой таблицы и составление конспекта

Индивидуальные выступления учащихся с сообщениями об ученых открывших газовые законы.

Выступление одного из представителей группы по своей теме (“Изотермический процесс”, “Изобарный процесс”, “Изохорный процесс”). Остальные следят за ходом выступления, при необходимости исправляют, корректирует ответ.

Заполнение сводной таблицы в тетрадях (Приложение 1)

Методы:

– словесный (умение с полнотой выражать свои мысли, разъяснение);

– наглядный (графические изображения).

Прием “Сводная таблица”

Презентация .

Активное слушание и восприятие.

Конспекты в тетрадях.

Этап закрепления новых знаний:

решение графичесих задач

самостоятельное решение задач (тест)

анализ типичных затруднений

Обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного. Газовые законы позволяют вывести уравнение состояния идеального газа, обобщив изобарный и изохорный процесс.

Полученное соотношение называется объединенным газовым законом для идеального газа или уравнением Клапейрона.

Закрепление полученных знаний:

решение качественных задач на применение газовых законов

Совместное решение графической задачи у доски.

Решение теста.

Анализ тестовых заданий.

Методы:

– практический (анализ, синтез);

– словесный (разъяснение, беседа, диалог).

наглядный (графические изображения).

Форма организации: работа в парах

Презентация

тетрадь

Домашнее задание Мотивация на самостоятельную работу (собственная деятельность) Инструктаж по выполнению домашней лабораторной работы “Проверка закона Гей – Люссака в домашних условиях”.

Инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы получают по электронной почте  (Приложение 3).

– словесный (разъяснение, беседа, диалог). Презентация
Заключение, рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. Учитель

Подведение итогов занятия. Оценивание работ обучающихся.

Рефлексия

Методы

– рефлексивный (самооценка его состояния);

– словесный

Тетрадь

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий урока по английскому языку по теме "We must protect our environment" :: Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка :: Видеоурок по теме "Master Cook Club", 8-й класс :: Некоторые современные зарубежные методы обучения английскому языку :: Размышления о "Чудо-прописях"и о методическом пособии :: Запрещенный прием (Sucker Punch, США, 2011) - спойлеры, пересказ, трактовка :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-04-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD