Урок физики на тему "Законы идеального газа". 10-й класс : Физика

Раздел: Молекулярная физика и термодинамика

Цель урока: Изучение газовых законов (история открытия, графики изопроцессов, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ, практическое применение).

Задачи урока:

Образовательные:

- установить связь между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретическим способами;

- научить применять свои знания при решении задач, показать графическое объяснение изопроцессов;

- указать границы применимости теории идеальных газов на практике;

- рассмотреть следствия из уравнения состояния идеального газа.

- научится использовать знания на практике, понять значимость полученных знаний в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Развивающие

развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, развивать мышление;

развивать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии;

активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, показать значимость физических знаний в жизни;

продолжить формировать умение принимать решения.

Воспитательные

способствовать формированию сотрудничества и взаимовыручки в классном коллективе.

воспитывать интерес к предмету изучения, любознательность.

развивать творческую активность и самостоятельность учеников;

развивать умения  выделять главное, делать выводы;

развивать навыки грамотной речи и логического мышления;

развивать объективную самооценку;

совершенствовать экспериментальные навыки.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, исследовательский, проблемный.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Развитие общих компетенций

Межпредметные связи: химия, физика, история.

Учебно-методическое обеспечение урока:

1. Дидактические и методические средства:

- презентация урока,

- методическая разработка занятия для учителя,

- Интернет ресурсы - анимации газовых законов,

- лабораторное оборудование Sensor Lab.

2. Учебно-материальное оснащение:

  1. А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.М. Салецкий , Физика 10 класс. М.:Вентана-Граф, 2012;
  2. ЭФУ Физика 10 класс.

Прогнозируемый результат:

Учащийся должен знать:

Учащийся должен уметь:

Список использованной литературы:

  1. ВикипедиЯ http://ru.wikipedia.org/wiki/Изопроцессы
  2. Изобарный процесс http://www.youtube.com/watch?v=ic3pMbDgdNQ
  3. Изотермический процесс http://www.youtube.com/watch?v=_XrePhFymtI
  4. Изохорный процесс http://www.youtube.com/watch?v=0m37bjWYP

План урока:

  1. Организационный момент - 1 минута
  2. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала (фронтальная беседа) – 5 минут
  3. Этапы усвоения новых знаний
    1. объяснительная беседа – 3 минуты;
    2. демонстрационный эксперимент -2 минуты;
    3. фронтальные экспериментальные задания (работа в группах) - 7 минут;
    4. представление работы группы – 9 минут.
  4. Этап закрепления новых знаний
    1. решение графичесих задач – 4 минуты;
    2. самостоятельное решение задач (тест) – 7 минут;
    3. анализ типичных затруднений -3 минуты;
  5. Подведение итогов, выставление оценок -1 минуты
  6. Домашнее задание – 1 минута
  7. Заключение урока о результатах работы на уроке -2 минута

Характеристика этапов урока

Этап урока Задачи этапа Содержание этапа Формы организации учебной работы

Методы и приемы работы

Средства обучения
Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение положительной обстановки для работы на уроке Приветствие, организация внимания.

Фиксирование присутствующих.

Проверка подготовленности к занятию.

Методы: словесный (диалог, беседа);

Формирование групп по случайному признаку.

 
Актуализация опорных знаний Повторение пройденного материала Фронтальный опрос по ранее изученному материалу:

Что изучает МКТ?

Что такое идеальный газ?

Сформулируйте нулевой закон термодинамики?   (изолированная Т/Д система самопроизвольно переходит в состояние т/д равновесия)

Что такое макро и микропараметры? Чем они отличаются?

Как называются приборы для измерения объема, давления и температуры?

- Как зависят параметры газа друг от друга? Макропараметры Т\д не могут принимать произвольное значение, они связаны определенными соотношениями. Эти соотношения называются уравнениями состояния, которые мы должны вывести в течение урока. Переход т\д системы из одного состояния в другое называется газовым процессом.

Методы:

словесный (описание, разъяснение, вопросы);

наглядный.

Формы:

индивидуальная и групповая работа.

Презентация
Этапы усвоения новых знаний

объяснительная беседа

демонстрационный эксперимент

Сообщить тему, сформулировать цель и план занятия. Подведение к формулировке новой темы и постановка цели ее изучения.

Формулирование вопросов, актуализирующих опорные знания: макроскопические параметры характеризующие состояние идеального газа?

Какое уравнение связывает между собой эти параметры?

Учёных же давно интересовал вопрос, а существуют ли закономерности в поведении газа, если менять его состояние, как при неизменной массе, так и при неизменном каком-либо другом параметре (P,V,T). Как вы понимаете, эти задачи были успешно решены. Изменение состояния газа при неизменной массе и каком-либо другом параметре назвали изопроцессом. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с законами изопроцессов, иначе газовыми законами.

Работа в группах (каждая группа изучает один газовый закон, используя Электронную форму учебника по физике), заполняют часть таблицы  (Приложение 1). Учащиеся работают по предложенной схеме : Приложение 2.

Методы:

словесный (описание, разъяснение, вопросы);

наглядный.

практический (работа с текстовой информацией, заполнения таблицы).

Формы:

индивидуальная и групповая работа;

 

 

 

 

 

 

Прием “Инсерт”

Презентация учебник, заполнение таблицы

Конспектирование

Чтение, выделение информации, структурирование

Представление работы группой

фронтальные экспериментальные задания (работа в группах)

представление работы группы

Обмен информацией.

Заполнение итоговой таблицы и составление конспекта

Индивидуальные выступления учащихся с сообщениями об ученых открывших газовые законы.

Выступление одного из представителей группы по своей теме (“Изотермический процесс”, “Изобарный процесс”, “Изохорный процесс”). Остальные следят за ходом выступления, при необходимости исправляют, корректирует ответ.

Заполнение сводной таблицы в тетрадях (Приложение 1)

Методы:

– словесный (умение с полнотой выражать свои мысли, разъяснение);

– наглядный (графические изображения).

Прием “Сводная таблица”

Презентация .

Активное слушание и восприятие.

Конспекты в тетрадях.

Этап закрепления новых знаний:

решение графичесих задач

самостоятельное решение задач (тест)

анализ типичных затруднений

Обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного. Газовые законы позволяют вывести уравнение состояния идеального газа, обобщив изобарный и изохорный процесс.

Полученное соотношение называется объединенным газовым законом для идеального газа или уравнением Клапейрона.

Закрепление полученных знаний:

решение качественных задач на применение газовых законов

Совместное решение графической задачи у доски.

Решение теста.

Анализ тестовых заданий.

Методы:

– практический (анализ, синтез);

– словесный (разъяснение, беседа, диалог).

наглядный (графические изображения).

Форма организации: работа в парах

Презентация

тетрадь

Домашнее задание Мотивация на самостоятельную работу (собственная деятельность) Инструктаж по выполнению домашней лабораторной работы “Проверка закона Гей – Люссака в домашних условиях”.

Инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы получают по электронной почте  (Приложение 3).

– словесный (разъяснение, беседа, диалог). Презентация
Заключение, рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. Учитель

Подведение итогов занятия. Оценивание работ обучающихся.

Рефлексия

Методы

– рефлексивный (самооценка его состояния);

– словесный

Тетрадь

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс :: Проект "Карбоновые кислоты" :: Урок по химии в 11-м классе по теме "Гидролиз веществ" :: Вода. Водные растворы. Массовая доля растворенного вещества в растворе :: Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс :: Тачки 3 ( Cars 3 ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Шкафы/Шкафы навесные / Акватон / Тумба под раковину Акватон Мадрид 100 М ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD